» » Как побороть боязнь сцены: наука публичных выступлений. Как побороть страх перед выступлением Что делать если ты боишься публики

Как побороть боязнь сцены: наука публичных выступлений. Как побороть страх перед выступлением Что делать если ты боишься публики

Этот вопрос по своей масштабности сравним с такими вечными вопросами человечества, как, например, «Как стать счастливым?» или «В чем смысл жизни?». В нескольких словах на подобные вопросы ответить невозможно, это целый путь, наука и искусство, и ответу на этот вопрос посвящены сотни книг, тренингов и диссертаций. В нескольких же словах можно только этот путь обозначить, показать направление движения. Строго говоря, в этой теме есть и быстрые «приемчики», снимающие острый приступ волнения и стресса, что тоже хорошо, но они носят сиюминутный и скоротечный характер, как лекарства, снимающие симптомы, но не лечащие болезнь.

Поэтому, если коротко, но концептуально, то достижение уверенности на публике состоит из трех основных «китов». Киты - это базовые составляющие, лежащие в основе этого искусства, без которых душевный мир человека будет шататься, как здание на плохом фундаменте во время землетрясения. Каждый кит несет свою часть нагрузки, как Атланты держат здание Эрмитажа, и в идеале все три составляющие должны быть прочными и хорошо отработанными. Если какая-то из составляющих ослабевает, на другие опоры ложится повышенная нагрузка и здание уверенности уже начинает пошатываться.

1-я составляющая - высокая и независимая самооценка. Самооценка - это основное качество личности, по-другому говоря, это степень принятия себя, уважения к себе, степень безусловной любови к себе, внутреннее достоинство человека. Самооценка складывается в детском и подростковом возрасте, и ее уровень зависит от того, как мир и окружение относились к растущей личности. Если мир, социум, сверстники, окружение, родители не питали формирующуюся самооценку безусловной любовью, больше требовали, чем дарили, больше критиковали, чем хвалили, больше наказывали, чем награждали, то и степень уважения к себе у него формируется невысокая. Такая самооценка похожа на чахлый цветок, который мало поливали. Если к этому окружение еще не давало и шагу не давало ступить самостоятельно, давя попытки свободно выразить себя, вынуждая подстраиваться под правильное мнение, то зависимость от оценки других людей и во взрослой жизни человеку обеспечена.

К сожалению, многие элементы нашего воспитания направлены на выравнивание личности под общепринятые стандарты, под единственно правильную мораль и принятые в обществе установки и верования, поэтому по-настоящему высокая и независимая самооценка является среди людей большой редкостью.

Однако воспитать себя самому и повлиять на самооценку все-таки можно и во взрослом возрасте, поэтому учиться по-настоящему любить себя, воспитывать свое внутреннее достоинство и независимость от оценки и суждений других людей - одна из важных задач для достижения полноценной уверенности в себе.

2-я составляющая это управление психологическим состоянием. Как высока не бывает самооценка, но даже у сильных личностей бывают минуты слабости, внутренней дрожи и подлого волнения в ответственных ситуациях. На одном старом фундаменте здесь уже не продержаться. Ситуации психологического давления, жестких переговоров, повышенное внимание публики - все это ситуации испытания, которые требуют дополнительной внутренней работы. Здесь существует целый ряд приемов и методов, но все они направлены на главное - настрой на «состояние силы», абсолютной уверенности, внутреннего комфорта, на тренингах мы это называем «состояние Хозяина».

Состояние Хозяина мы испытываем, когда нам что-то принадлежит - это свои вещи, пространство, дело, а настоящему Хозяину по жизни принадлежат и хорошие люди вокруг, и улица, и город и вся планета. Это состояние содержит в себе и любовь к себе и людям, и внутренний комфорт, и уверенность, и независимость от мнения окружения, и ощущение внутренней силы. В ситуации внимания это состояние часто уходит, потому что ситуация оценки является ситуацией дискомфортной и человек впадает в состояние не-хозяина. Поэтому важно состояние Хозяина вспоминать, возвращать, культивировать, опять настраиваться на него, когда оно уходит.

