» » Дети федора иоанновича и ирины годуновой. Ирина федоровна годунова, краткая биография и история правления. Отношения с Церковью

Дети федора иоанновича и ирины годуновой. Ирина федоровна годунова, краткая биография и история правления. Отношения с Церковью

Русская царица Ирина Годунова, самостоятельно правившая страной немногим более месяца, внесла неоценимый вклад в развитие государства. Будучи влиятельным политиком и видным общественным деятелем, она фактически управляла Россией вместе со своим супругом.

Происхождение. Юные годы

Брату и сестре Годуновым выпала честь воспитываться вместе с детьми Ивана Грозного. В они попали благодаря дяде, который выполнял при дворе роль постельничего. Годуновы происходили из костромского малоизвестного рода. Близость к государевой семье делала их исключительными.

Еще с малых лет Ирина полюбилась будущему человеку безвольному и смиренному. Выросшие вместе, они знали друг о друге все. Свадьба была делом времени, они повенчались в 1575 году, когда обоим было по 23 года. Вопреки обычаям, смотра невест у Федора Иоанновича не было, он выбрал одну-единственную и был верен ей до конца.

Жена государя

Молодожены были не похожи друг на друга. Федор, от природы тихий и болезненный, никогда не вмешивался в придворные интриги, вел спокойную и размеренную жизнь. Ирина же была его противоположностью: статная и красивая молодая женщина, самолюбивая и властная, она принимала активное участие и в государственных делах, и в светских.

До Ирины Годуновой царицы были скорее тенью своего венценосного супруга, находились в кругу семьи, выезжали на богомолье и занимались благотворительностью. Жена Федора Иоанновича была совершенно другая: она заседала в принимала иностранных послов, вела переписку с европейскими монархами, в частности с Елизаветой Английской и супругой кахетинского царя Александра II.

Ирина много сделала и для Русской православной церкви. Тесно общаясь с патриархом Александрийским, она настаивала на необходимости сделать Русь отдельным патриархатом. Многие монастыри получали от нее щедрые пожертвования. Согласно историческим справкам, в начале царица Ирина принимала у себя патриарха Константинополя Иеремию и просила у него благословения. После этого она выступила на публике с речью, чего до этого не делала ни одна русская государыня. Нередко на царских указах Федора Иоанновича можно увидеть две подписи: вторую оставляла его благоверная - царица Ирина.

Красиво жить не запретишь

Наряды жены государя отличались изысканностью и роскошью. Арсений Елассонский, архиепископ, присутствующий на приеме у Ирины Годуновой, так описывает ее одеяние: «Малейшей части этого великолепия хватило бы для украшения десятка царей». Корона государыни была украшена аметистами густого фиолетового цвета и крупными сапфирами. Парадный зал, названный позже Золотой палатой, был искусно расписан золотом и украшен фресками, изображающими житие великих женщин-правительниц: княгини Ольги, святой Елены, царицы Динары. Эти покои стали приемной многих российских монархов.

Дети

Наследников и Ирина Годунова не оставили. Ходили слухи о некрепком здоровье царя, выписывали даже иностранных лекарей, но все было напрасно. Их единственная дочь, Феодосия, рожденная в мае 1592 года, не прожила и двух лет. Царица Ирина несколько раз была беременна, но подарить царю наследника так и не смогла. Пройдут века, пока станет известно, что у нее было особенное строение таза, исключающее нормальное вынашивание ребенка.

Будучи на смертном одре, Иван Грозный завещал сыну жениться на Ирине Мстиславской, в случае если его нынешняя супруга окажется бездетной. Он хорошо понимал, что без наследника в стране скоро настанет время смуты и хаоса, губительных для России. Царица Ирина осознавала шаткость своего положения. На помощь пришел ее старший брат Борис: Мстиславскую выкрали из родительского дома и против ее воли постригли в монахини.

Вдовствующая царица

Федор Иоаннович умер 7 января 1598 года, не оставив после себя ни единого документа о престолонаследии. Борис Годунов в сговоре с патриархом Иовом объявили боярам о желании покойного государя посадить на русский трон его любимую супругу. Боясь страшного времени междувластия, дума согласилась присягнуть ей на верность. Так на престол взошла Ирина Годунова - царица Всея Руси. Ее правление не назовешь долгим - номинально главой государства она являлась с 16 января по 21 февраля 1598 года. Уже на 9-й день после смерти мужа русская царица Ирина решила постричься в монахини, освободив тем самым трон для своего любимого брата.

Еще Федор говорил ей об уходе в монастырь в случае его смерти, тем самым он хотел обезопасить супругу от заговоров и изощренных интриг боярства. Российская царица Ирина объявила о своем решении принародно, выступив с речью на Красном крыльце. Простой люд молил государыню остаться и править, но она осталась непреклонна.

Сестра царя

Ирина оставила царские палаты и удалилась под сень Новодевичьего монастыря. Там она приняла постриг, став инокиней Александрой. До благословения на царствие своего брата, будучи уже монахиней, она продолжала править страной: принимала челобитников, подписывала указы, раздавала поручения. Восшествие на престол Бориса Годунова было связано с настоящим политическим спектаклем. В будущий царь, прибыло целое шествие просителей. Толпа, подкупленная сторонниками Годунова, молила его стать во главе государства. Борис несколько раз отвергал предложенную ему корону, но в итоге согласился. Ирина благословила брата 21 февраля 1598 года, после чего полностью отошла от дел. Остаток дней она посвятила богослужению и благотворительности.

Инокиня Александра

Царица Ирина, освободившаяся от бремени правления, прожила в стенах монастыря около 5 лет. Суровые аскетические условия, сырая холодная келья и скудная еда не пошли на пользу не старой еще женщине.

Согласно исследованиям ее саркофага, у инокини Александры были больные суставы и наследственная патология костной ткани. Вероятно, в последние годы передвигалась она с трудом. Об этом же свидетельствует повышенное содержание свинца, ртути, мышьяка в ее останках. Видимо, бывшая царица часто практиковала лечение мазями, чтобы хоть как-то облегчить боль.

Святая царица Ирина

Монахиня Александра почила 29 октября 1603 года. После смерти ее имущество отошло церкви, сама она была захоронена в стенах Вознесенского монастыря в Московском Кремле, как и другие царицы до нее. Позже останки были перенесены в подклет Архангельского собора, где покоятся многие великие князья и цари.

За праведную жизнь Ирину Годунову и Федора Иоанновича уподобляли Петру и Февронии Муромским. Эти святые считаются русским символом семьи, благочестия и милосердия.

Доктор исторических наук Т. ПАНОВА.

Жизнь царского двора - тема неисчерпаемая. Она в значительной степени связана с Московским Кремлем - многовековым центром размещения двух основных ветвей власти средневековой Руси: светской и духовной. Публичную сторону этих властных институтов отражают письменные источники, на страницах которых светские владыки предстают в роли главы государства. Они заключают договоры, встречаются с послами, руководят военными действиями, взаимодействуют с ближайшим окружением, организуют строительство крепостей и храмов... Сведения об их семейной жизни редки, остаются чаще всего загадкой их личные пристрастия и увлечения, отношения с близкими людьми. Поэтому столь мало мы знаем о женской половине государева двора, о судьбе великих княгинь и цариц, остававшихся до конца XVII века в тени, в пространстве, ограниченном теремом и храмом, - исключение составляли лишь выезды на богомолье.

Часть территории Кремля по плану Москвы начала XVII века: 1 - Фроловские ворота; 2 - Вознесенский монастырь; 3 - подворье Кирилло-Белозерского монастыря; 4 - двор бояр Хабаровых-Симских.

Скульптурный портрет Ирины Годуновой, выполненный по черепу экспертом-криминалистом С. А. Никитиным.

План церкви Вознесения возле Фроловских ворот (позднее названных Спасскими), где сложился некрополь для женской части правящего московского дома. Захоронение царицы Ирины обозначено номером 16.

Царь Федор Иоаннович (1557-1598), унаследовав после отца, Ивана Грозного, русский престол, сидел на нем с 1584 года. (Реконструкция по черепу выполнена профессором М. М. Герасимовым, разработавшим этот метод.)

В 1929 году, при переносе саркофага царицы Ирины в Архангельский собор, он впервые был открыт. Из него вынули пострадавший от времени стеклянный кубок западноевропейского производства, украшенный росписью белой эмалью и позолотой.

Брат царицы Ирины Борис Годунов, царствовавший в 1598-1605 годы.

Потир Ирины Годуновой, хранящийся в Оружейной палате.

Таблица показывает, что мозг Ирины Годуновой содержал повышенное количество различных веществ в сравнении со средней нормой, называемой "кларк", и теми показателя ми, которые выявлены у современных москвичей.

В последнее время появляются возможности, их становится все больше, проникнуть и в этот замкнутый мир - на женскую половину царского двора, проследить обстоятельства жизни русских великих княгинь и цариц, выяснить судьбу некоторых из них. Особенно много новых сведений получено в последние годы при изучении уникального археологического источника, размещающегося в музее-заповеднике "Московский Кремль", - захоронений, перенесенных из бывшего Вознесенского монастыря, существовавшего на территории крепости Москвы с начала XV века. Весной 1407 года великая княгиня Евдокия Дмитриевна, вдова великого князя Дмитрия Донского, закладывает возле Фроловских (позднее - Спасских) ворот белокаменного Кремля церковь Вознесения, которая стала усыпальницей великих и удельных княгинь.

История усыпальницы насчитывает почти 300 лет и заканчивается в первой половине XVIII столетия, когда Петр I переносит столицу России в Санкт-Петербург. Однако некрополь в церкви Вознесения сохраняется вплоть до 1929 года - начала активных антицерковных действий в стране. В 1929-1931 годы Вознесенский монастырь был разорен. Но сотрудникам Оружейной палаты удалось спасти исторические захоронения, перенеся их сначала в Архангельский собор Кремля, а затем в подземную палату рядом с ним. Тогда же впервые произвели и вскрытие некоторых саркофагов.

Активно изучать уникальный некрополь начали в середине 1980-х, а наибольшего размаха работы достигли в 2001-2003 годах. В руках историков оказался интереснейший источник, исследование его раскрывает ценнейшие сведения о погребальном обряде и материальной стороне жизни средневекового общества. Много нового удается узнать и о людях, оставивших заметный след в отечественной истории, о женщинах, чьи судьбы, в силу традиции, почти не отражены в письменных источниках.

Изучение некрополя Вознесенского собора дает такой богатый исторический материал, что возник даже особый научный проект. В нем принимают участие антропологи, гистологи, геохимики, эксперты-криминалисты и специалисты других наук. Благодаря их трудам и нынешним возможностям науки удается полнее представить (а иногда и увидеть воочию) физический тип русских великих княгинь и цариц, понять, как они жили. А главное - связать новые данные с теми немногочисленными сведениями о московском дворе, которые дают письменные источники.

Исследование захоронения царицы Ирины Годуновой, жены царя Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, открыло новые детали в жизни этой женщины.

На старых планах Вознесенского собора и его некрополя, опубликованных в конце XIX столетия А. Пшеничниковым, погребение царицы Ирины отмечено номером 16 в юго-западном углу храма. Над ее могилой размещался памятник, аналогичный тем, что и сегодня можно увидеть в мужском храме-усыпальнице, в Архангельском соборе Кремля - некрополе русских великих князей и царей. Ирину Федоровну похоронили в белокаменном, изготовленном из монолита саркофаге, имеющем антропоморфную форму - полукруглое оголовье и плечики. Надписи-эпитафии на крышке гроба не было.

Прежде чем перейти к рассказу о том, что же удалось узнать о царице Ирине во время исследований погребального комплекса, коротко проследим ее судьбу.

Ирина Федоровна Годунова и ее брат Борис происходили из рода не отличавшихся знатностью костромских дворян (родителями были боярин Федор Иванович Кривой Годунов и Степанида Ивановна). Но начиная с середины XVI века дядья Бориса и Ирины занимали достаточно высокое положение при московских государях. Потому-то брат с сестрой еще в детские годы оказались при царском дворе, где воспитывались вместе с детьми Ивана IV. Этим в значительной степени объясняются крепкие связи Бориса и Ирины с царевичем Федором, унаследовавшим от отца в 1584 году русскую корону.

В 1580 году Ирина становится женой царевича Федора, а ее брат достаточно рано, в 28 лет, получает боярство (он родился 6 октября 1552 года). Год рождения Ирины неизвестен, хотя некоторые историки указывают на 1557-й (правда, без ссылок на источники). Однако исследование скелета царицы Ирины подтверждает эту дату, показывая, что она прожила на свете около 45 лет, не более.

Царь Федор Иванович, судя по всему, очень любил и ценил свою жену. Все попытки высшей знати развести его с Ириной Годуновой, не давшей русскому престолу наследника, ни к чему не привели. Единственный ребенок царя - дочь Феодосия жила недолго, менее двух лет. И со смертью в 1598 году Федора Ивановича династия Калиты прервалась. Сохранилось интересное свидетельство, рассказывающее об участии царицы Ирины в делах государственных - редкий случай для женской половины русского государева двора, жизнь которой ограничивалась только кругом семьи, выходами в церковь да поездками на богомолье. В январе 1589 года Ирина Федоровна приняла в Золотой царицыной палате Константинопольского патриарха Иеремию, прибывшего в Москву, чтобы учредить в России патриаршую кафедру и поставить на нее Иова - первого русского патриарха. Описание этого большого и торжественного события оставил нам епископ Арсений Елассонский, сопровождавший церковного иерарха в Россию.