Необходимое условие достижения состояния Хозяина - это умение управлять собственной концентрацией внимания, умение включать волевые качества, проделывать определенную душевную работу. Одна из причин волнения на людях, это подсознательное желание понравится, получить хорошую оценку от публики, восхитить своим величием других людей. Известно, что где внимание - там энергия. И когда энергия внимания направлена на оценку себя, нравлюсь - не нравлюсь, на вредный вопрос «как я выгляжу» - человек начинает выглядеть еще хуже. Потому что острое желание выглядеть лучше сковывает человека и делает его неестественным. Поэтому важно вытеснить этот внутренний вредный вопрос, перенаправить энергию внимания на дело, т. е. сконцентрировать внимание не на вредном вопросе «как я выгляжу» и «что подумают», а на оценку самих партнеров или публики, что и как они говорят, на собственную речь, энергетику, содержательность. Настоящий Хозяин о себе в этот момент не думает, он и так знает, что он «ОК», что ему к этому возвращаться, он вкладывает свое внимание в дело, которым занят. И происходит интересный парадокс - чем меньше хочешь понравиться публике, тем больше нравишься, потому что ведешь себя естественно и уверенно.

Однажды великого Пеле журналисты спросили про волнение:

Как вам не страшно играть в футбол при таком скоплении публики?

Он ответил так:

Если я буду думать про зрителей, я забуду, куда катить мяч.

Занимающийся делом - забывает бояться. В этом главный закон уверенного внутреннего состояния и поведения на публике. Если активного дела или речевого воздействия пока нет, Хозяин изучает, исследует мир. Если передо мною люди - хорошо, будем изучать людей, это тоже нужное дело. Изучение и исследование - это тоже действие, только мысленное действие.

3-я составляющая - освобождение тела. В чем смысл? Здесь работает следующий принцип - психологические напряжения приводят к мышечным зажимам в теле, поскольку наша психика, душевное состояние и тело всегда работают в комплексе и одно неотделимо от другого. Этот механизм зачастую очевиден и на публике, когда человек неестественно держится, наигрывает, или когда оратор скован, напряжен, вцепляется в спинку стула, постукивает ногами по полу или судорожно жестикулирует руками. Стеснение - это типичный психологический и телесный зажим, даже само слово происходит от слова «тесно».

Причем остаточные зажимы и напряжения у нас присутствуют и в обычной жизни, даже если на нас никто не смотрит и даже если сами мы их не чувствуем. Поэтому, здесь использует принцип «расслабленное тело - расслабленная психика». Если по-настоящему расслабить и освободить сначала мышечные зажимы в теле, то это повлияет и на расслабление душевно-психологического напряжения, в том числе и на людях. Поэтому очень важно в процессе общения с публикой контролировать свои мышечные напряжения и блоки, уметь расслаблять и освобождать их.

Теме свободы тела посвящены практики и тренинги на снятие мышечных зажимов, глубоких телесных блоков, формирование, с одной стороны, расслабленного тела, но, с другой стороны, вполне собранного - для быстрого реагирования при жизненной необходимости, как у спортсменов или животных. Также освобождению тела от напряжений посвящены все телесно-ориентированные практики, медитативно-расслабляющие техники и аутотренинги, свободное дыхание, «грязные» и не очень танцы, а также ряд актерских практик, связанных со сценическим движением.

Желаю вам быть Хозяином своей жизни!

Люди часто испытывают страх публичных выступлений. Неважно, 3–4 человека перед вами или аудитория из нескольких сотен зрителей. Боязнь проявляется характерными симптомами: спазмами в желудке, учащенным сердцебиением, повышенной потливостью, растерянностью и тому подобными симптомами. Необходимо учиться доносить информацию правильно и внятно. Чтобы осознать тревожность перед массовыми выступлениями, следует понять ее первопричину, что позволит эффективно преодолеть фобию.

Страх перед публичным выступлением часто проявляется за несколько дней до мероприятия. Человек начинает перебирать в голове варианты того, почему его речь может не понравиться публике, быть раскритикованной и несовершенной? Все индивиды запрограммированы переживать о репутации не меньше, чем о других личностных качествах. Иногда реакцией мозга на этот момент управлять практически невозможно.