Патриарх Иеремия пришел к царице вместе с ее мужем, Федором Ивановичем, и с духовенством. Епископ записал: "Тихо поднялась царица с своего престола при виде патриархов и встретила их посреди палаты, смиренно прося благословения. Вселенский святитель, осенив ее молитвенно большим крестом, воззвал: "Радуйся благоверная и любезная в царицах Ирина, востока и запада и всея Руси, украшение северных стран и утверждение веры православной!"

Затем патриарх московский, митрополиты, архиепископы, епископы, каждый по чину, благословляли царицу и говорили ей подобные же приветственные речи. Ирина Федоровна выступила, как принято говорить сегодня, с ответной речью:

"Великий господин, святейший Иеремия цареградский и вселенский, старейший между патриарха ми! Многое благодарение приношу святыне твоей за подвиг, какой подъял на пути странствия в нашу державу, дабы и нам даровать утешение видеть священную главу твою, уважаемую паче всех в христианстве православном, от коей и мы восприяли благодать ныне, и за сие воздаем хвалу Всемогущему Богу и Пресвятой Его Матери и всем святым, молитвами коих сподобились такой неизреченной радости. Воистину ничто не могло быть честнее и достохвальнее пришествия твоего, которое принесло столь великое украшение церкви Российской, ибо отныне возвеличением достоинства ея митрополитов в сан потриарший, умножилась слава всего царства по вселенной. Сего искони усердно желали прародители наши, христолюбивые государи, великие князья и цари, и не сподобились видеть исполнения своих благочестивых желаний; и ныне на сей их вожделенный конец, чрез многие подвиги дальнаго странствия, привел во дни нашей державы твою святыню Всемогущий Бог".

После такой речи, "прекрасной и складной", по отзыву епископа Арсения, царица, отступив немного, стала между своим мужем, царем Федором, и братом Борисом. То был первый случай публичного выступления русских государынь, известный по письменным источникам.

Арсения Елассонского и всех присутствовавших на приеме иноземцев потряс великолепный и богатый наряд царицы. Арсений в восторге отмечает, что если бы у него было и десять языков, то и тогда он не смог рассказать о всех виденных им богатствах царицы: "И все это видели мы собственными глазами. Малейшей части этого великолепия достаточно было бы для украшения десяти государей". Не менее сильное впечатление произвело на иностранных гостей и убранство самой палаты, в которой проходил прием гостей.

После обмена речами боярин Дмитрий Иванович Годунов (дядя Ирины и Бориса) передал обоим патриархам подарки от цapицы - кaждoмy по серебряному кубку и бархату черному, по две камки, по две объяри и по два атласа (отрезы дорогих тканей. - Прим. авт. ), по сороку соболей и по 100 рублей денег. Вручая дары, он сказал патриарху: "Великий господин, святейший Иеремия цареградский и вселенский! Се тебе милостивое жалованье царское, да молишь усердно Господа за великую государыню царицу и великую княгиню Ирину и за многолетие великого государя и о их чадородии".

Патриарх благословил царицу и помолился о даровании ей "царского наследия плода". Когда завершилась церемония вручения даров и другим участникам приема (в том числе и епископу Арсению), царица, "печальная о своем неплодии", вновь обратилась к патриарху и сопровождавше му его духовенству с просьбой усерднее молиться о даровании ей и царству наследника: "О великий господин, святейший Иеремия вселенский, отец отцов, и ты, святейший Иов, патриарх московский и всея Руси, и вы все, преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы и весь освященный собор! Бога Всемогущаго блаженные служители, сподобившиеся большой милости и благодати у Господа и Его Пречистой Матери и всех святых от века угодивших Богу, и к ним непрестанно возсылающие молитвы! Молю вас и заклинаю, из глубины души моей и с стенанием сокрушеннаго сердца, всеми силами усердно молите Господа за великого государя и за меня, меньшую из дочерей ваших, дабы благоприятно внял молитву вашу и даровал нам чадородие, и благословеннаго наследника сего великаго царства, владимирскаго и московскаго и всея России".

Трогательная речь царицы Ирины произвела впечатление. Как пишет Арсений Елассонский, все "плакали и единодушно молили об исполнении ее заветного желания".

Государь Федор Иванович и царица Ирина проводили патриархов до дверей Золотой палаты, приняли от них еще благословение.

Но наследника престола в этой семье так и не дождались. Активнее стали попытки боярской верхушки развести царя Федора с Ириной Годуновой: отсутствие наследника престола считалось в прошлом серьезной государственной проблемой. Ситуация обострялась неприязнью к Борису Годунову, представителю рядового дворянства, занявшему первое место при царской особе. Усилились стремления устранить его от власти. Однако после смерти царя Федора в 1598 году претензии Бориса Годунова на русский трон явно обозначились.

Сначала Борис Федорович попытался закрепить бразды правления государством за своей сестрой Ириной. И до середины января 1598 года статус "государыни" подтверждает целый ряд документов, составленных от ее имени. Так "по приказу государыни царицы и великой княгини Ирины Федоровны всеа Руси" после смерти царя Федора были разосланы воеводы "по городом на Литовскую и на Немецкую Украину для укрепления Московского государствия от пограничных государств".

Но уже 15 января 1598 года "...Ирина Федоровна всеа Руси после государя своего царя и великого князя Федора Ивановича всеа Руси, оставя Российское царство Московское, и поехала с Москвы в Новодевичей манастырь". Хотя некоторые источники отмечают, что Ирина Федоровна, "с погребения не ходя во свои царские хоромы, повеле себя <...> отвести простым обычаем в пречестный монастырь <...> еже зовется Новый девич монастырь", где ее постригли и нарекли "во иноцех имя ей Александра, и пребываша она в келий своей от пострижения до преставления своего, окроме церкви божий нигде не хождаше". В монастыре вдовствующая царица прожила пять лет и скончалась 29 октября 1603 года. Похоронили Ирину Годунову в усыпальнице русских цариц в Кремле. Надписи на ее саркофаге, как уже сказано, нет, в чем, возможно, проявился акт смирения и уничижения, свойственный монашеству. Эту точку зрения подтверждают и археологические раскопки в некоторых монастырских некрополях древнерусского времени. Но место погребения царицы в Вознесенском соборе зафиксировано документально, включая и записи, сделанные во время переноса всех саркофагов из некрополя в подземную палату возле Архангельского собора.

Известны богатые вклады, сделанные в Троице-Сергиев монастырь по царской дочери Феодосии, по самой царице Ирине (Александре). Так, в 1593 году "сентября в 26 день государь же царь и великий князь Федор Иванович всея Руси пожаловал по своей царевне и великой княжне Феодосье вкладу 500 рублев". В 1603 году "октября в 31 день блаженные памяти по государыне царице и великой княгине Ирине, во иноцех Александре, пожаловал прислал вкладу государь царь и великий князь Борис Федорович всея Руси денег 1000 рублев". Зафиксировали документы и вклад самой царицы Ирины от 1598 года: "Преставися <...> государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Руси и по нем <...> пожаловала его благоверная царица и великая княгиня инока Александра прислала на сорокоусты и на церковное строение денег 3000 рублев".

Повторное вскрытие захоронения Ирины Годуновой проведено в 2001 году. В нем участвовала большая группа исследователей. Сегодня в лабораторных условиях изучают останки царицы, остатки ее погребальных одежд и проводят их реставрацию. Что было изъято из белокаменного саркофага? Каковы первые результаты работы?

Состояние скелета царицы - одного из важнейших объектов исследования - оказалось удовлетвори тельным. Его изучение антропологом Д. Пежемским (НИИ и Музей антропологии МГУ) и гистологом В. Сычевым (Бюро судебно-медицинской экспертизы Москвы) показало, что какое-то заболевание, которым страдала Ирина, возможно наследственное, привело к значительной патологии костных тканей, что сказалось на опорно-двигательном аппарате этой еще не старой женщины. В последние годы жизни ей, вероятно, было трудно ходить. Обострению болезни, возможно, способствовали и тяжелые условия жизни в монастыре - холодные каменные палаты, аскетизм монашеского бытия. Патология в области таза повлияла на способность вынашивать детей. За 18 лет брака с Федором Ивановичем царица Ирина родила только одну дочь, умершую младенцем (она также была похоронена в некрополе Вознесенского собора в Кремле).

Один из самых интересных результатов изучения останков Ирины Годуновой - восстановление по черепу ее внешнего облика, оно выполнено московским экспертом-криминалистом С. А. Никитиным. Перед нами предстал скульптурный портрет женщины, умершей 400 лет назад: лицо красивое - большие глаза, правильные черты. Ее монашеский головной убор воспроизведен по миниатюрам Лицевого летописного свода XVI века. Остатки погребального инвентаря, изъятые из саркофага, подтвердили их принадлежность к монашескому облачению, как и фрагменты шерстяной (черного цвета) схимы. На головной убор царицы был нашит широкий равноконечный крест из тесьмы - он хорошо сохранился. В саркофаге обнаружили осколки стеклянного сосуда, основную часть которого вынули из гроба еще в 1929 году.

В изучении средневековых погребений появились и новые элементы. Это - исследование микроэлементного состава костной и иных тканей человека. В случае с Ириной Годуновой удалось провести рентгено-флюоресцентный анализ (РФА) кусочка ее мозга, обнаруженного в черепе при подготовке к реконструкции портрета (исследователь - кандидат химических наук E. И. Александровская). Анализ установил повышенное содержание в мозге царицы (по сравнению со средним, фоновым, наблюдаемым в наше время) некоторых металлов - железа, меди, свинца и минералов - ртути, мышьяка. И хотя в науке не существует разработанных данных среднего ("кларк" - среднее содержание) уровня накопления микроэлементов в тканях мозга человека, очень показательно сравнение полученных цифр с содержанием металлов и минералов в мозге современных людей.

Из наиболее вредных веществ особенно повышено содержание свинца (в 80 раз), ртути (в 10 раз) и мышьяка (в 4 раза). Объяснить это можно, скорее всего, тем, что Ирине Годуновой приходилось длительно лечиться мазями - ртутными, свинцовыми и другими. Такой вывод подтверждает и рентгено-флюоресцентный анализ костной ткани из погребения царицы Ирины.

Краткий очерк, посвященный Ирине Годуновой, убедительно показывает, как представители разных областей науки, работая сообща и опираясь на современные методы, смогли "оживить" историю начала XVII столетия, показать лицо женщины, имя которой всем известно со школьной скамьи, понять хотя бы некоторые стороны ее недолгой и нелегкой жизни, прошедшей в высших властных слоях средневековой России рубежа XVI-XVII веков.

Самолюбивая и гордая Ирина Федоровна (1557 - 1604) - дочь костромского помещика, не титулованного боярина Федора Годунова с радостью шла замуж за слабого волей и здоровьем Федора Ивановича,потому что замужество давало и титул царицы и славу во веки веков.
Лицом она была красивая - большие глаза, правильные черты.
Ирина Федоровна стала царицей в 27 лет.

Как случилось что не слишком родовитая Ирина попала в царские палаты, да еще и стала любимой женой Царя Федора Иоановича?
Начиная с середины XVI века дядья Бориса и Ирины занимали достаточно высокое положение при московских государях. Их дядя Дмитрий Иванович был пожалован в думу в чине постельничего.
Потому-то брат с сестрой еще в детские годы оказались при царском дворе, где воспитывались вместе с детьми Ивана IV. Этим в значительной степени объясняются крепкие связи Бориса и Ирины с царевичем Федором, унаследовавшим от отца в 1584 году русскую корону.

В 1580 году Ирина становится женой царевича Федора, а ее брат, Борис Годунов, достаточно рано, в 28 лет, получает боярство. Свадьба происходит без традиционного царского смотра невест, стараниями дядьев и самого Бориса. На момент свадьбы Ирине было 23 года, так же как и ее мужу Федору Иоановичу.

Царь Федор Иванович, судя по всему, очень любил и ценил свою жену. Все попытки высшей знати развести его с Ириной Годуновой, не давшей русскому престолу наследника, ни к чему не привели. Единственный ребенок царя - дочь Феодосия жила недолго, менее двух лет.

В общественно-политической жизни царица стала весьма значимой фигурой. Ирина Годунова, в отличие от предшествовавших цариц, играла общественную и политическую роль, редкий случай для женской половины русского государева двора, жизнь которой ограничивалась только кругом семьи, выходами в церковь да поездками на богомолье. Она не только принимала иностранных послов, но и участвовала в заседаниях боярской Думы. Сохранился ряд документов, где рядом с подписью царя Федора неожиданно появляется имя царицы Ирины.