Например, ученый Ч. Дарвин, провел своеобразный эксперимент. Он посетил серпентарий одного из английских зоопарков. Чарльз пытался сохранять хладнокровие, приближаясь предельно близко к стеклу, за которым находились пресмыкающиеся. При каждом броске змеи исследователь в панике отпрыгивал в сторону. В выводах он записал, что разум и воля не могут противостоять опасности, которую ранее не приходилось переживать. Ученый назвал реакцию древним защитным механизмом, который вполне естественен.

Проявления фобии

Когда человека посещают мысли о плохих последствиях, гипоталамус (часть мозга) активируется посредством гипофиза, отвечающего за гормон адренокортикотропного типа. Он направлен на стимулирование надпочечников с последующим поступлением в кровь дозы адреналина.

В результате проявления спинные и шейные мышцы сокращаются. Это приводит к изменению осанки, индивид становится сутулым, стремится принять позу «эмбриона». Сопротивление этому путем выпрямления спины, расправления конечностей приводит к тремору ног и рук, поскольку организм заранее подготовился к предстоящей атаке.

Повышается артериальное давление, пищеварительный тракт притормаживает работу. В результате проявляется сухость во рту, неприятные ощущения в районе живота. Глаза реагируют расширением зрачков, ухудшается видимость вблизи, однако четче заметны лица аудитории вдали.

Аспекты, влияющие на боязнь публики

Здесь выделяют три основных момента. К первому из них относится генетическая предрасположенность. Она сильно влияет на поведение личности в социуме. К примеру, известный музыкант Дж. Леннон тысячи раз выступал на концертах, при этом выход на сцену всегда сопровождался приступами тошноты.

Некоторые индивиды на генетическом уровне имеют код существенного волнения перед публикой. Есть мнение, что небольшой мандраж перед выступлением относится к признакам хорошего оратора либо артиста, переживающего за качество своих действий.

Степень подготовки

Как не бояться ? Одним из вариантов считается проведение тщательных репетиций, позволяющих повысить опыт и снизить нервозность. Подготовленная речь или другое публичное действо не доставляет такого страха, как спонтанная или наспех проработанная презентация.

В доказательство утверждения провели эксперимент над игроками в бильярд. Группа психологов разделила их на две категории: одни играли перед зрителями, другие - в одиночестве. Сильные представители закатывали больше шаров именно выступая перед публикой, а слабые игроки показывали худшие результаты.

Основные риски

Здесь выделяют несколько моментов:

  1. Страх перед выступлением усилится, если на карту поставлено все, либо за презентацией наблюдает много людей. Вероятность провала существенно занижает репутацию оратора.
  2. По причине нервозности за собственный статус повышается выработка адреналина, характеризующаяся панической атакой и парализующим страхом.
  3. Даже интерактивные продавцы блюдут собственную репутацию. Исследования показали, что позитивные рекомендации менеджера на одной известной торговой онлайн-площадке увеличивают на 7–8% цену товара.

Как преодолеть страх перед публичным выступлением?

Зная причины страха сцены, можно приступать к преодолению фобии. Если она в запущенной стадии, лучше всего обратиться к психологу-гипнологу, например, Батурину Никите Валерьевичу. Он поможет найти корень проблемы, составит правильную схему решения.

Частые посетители конференций замечали выступающих, которые некоторое время перед докладом перебирали свой материал. Это то же, если бы артист зубрил перед концертом песни. Кроме того, это не совсем уважительно к аудитории слушателей, которые тратят на спикера свое время.

Несколько советов, как перестать боятся публичных выступлений и хорошо к ним подготовиться:

  1. Дней за 5–7 до мероприятия желательно набросать план повествования, вникнув в содержание и подкрепив важные мысли короткими подписями и схемами.
  2. Такой подход придаст оратору уверенности, позволит выделить основные моменты, оставит возможности для дополнительной проработки и репетиции слайдов.
  3. Страх публичных выступлений снизится, если написать детальный план презентуемой работы. Он включает в себя вступление, раскрытие всех запланированных тем, подкрепленных тезисами, примеры из жизни, завершающую часть.
  4. Формат по примеру «тезис-пример-тезис» дает возможность визуализировать подаваемые сведения, донести до аудитории суть презентации.
  5. Во вступительной части рассказывают о себе, а также озвучивают главные мысли доклада, позволяющие заинтересовать публику.
  6. Репетируют каждую часть выступления несколько раз.
  7. Зачитывают работу полностью не менее 10 раз кряду.

Как побороть страх публичных выступлений при помощи репетиций?

В период подготовки речи создают обстановку, максимально приближенную к реальному выступлению. Это позволит нивелировать моменты неизвестности, затратить меньше энергии и сил на обдумывание нюансов.

Несколько лет назад команда исследователей выявила, что перед взором человека находится масса визуальных стимуляторов, в то время, как мозг реагирует всего на 2–3 объекта. Как преодолеть страх публичного выступления при помощи этого факта? Необходимо сконцентрироваться на связи со слушателями и качественном преподнесении своего доклада. Стоит избегать напряжения в попытках вспомнить порядок подачи слайдов, либо где лучше стать на сцене? На репетициях нужно использовать те же слайды, аксессуары и технику, которая будет эксплуатироваться на презентации.

Как не бояться сцены перед выходом?

Самым волнительным и напряженным моментом являются последние секунды перед публичным выступлением. Для преодоления нервозности заходят в уединенное место, потягивают руки вверх, делают несколько глубоких Это стимулирует функционирование гипоталамуса с последующей выработкой расслабляющих гормонов.

Согласно результатам научных исследований, техника медленного дыхания, тестируемая на 46 опытных артистах, показала, что эффективность упражнения заключается в снижении нервного напряжения. Методика актуальна для людей, подверженных чрезмерному волнению. Боязнь публичных выступлений особенно сильна за несколько минут до доклада. Поэтому перед выходом за сцену потянитесь и подышите.

Мастерство в искусстве публичных выступлений достигается за счет количества, перерастающего с каждым разом в качество. Каждый новый доклад или презентация будет сопровождаться все меньшей боязнью провала. Это еще один способ, как побороть страх сцены?

Начинать следует с мероприятий невысокого уровня. К примеру, краткое описание ближайшего семейного отпуска. Затем перестройтесь на других людей, постепенно увеличивая количество аудитории, по возможности.

Боязнь выступать публично называют страхом сцены. Она есть у многих, ее искоренение напрямую связано с поиском первопричины. Необходимо понимать, что презентации перед широкой аудиторией являются неотъемлемой частью карьерного роста. Осознание и избавление от проблемы - важный шаг для работы и внутренней уверенности.

Способы самостоятельного избавления

На помощь в решении указанной проблемы приходит осознание нескольких позитивных установок:

  1. Статистика. Некоторые исследователи утверждают, что боязнь сцены - второй по важности человеческий страх, после фобии смерти. Это весьма спорный факт, поскольку не совсем понятен базис опросов и проверок. Однако то, что этот страх распространен - бесспорно. Причем степень тревожности - от легкого волнения до атак паники. Например, известный скрипач Д. Ойстрах, очень переживал перед каждым концертом по нарастающей. Удачное выступление закрепляло за ним определенную репутацию, которую он панически страшился потерять.
  2. Прежде чем понять, как не бояться публичных выступлений, помните, что волнение перед массовым зрителем - не патология, а естественное приобретенное качество индивида. Указанный страх испытывали многие ораторы и артисты. Внешне этого не было заметно, хотя внутреннее волнение присутствовало однозначно. Вывод - они победили тревожность.
  3. Как перестать боятся сцены? Избавится от страха не так сложно. Захотите этого по-настоящему, в запущенных случаях - обратитесь к специалисту. Через несколько сеансов останется в далеких воспоминаниях.

Все достижения и неудачи человека преимущественно формируются в голове. Даже одно положительное одобрение указанных установок способствует росту уверенности в себе. Главное, не зацикливаться на негативных моментах, которые невозможно исключить из жизни.