В январе 1589 года Ирина в Золотой царицыной палате приняла Константинопольского патриарха Иеремию,
попросила благословения, и произнесла речь, первый случай публичного выступления русских государынь, известный по письменным источникам.
Арсения Елассонского и всех присутствовавших на приеме иноземцев потряс великолепный и богатый наряд царицы. Арсений в восторге отмечает, что если бы у него было и десять языков, то и тогда он не смог рассказать о всех виденных им богатствах царицы: "И все это видели мы собственными глазами. Малейшей части этого великолепия достаточно было бы для украшения десяти государей".

Реконструкция по черепу внешности царя Федора Иоановича.

Царь Федор умер 7 января 1598 года.
Официальная версия, исходившая от Годуновых, была такой: "Как значилось в утвержденной грамоте ранней редакции, Федор "учинил" после себя на троне жену Ирину, а Борису "приказал" царство и свою душу в придачу. Окончательная редакция той же грамоты гласила, что царь оставил "на государствах" супругу, а патриарха Иова и Бориса Годунова назначил своими душеприказчиками. Наиболее достоверные источники повествуют, что патриарх тщетно напоминал Федору о необходимости назвать имя преемника. Царь по обыкновению отмалчивался и ссылался на волю божью. Будущее жены его тревожило больше, чем будущее трона. По словам очевидцев, Федор наказал Ирине "принять иноческий образ" и закончить жизнь в монастыре"
Уже 15 января 1598 года "...Ирина Федоровна всеа Руси после государя своего царя и великого князя Федора Ивановича всеа Руси, оставя Российское царство Московское, и поехала с Москвы в Новодевичей манастырь".

Умерла она спустя 5 лет в 1603 года в монастыре, за 2 года до смерти брата.

Интересные факты ставшие известными после вскрытия саркофага с мощами царицы.

Какое-то заболевание, которым страдала Ирина, возможно наследственное, привело к значительной патологии костных тканей, что сказалось на опорно-двигательном аппарате этой еще не старой женщины. В последние годы жизни ей, вероятно, было трудно ходить. Обострению болезни, возможно, способствовали и тяжелые условия жизни в монастыре - холодные каменные палаты, аскетизм монашеского бытия. Патология в области таза повлияла на способность вынашивать детей.

Царица Ирина Фёдоровна

О дате и месте её рождения сведений нет. Она была взята в царские палаты в возрасте семи лет и воспитывалась там до брака. Вероятно, во дворец Ирина попала в 1571 году, когда её дядя Дмитрий Иванович Годунов был пожалован в думу в чине постельничего. До совершеннолетия Ирина воспитывалась в царских покоях вместе с братом Борисом, находившимся «при его царьских пресветлых очах всегда безотступно по тому же не в совершенном возрасте, и от премудрого его царьского разума царственным чином и достоянию навык».

Скульптурная реконструкция по черепу

В 1575 году Ирина становится женой царевича Фёдора Иоанновича без традиционного царского смотра невест, а её брат получает боярство. Брак с Фёдором совершился по воле царя Ивана IV Грозного и послужил новой ступенью для возвышения Годунова, дальнейшее влияние которого на Фёдора в значительной мере основывалось на любви последнего к Ирине. Свадьбе способствовал дядя Дмитрий Иванович Годунов, постельничий царя.

Ирина ухаживала за больным Иваном IV перед его смертью и позаботилась о том, чтобы Годунов, несмотря на жестокие нападки со стороны бояр, не впал в глазах умирающего в немилость. Карамзин же пишет, что за три дня до смерти царя Ивана IV Грозного пришла было утешить больного, но «бежала с омерзением от его любострастного бесстыдства».

Любопытно, однако, что княжна Ирина Мстиславская по завещанию Ивана ІV Грозного назначалась женой царя Фёдора в случае бездетства Годуновой; но в результате интриг Годунова она была похищена из дома отца и насильно пострижена в монахини.

Царица

Со смертью Ивана ІV Грозного в 1584 году и воцарением её мужа Фёдора І стала царицей. Однако она не смогла родить ему наследника - их единственная дочь Феодосия родилась 29 мая 1592 года и умерла во младенчестве.


Царь Фёдор Иоаннович, парсуна

Тем не менее, в общественно-политической жизни царица оставалась весьма значимой фигурой. «Ирина Годунова, в отличие от предшествовавших цариц, играла общественную и политическую роль, которая уже расходилась с образом женщины, проводившей большую часть времени в тереме». Она не только принимала иностранных послов, но и участвовала в заседаниях боярской Думы.

Сохранился ряд документов, где рядом с подписью царя Фёдора неожиданно появляется имя царицы Ирины. Она вела переписку с английской королевой Елизаветой І Тюдор (именовавшей её «любезнейшею кровною сестрою») и патриархом Александрийским, предпринимала усилия для признания Русской православной церкви, которая тогда ещё не являлась патриархатом. Она посылала патриарху дорогие подарки - и в ответ в июле 1591 года он прислал ей часть мощей св. Марии Магдалины («от руки перст») и «венец царской золот, с каменьем и с жемчюги».

Приём патриарха

В январе 1589 года Ирина в Золотой царицыной палате приняла Константинопольского патриарха Иеремию ІІ, прибывшего в Москву, чтобы учредить в России патриаршую кафедру и поставить на неё Иова - первого русского патриарха. Описание этого события оставил епископ Арсений Елассонский, сопровождавший церковного иерарха в Россию:
«Тихо поднялась царица с своего престола при виде патриархов и встретила их посреди палаты, смиренно прося благословения. Вселенский святитель, осенив ее молитвенно большим крестом, воззвал: Радуйся благоверная и любезная в царицах Ирина, востока и запада и всея Руси, украшение северных стран и утверждение веры православной!» Затем патриарх московский, митрополиты, архиепископы, епископы и проч. благословляли царицу и говорили ей подобные приветственные речи. Ирина выступила с ответной речью. После этой «прекрасной и складной» речи, по отзыву епископа Арсения, царица, отступив немного, стала между своим мужем, царем Фёдором, и братом Борисом. (Это первый случай публичного выступления русских государынь, известный по письменным источникам).

Гостей потряс богатый наряд царицы. Арсений отмечает, что если бы у него было и десять языков, то и тогда он не смог рассказать о всех виденных им богатствах царицы: «И все это видели мы собственными глазами. Малейшей части этого великолепия достаточно было бы для украшения десяти государей». После обмена речами боярин Дмитрий Иванович Годунов передал обоим патриархам подарки от царицы - каждомy по серебряному кубку и бархату чёрному, по две камки, по две объяри и по два атласа, по сороку соболей и по 100 рублей денег. Вручая дары, он сказал патриарху: «Великий господин, святейший Иеремия цареградский и вселенский! Се тебе милостивое жалованье царское, да молишь усердно Господа за великую государыню царицу и великую княгиню Ирину и за многолетие великого государя и о их чадородии». Патриарх благословил царицу и помолился о даровании ей «царского наследия плода». Когда завершилась церемония вручения даров и другим участникам приёма (в том числе и епископу Арсению), царица, «печальная о своем неплодии», вновь обратилась к патриарху и сопровождавшему его духовенству с просьбой усерднее молиться о даровании ей и царству наследника. Государь Фёдор І Иванович и царица Ирина проводили патриархов до дверей Золотой палаты, приняли от них ещё благословение.

Промахи Бориса Годунова

В начале 1585 года Годунов направил нескольких доверенных лиц в Вену. Переговоры с венским двором были окружены строжайшей тайной. «Не рассчитывая на то, что Ирина Годунова сохранит трон после смерти мужа, Борис тайно предложил Вене обсудить вопрос о заключении брака между нею и австрийским принцем и о последующем возведении принца на московский трон. Правитель не видел иных способов удержать власть. Но затеянное им сватовство завершилось неслыханным скандалом. Царь Фёдор І выздоровел, а переговоры получили огласку». Это чрезвычайно подкосило положение Бориса, однако он сумел выпутаться из этой ситуации.

В том же году англичанин Джером Горсей по поручению Бориса прислал из Англии на Русь акушерку для помощи Ирине. «Ещё 15 августа 1585 г. Борис прислал к Горсею своего конюшего с запиской, в которой настоятельно просил, чтобы доктор прибыл, „запасшись всем нужным“. Через Горсея Борис обратился к лучшим английским медикам за рекомендациями относительно царицы Ирины, указывая, что время своего замужества царица часто бывала беременна (в своих записках Горсей написал эти слова русскими буквами ради сохранения тайны), но каждый раз неудачно разрешалась от бремени. Горсей консультировался с лучшими врачами в Оксфорде, Кембридже и Лондоне. Королеве Елизавете агент Годунова объявил, что царица Ирина пять месяцев как беременна, и просил поспешить с исполнением её просьбы.

В конце марта 1586 г. Горсей получил от Елизаветы І письма к царю Фёдору І и с началом навигации отплыл в Россию. При нём были королевский медик Роберт Якоби и повивальная бабка». Акушерка была задержана в Вологде. «Но дело получило преждевременную огласку и принесло много неприятностей Борису. Ему пришлось прибегнуть к хитрости, чтобы не допустить обсуждения щекотливого вопроса в Боярской думе. (…) Обращение к „иноверцам“ и „еретикам“ привело в неистовство противников Бориса, ревностно заботившихся о благочестии и не допускавших мысли о том, что „еретическая дохторица“ (повивальная бабка) может облегчить появление на свет православного царевича».

Заговор

Хотя позиции Ирины при дворе были чрезвычайно сильны, неудачи Бориса предоставили его недоброжелателям возможность сместить его лучшую помощницу. В 1587 году против Ирины возник боярский заговор.


Золотой ковчежец с изображением св. Ирины. Выполнен по указу царя Фёдора І Иоанновича для царицы Ирины в 1589 г.

Во главе с Дионисием, митрополитом Московским и князем Шуйским заговорщики хотели потребовать от царя Фёдора, чтобы он разошёлся с женой, как с не произведшей до сих пор на свет наследника. Земцы явились во дворец и подали Фёдору прошение, «чтобы он, государь, чадородия ради второй брак принял, а первую свою царицу отпустил во иноческий чин».
«Прошение равнозначно было соборному приговору: его подписали регент князь Иван Шуйский и другие члены Боярской думы, митрополит Дионисий, епископы и вожди посада - гости и торговые люди. Чины требовали пострижения Ирины Годуновой, а следовательно, и удаления Бориса. Выступление земщины носило внушительный характер».
Но Фёдор решительно воспротивился. 13 октября 1586 года митрополит Дионисий был лишен сана и сослан в Хутынский монастырь в Новгороде. Его «собеседника» крутицкого архиепископа Варлаама Пушкина заточили в новгородский Антониев монастырь, князь Василий Шуйский сослан в Буйгород, в Суздальский Покровский монастырь была сослана княгиня Марфа Ивановна Татева.

«Русские писатели XVII в. старались щадить имя благочестивой Ирины Годуновой. Тем не менее в их сочинениях также можно обнаружить намёки на подготовлявшийся развод. Осведомлённый московский дьяк Иван Тимофеев в обычных для него туманных выражениях повествует о том, что Борис насильственно постригал в монастырь девиц - дочерей первых (!) после царя бояр, опасаясь возможности повторного брака Фёдора: „яко да не понудится некими царь принята едину от них второбрачием в жену неплодства ради сестры его“. Осторожный дьяк не назвал имен „неких“ лиц, которые „понуждали“ Фёдора ко „второбрачию“. Более того, он умолчал о том, существовала ли угроза „понуждения“ царя к разводу или „некие“ лица привели её в исполнение».

В 1590 году, Ирина, пока её супруг воевал со шведами, находилась в Новгороде.

Наконец, 29 мая 1592 года родилась их единственная дочь Феодосия Фёдоровна, однако вскоре скончалась. Во время её рождения среди народа ходили слухи, что на самом деле у Фёдора родился сын, но его подменил девочкой незнатных родителей Борис Годунов. Благодаря этому во время Смуты возникло много самозванцев, выдававших себя за сына царя Фёдора.

Вдова

Царь Фёдор І Иванович умер 7 января 1598, не оставив после себя завещания. В ходе избирательной борьбы на Земском соборе возникли различные версии насчёт его последней воли. Официальная версия, исходившая от Годуновых, была такой: «Как значилось в утвержденной грамоте ранней редакции, Фёдор „учинил“ после себя на троне жену Ирину, а Борису „приказал“ царство и свою душу в придачу. Окончательная редакция той же грамоты гласила, что царь оставил „на государствах“ супругу, а патриарха Иова и Бориса Годунова назначил своими душеприказчиками. Наиболее достоверные источники повествуют, что патриарх тщетно напоминал Фёдору о необходимости назвать имя преемника. Царь по обыкновению отмалчивался и ссылался на волю божью. Будущее жены его тревожило больше, чем будущее трона. По словам очевидцев, Фёдор наказал Ирине „принять иноческий образ“ и закончить жизнь в монастыре».


Пелена русского православного шитья, изображающая Св. Мученицу Ирину. Москва. 1598-1604. Мастерская Ирины Годуновой. Из Кирилло-Белозерского монастыря. ГРМ. Спб.