Любое публичное выступление начинается с усердной подготовки: и не важно, каким уровнем «ораторского искусства» вы обладаете. Во-первых, выберите тему вашего спича. Во-вторых, оцените, перед кем вам предстоит говорить. Кто ваша аудитория?

Если эти вопросы вызывают у вас затруднение, читайте наши рекомендации в статье. Они помогут вам не только подготовиться к публичному сообщению, но и избежать ошибок, которые превратят ваше выступление в скучную лекцию.

Разберитесь в теме выступления

Чтобы стать успешным оратором (даже для единичного случая), необходимо обладать широким кругозором и хорошо разобраться в вашей профессиональной области. Изучите тему вдоль и поперек: станьте экспертом в данном вопросе.

Что для этого нужно делать?
  • приобретайте новые знания (изучайте специальную литературу, кино, пообщайтесь с профессионалами данной сферы),
  • постоянно читайте СМИ, изучайте тематические группы, страницы профессионалов в вашей сфере. Так ваша речь всегда будет актуальной. Будьте уверены в том, что говорите. У публики не должно возникнуть ни малейшего сомнения: вы — эксперт. А эксперту хочется доверять.
  • отмечайте для себя факты и мнения, записывайте полезные тезисы на смартфон или в блокнот. Это сделает вашу речь более интересной и менее сухой. А интересного оратора всегда хочется слушать.

Говорите много везде и постоянно

Не упускайте возможности говорить: говорите на работе, в продуктовом магазине, на школьных собраниях. Участвуйте в дискуссиях, давайте и принимайте советы: так вы сможете побороть страх перед публикой, а привычка “отмалчиваться” со временем исчезнет. Кроме того, вы узнаете мнение людей по любому вопросу и сможете использовать это в будущем.

Научитесь слушать окружающих

Невозможно быть хорошим борцом, не умея обороняться - так и в ораторском искусстве. Не зная, как говорят другие, вряд ли получится самому вещать на весь мир и привлечь при этом должное внимание. Слушайте радио, смотрите видео в Интернете. Изучайте любой источник, где люди говорят действительно хорошо. Возьмите за привычку слушать “профи”: вдохновляйтесь и отмечайте полезные для себя вещи. Черпайте идеи, обращайте внимание на мелочи и недочеты, обдумайте, как бы вы сказали ту или иную фразу.

Создайте личный бренд

У вас должна появиться здоровая привычка следить за деятельностью “экспертов” . Но копировать манеру другого человека — дурной тон, это не добавит вам индивидуальности. Слушатель должен увидеть в вас личность. Найдите свои сильные стороны и используйте их по максимуму.

Будьте естественным

В Интернете существует множество риторических правил как говорить, жестикулировать, вести себя на публике. Но сухое поведение никогда не будет привлекать зрителя, даже если вы действуете по риторическим «канонам».

Главное — выработать свой внутренний принцип: аудитория должна получить максимум пользы от вашего выступления, хорошо провести время. Уважайте свою публику, и она ответит вам тем же.

Если дрожит голос, дёргается глаз, если вам хочется почесать нос — ничего страшного, так наше тело пытается нас успокоить и поддержать. Преподаватель ораторского искусства Марина Коваль советует относиться спокойнее к своей внутренней поддержке.

Не пытайтесь сковывать свои движения. Чем легче вы себя чувствуете, тем более свободны ваши жесты и поведение и тем меньше внимания обращает на него аудитория. Публику интересует только ваша речь.

Марина Коваль, профессиональный оратор

После того, как вы разобрались в теме вашего выступления, научились слушать и приучили себя постоянно говорить, необходимо перейти непосредственно к написанию текста для спича.

Концентрируйтесь на аудитории

Эксперт в области публичных выступлений Марина Коваль считает самой распространенной ошибкой новичка — проблему излишней концентрации и напряженности. Начинающий спикер стремится сделать свою речь настолько хорошей и яркой, что слишком большое значение придает каждому слову. Это грозит полным погружением в свою речь или презентацию, то есть мешает взаимодействию с аудиторией.