После смерти Фёдора І бояре, опасаясь бедствий междуцарствия, решили присягнуть Ирине. Этим путём они собирались воспрепятствовать вступлению на трон Бориса Годунова. «Преданный Борису Иов разослал по всем епархиям приказ целовать крест царице. Обнародованный в церквах пространный текст присяги вызвал общее недоумение. Подданных заставили принести клятву на верность патриарху Иову и православной вере, царице Ирине, правителю Борису и его детям. Под видом присяги церкви и царице правитель фактически потребовал присяги себе и своему наследнику (…) Испокон веку в православных церквах пели „многие лета царям и митрополитам“. Патриарх Иов не постеснялся нарушить традицию и ввел богослужение в честь вдовы Фёдора. Летописцы сочли такое новшество неслыханным. „Первое богомолие (было) за неё, государыню,- записал один из них,- а преж того ни за которых цариц и великих княгинь бога не молили ни в охтеньях, ни в многолетье“. Иов старался утвердить взгляд на Ирину как на законную носительницу самодержавной власти. Но ревнители благочестия, и среди них дьяк Иван Тимофеев, заклеймили его старания, как „бесстыдство“ и „нападение на святую церковь“».

Однако самостоятельное правление царицы не заладилось с первых дней. Уже через неделю после кончины мужа она объявила о решении постричься. В день её отречения в Кремле собрался народ. Официальные источники позже писали, будто толпа, переполненная верноподданническими чувствами, слезно просила вдову остаться на царстве. Реально настроения народа внушали тревогу властям. Голландец Исаак Масса подчеркивал, что отречение Годуновой носило вынужденный характер: «Простой народ, всегда в этой стране готовый к волнению, во множестве столпился около Кремля, шумел и вызывал царицу». «Дабы избежать великого несчастья и возмущения», Ирина вышла на Красное крыльцо и объявила о намерении постричься. Австриец Михаил Шиль пишет, что взяв слово после сестры, Борис заявил, что берет на себя управление государством, а князья и бояре будут ему помощниками.

Монахиня

На 9-й день после смерти мужа, 15 января, Ирина удалилась в Новодевичий монастырь и постриглась там, приняв имя инокини Александры - и таким образом освободив дорогу брату: «…Ирина Фёдоровна всеа Руси после государя своего царя и великого князя Фёдора Ивановича всеа Руси, оставя Российское царство Московское, и поехала с Москвы в Новодевичей манастырь». (Вплоть до избрания Бориса царём боярская дума издавала указы от имени «царицы Александры».)

«С погребения не ходя во свои царские хоромы, повеле себя отвести простым обычаем в пречестный монастырь еже зовется Новый девич монастырь», где ее постригли и нарекли «во иноцех имя ей Александра, и пребываша она в келий своей от пострижения до преставления своего, окроме церкви божий нигде не хождаше».


Иринины палаты в Новодевичьем монастыре

Перед выборами нового царя шествие просителей от населения отправилось к Новодевичьему монастырю, где находился Борис, сопровождавший Ирину; где «правильно сагитированная» толпа убеждала его принять корону, он же капризничал. Перед выборами «Ирина вела агитацию за брата среди духовенства, бояр, купечества, простого люда. Есть свидетельства о том, что Годуновы нередко прибегали к подкупу. Так, по данным П. Петрея, Ирина „хорошо помнила, что куда подается большинство, туда потянутся и остальные… Большими подарками она тайно склонила полковников и капитанов, чтобы они уговорили подчинённых себе воинов подавать голоса в пользу брата“»

Ирина благословила брата на царство 21 февраля 1598 г. Земский собор 17 (27) февраля 1598 года избрал Бориса.

Умерла она спустя 5 лет в 1603 года в монастыре, за 2 года до смерти брата. Исследование скелета царицы Ирины показывает, что она прожила на свете около 45 лет.

Захоронение

Как и все царицы, была погребена в Вознесенском монастыре московского Кремля.
В 1929-1931 гг. захоронения были разорены при его уничтожении, силами сотрудников перенесены в Архангельский собор, а затем в подземную палату рядом с ним. «На старых планах Вознесенского собора и его некрополя, опубликованных в конце XIX столетия А. Пшеничниковым, погребение царицы Ирины отмечено номером 16 в юго-западном углу храма. Над её могилой размещался памятник, аналогичный тем, что и сегодня можно увидеть в мужском храме-усыпальнице, в Архангельском соборе Кремля - некрополе русских великих князей и царей. Ирину Федоровну похоронили в белокаменном, изготовленном из монолита саркофаге, имеющем антропоморфную форму - полукруглое оголовье и плечики. Надписи-эпитафии на крышке гроба не было (…) в чём, возможно, проявился акт смирения и уничижения, свойственный монашеству».

Остатки погребального инвентаря из саркофага, относятся к монашескому облачению, как и фрагменты чёрной шерстяной схимы. На головной убор царицы был нашит широкий равноконечный крест из тесьмы, который хорошо сохранился. В саркофаге обнаружили осколки стеклянного сосуда, основную часть которого вынули из гроба ещё в 1929 году.

Повторное вскрытие захоронения Ирины Годуновой проведено в 2001 году. В нём участвовала большая группа исследователей. «Состояние скелета царицы - одного из важнейших объектов исследования - оказалось удовлетворительным. Его изучение антропологом Д. Пежемским (НИИ и Музей антропологии МГУ) и гистологом В. Сычевым (Бюро судебно-медицинской экспертизы Москвы) показало, что какое-то заболевание, которым страдала Ирина, возможно наследственное, привело к значительной патологии костных тканей, что сказалось на опорно-двигательном аппарате этой ещё не старой женщины. В последние годы жизни ей, вероятно, было трудно ходить. Обострению болезни, возможно, способствовали и тяжёлые условия жизни в монастыре - холодные каменные палаты, аскетизм монашеского бытия. Патология в области таза повлияла на способность вынашивать детей».

Восстановление по черепу её внешнего облика выполнено московским экспертом-криминалистом С.А. Никитиным. (Монашеский головной убор воспроизведён по миниатюрам Лицевого летописного свода XVI века).

«Удалось провести рентгено-флюоресцентный анализ (РФА) кусочка её мозга, обнаруженного в черепе при подготовке к реконструкции портрета (исследователь - кандидат химических наук E.И. Александровская). Анализ установил повышенное содержание в мозге царицы (по сравнению со средним, фоновым, наблюдаемым в наше время) некоторых металлов - железа, меди, свинца и минералов - ртути, мышьяка (…) Из наиболее вредных веществ особенно повышено содержание свинца (в 80 раз), ртути (в 10 раз) и мышьяка (в 4 раза). Объяснить это можно, скорее всего, тем, что Ирине Годуновой приходилось длительно лечиться мазями - ртутными, свинцовыми и другими. Такой вывод подтверждает и рентгено-флюоресцентный анализ костной ткани из погребения царицы Ирины».