Еще одна типичная ошибка — отсутствие зрительного контакта спикера с аудиторией. Если вы не смотрите на своих зрителей, не удивляйтесь, что вас перестанут слушать. А если недостаточно внимания уделять людям, что сидят дальше первых рядов - точно получите неожиданные и каверзные вопросы.

Существуют два варианта зрительного контакта с аудиторией:

  1. «Пройдитесь» взглядом по каждому в зале, но не слишком быстро: переводите взгляд медленно от человека к человеку - так вы вызовете доверие у каждого слушателя;
  2. Мысленно разделите аудиторию и «контактируйте» визуально с каждой частью. Не переводите взгляд слишком быстро, чтобы люди не подумали, будто вы боитесь и не уверены в себе.

Как подготовить текст для срочного выступления: 7 эффективных советов

  • Вспомните свою истинную цель: для чего вам нужно научиться говорить мастерски. Сфокусируйтесь на главной цели и не забывайте ее даже когда вам будет тяжело и трудно.
  • Создайте план, “скелет” будущего текста выступления. От введения зависит много: необходимо сразу заинтриговать слушателей. В основную часть включите поставленный вопрос, аргументы, различные мнения по теме. Закончите выводом - попробуйте оставить слушателям какие-то мысли и вопросы для дальнейшего обдумывания.
  • Чтобы текст выступления не был слишком серьезным, добавьте эмоции, интересные вопросы, шутки. Импровизация не допускается, если вы хотите выступить действительно хорошо, поэтому все нюансы необходимо включить в план будущего выступления.
  • Хороший способ заинтересовать - примеры из своей личной жизни. Так добавьте их в речь! До вас слушателям этого никто не рассказывал, к тому же такая информация запоминается в разы лучше строгих фактов.
  • Поиграйте над интонацией и общим эмоциональным посылом - порепетируйте текст, читая его по-разному. Попробуйте расставить логические ударения и интригующие паузы для необходимых вам акцентов.
  • Не забудьте включить в ваше выступление интерактив, то есть взаимодействие с аудиторией: вопросы, шутки, интригующие паузы. Начинающие ораторы могут обращаться к слушателям в неподходящий момент, либо неиспользование интерактива вообще. Сделайте ваши «энтертейменты» гармоничными.
  • Заучите текст наизусть. Если вы все еще волнуетесь - попробуйте вашу речь на знакомых: пускай вас покритикуют. Такая репетиция добавит уверенности в себе, и вы сможете увидеть первую реакцию на ваше выступление

Как добиться успешного выступления — 5 важных правил для спикера

  • Настройтесь на удачу. Не нужно лишний раз переживать и прокручивать все в голове. Верьте в свой успех.
  • Если волнения избежать не получается, лучше сразу признайтесь публике - вы моментально почувствуете облегчение и начнете говорить спокойнее.
  • Избегайте монотонности: вас должно быть интересно слушать. Выделяйте голосом слова, делайте интригующие паузы, шутите. Так вы стопроцентно привлечете внимание и установите контакт с публикой.
  • Не нужно показывать свое актерское мастерство . Излишняя жестикуляция покажется не только смешной, но и вызовет раздражение зрителя. Также не стоит ходить из угла в угол, чтобы люди не устали на вас смотреть. Не переигрывайте.
  • Не отступайте от плана: ваше выступление уже заранее прописано. Не нужно напряженно “идти” от пункта к пункту, расставляя в голове “галочки”, но все же необходимо уверенно и спокойно следовать плану. Такая строгость нужна, чтобы вы не забыли исполнить все задуманное и не сбились при выступлении.

Занимайтесь с профессионалами

Задумайтесь о

И главное. Даже самые правильные советы мертвы без практики и повторения. Говорите. Говорите везде. Используйте любую возможность для тренировки и со временем вы научитесь выступать перед любой аудиторией.

Многие люди боятся выступать на публике, будь то с речью, с тостом на свадьбе друзей или в классе у доски. К счастью, вы можете сделать для себя выступление на публике менее волнительным посредством некоторых советов из данной статьи. Этот навык может никогда не стать вашим коньком, но у вас будет меньше шансов на то, что вы бросите свое выступление прямо на середине перед большим количеством народа.