Отношения с Церковью


Феодор Стратилат и святая великомученица Ирина. На полях - преподобномученица Феодосия. 1592-1594

Известны богатые вклады, сделанные в Троице-Сергиев монастырь по царской дочери Феодосии, по самой царице Ирине (Александре). Так, в 1593 году «сентября в 26 день государь же царь и великий князь Федор Иванович всея Руси пожаловал по своей царевне и великой княжне Феодосье вкладу 500 рублев».
В 1603 году «октября в 31 день блаженные памяти по государыне царице и великой княгине Ирине, во иноцех Александре, пожаловал прислал вкладу государь царь и великий князь Борис Федорович всея Руси денег 1000 рублев». Зафиксировали документы и вклад самой царицы Ирины от 1598 года: «Преставися государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Руси и по нем пожаловала его благоверная царица и великая княгиня инока Александра прислала на сорокоусты и на церковное строение денег 3000 рублев».
В этот период на Руси получила распространение двойная икона «Феодор Стратилат и великомученица Ирина». Распространение этих икон связано с тем, что эти мученики являлись тезоименитыми святыми царя и царицы. По всей России были построены многочисленные церкви в честь святых Феодора и Ирины, а также открыты приделы в храмах (подробно см. Иконография Феодора Стратилата#Феодор Стратилат и великомученица Ирина).
Щедро был одарен Троице-Сергиев монастырь, который был местом царского паломничества (так называемый «Троицкий ход»). После того, как в 1585 году был построен Успенский собор, по приказу царя в 1585-1586 годах были развёрнуты активные работы по художественному оформлению храма. В монастырском храме Успения был учреждён придел святых Феодора и Ирины, и для него были написаны иконы.
В период 1580-1590-х годов по велению царской четы было создано большое количество христианских памятников, связанных с именем Феодора Стратилата. Обращает на себя внимание подборка произведений, вышитых в царицыной «светлице» Ирины Годуновой. В 1592 году был создан шитый иконостас, в котором был выполнен значительный по размерам парный образ святых, который хранится в Государственном Эрмитаже. Кроме того, в Эрмитаже хранится пелена, на которой изображена великомученица Ирина, датируемая концом XVI века. Эта пелена предназначалась для устроенной в честь патрональной святой надвратной церкви в Кирилло-Белозерском монастыре, в стенах которого родился отец Фёдора Иван Грозный. Когда в конце мая 1592 года родилась дочь Феодосия, царская чета разослала ещё более щедрые подарки. Адресатами этих «милостыней» стали не только российские монастыри и церкви, но и православные монастыри Палестины. Эти воздаяния были разосланы в июне 1592 года в честь «разрешения неплодства царицы». Иконы, написанные в этот период, включали дополнительно к упоминаемым святым, образ преподобномученицы Феодосии Константинопольской, который обычно писался на полях.

Владения

Кремль, Золотая царицына палата. В 1580-х годах палата перестраивается под парадный приёмный зал царицы Ирины, при этом она получает богатую отделку.
Новодевичий монастырь: Иринины палаты (Палаты царицы Ирины Годуновой с Амвросиевой церковью)
Царицыно - вотчина царицы Ирины Годуновой.

Существует легенда, что основанный в 1589 г. город Царицын, Фёдор Иоаннович назвал в честь своей любимой жены-царицы.

Литература:
Маясова Н.А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой // Материалы и исследования / Гос. музеи Моск. Кремля. - М., 1976. - 2. - С. 39-61. (pdf)
Солодкин Я.Г. Царица Ирина (Александра) Федоровна // Вопросы истории. - 2013. - № 12. - С. 133-139. Царь 1584 - 1598 гг. - Царь всея Руси и великий князь Московский.

Царица Ирина I Фёдоровна. 16 января 1598 г.- 21 февраля 1598 г. - Царица Российская.
. 11 (21) февраля 1598 г.- 13 (23) апреля 1605 г. - государь, Царь и Великий Князь всея Руси.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Говорят, противоположности притягиваются. У самого тихого и смиренного русского царя Федора Иоанновича жена была самолюбивой и гордой. Сестра Бориса Годунова, Ирина имела и силу воли, и стремление к власти. После смерти своего мужа она стала не просто царствующей вдовой, но на некоторое время новой правительницей всея Руси.

Брат и сестра, Борис и Ирина, были из незнатного костромского рода Годуновых, который история запомнила за коварное стремление к власти. Еще детьми они оказались при царском дворе и воспитывались с сыновьями и дочерьми Ивана Грозного, поэтому и были уверены в исключительности своей семьи, которую жаловал царь.

Общее детство с миролюбивым Федором, сыном и наследником грозного царя, сделало Ирину его любимицей, и их брак лишь укрепил влияние Годуновых. Не было обычного смотра невест, других претенденток, наследник выбрал именно её. И через обожавшего, но слабовольного мужа Ирина Годунова могла влиять на происходящие события. Муж – постник и молчальник, не интересовавшийся придворными интригами. А жена, наоборот, одна из самых влиятельных женщин своего времени: принимала иностранных послов, участвовала в заседаниях Боярской думы.

Но будучи настоящей царицей, Ирина познала и другие последствия власти – нелюбовь бояр и многочисленные интриги, угрожавшие если не жизни, то положению царицы уж точно. Спустя три года с начала царствования Федора Иоанновича, возникает заговор бояр против Годуновых, с которым им удалось расправиться.

Усугубляло положение еще и то, что наследник у Федора и Ирины так и не рождался: единственный ребенок – девочка Феодосия - умерла в возрасте двух лет. Это был главный козырь бояр, пытавшихся даже обвинить женщину в бесплодии и сослать в монастырь. Однако, очевидно, что причиной были проблемы со здоровьем царя Федора, а не крепкой и молодой царицы. Но пока любящий муж и законный правитель оставался жив, Ирина могла оградить себя от боярских козней.

Ситуация осложнилась после смерти Федора Иоанновича, назначившего преемницей свою жену. Теперь борьба за власть обострилась до предела, и можно было либо победить, либо лишиться жизни. Единственным заступником Ирины оставался брат Борис, и именно его теперь нужно было посадить на трон, ведь женщина с этой ролью вряд ли бы справилась.

Брат и сестра вели очень дальновидную и хитрую политику. Царский титул в это время был для них желанным, но слишком ненадежным. Отказавшись от трона, царица приняла монашество в Новодевичьем монастыре, формально оставаясь правительницей Руси, а брат Борис скрывался там вместе с ней.

И теперь сами бояре вынуждены были звать на трон Годуновых, опасаясь смут и междоусобиц. Но брат и сестра продолжают отказываться от власти, и только после Великого собора, когда Бориса Годунова выбирают не только бояре, но и весь русский народ, он становится новым царем.