Шаги

Часть 1

Подготовка к выступлению

    Знайте тему своего выступления. Составной частью превращения в раскованного и динамичного оратора является проверка того, что вы знаете то, о чем говорите, и знаете это хорошо. Недостаток знаний может заставить вас нервничать и чувствовать неуверенность во время выступления, что очень быстро поймет ваша публика.

    • Ключом к успеху является предварительная подготовка. Потратьте время на планирование речи, чтобы она казалась естественной и логичной. Также вам следует убедиться в том, что вы умеете обыгрывать речь таким образом, чтобы акцентировать свои положительные качества оратора и приглушить имеющиеся недостатки.
    • Даже во время публичного выступления порой приходится отвечать на вопросы как на уроке, поэтому вам обязательно необходимо хорошо знать тему своего выступления. Это поможет вам почувствовать себя увереннее, что также создаст хорошее впечатление на ваших слушателей.
  1. Тренируйте тело. Несмотря на то, что выступление на публике не является участием в соревновании по бегу, вам необходимо позаботиться о том, чтобы ваше тело хорошо вас слушалось. Это подразумевает гораздо большее, чем просто воздержание от перетаптывания с ноги на ногу во время выступления (успокойте пальцы ног, и вы перестанете топтаться). Сюда также относится правильное дыхание, чтобы вы могли правильно планировать и произносить фразы.

    • Говорите от диафрагмы. Это поможет вам звучать четко и громко, чтобы публика могла вас слышать без излишних усилий и крика вашей стороны. Для тренировки встаньте прямо и положите руку себе на живот. Вдохните и выдохните. На вдохе сосчитайте до пяти, а затем до десяти на выдохе. Вы почувствуете, что живот начал расслабляться. Вам необходимо научиться дышать и говорить в таком расслабленном состоянии.
    • Модулируйте собственный тон голоса. Определите высоту своего голоса. Она слишком высокая? Слишком низкая? Расслабленное состояние, выбранная комфортная поза (стоя) и правильное дыхание помогут вам подобрать для выступления более удобный и приятный тон голоса.
    • Избегайте захлебывания дыхания и вдохов верхней частью груди, так как и то, и другое может заставить вас волноваться и напряжет ваше горло. В результате, ваш голос станет более напряженным и скованным.
  2. Знайте структуру собственной речи. Знание собственной речи столь же важно, сколь и знание темы, о которой вы будете говорить. Существуют различные методы преподнесения речи, поэтому вам необходимо выбрать тот способ, который будет для вас наиболее удобным.

    • Для выступления с речью вам понадобится заготовить карточки с тезисами или планом выступления. Либо тезисы можно просто запомнить, если у вас хорошая память (не пытайтесь сделать это по памяти, если вы не уверены на сто процентов, что ничего не забудете).
    • Вам не стоит записывать на карточках с тезисами каждую деталь (оставьте немного пространства для импровизации), однако будет полезным сделать на них вспомогательные заметки, например, "пауза после этого сообщения" или "не забыть сделать вдох", чтобы на самом деле не забыть об этих вещах.
  3. Выучите собственную речь. У вас нет обязательной необходимости целиком запоминать свою речь или основные ее тезисы, но это может быть огромным подспорьем для того, чтобы казаться увереннее и осведомленнее в теме выступления. Однако убедитесь в том, что у вас достаточно для этого времени.

    • Перепишите свою речь несколько раз. Этот метод помогает лучше запомнить речь. Чем больше вы ее пишите, тем легче вам будет ее вспомнить. После того, как вы перепишите речь много раз, проверьте себя, насколько хорошо вы ее запомнили. Если ли в вашей речи есть такие участки, которые вы не можете вспомнить, перепишите их еще несколько раз.
    • Поделите речь на более мелкие части и запомните каждую из них в отдельности. Действительно бывает трудно запомнить всю речь целиком. В таком случае для запоминания лучше будет поделить ее на мелкие части (начните учить речь с запоминания самой главной смысловой части, а затем переходите к запоминанию остальных основных частей, и так далее).
    • Для запоминания используйте метод локаций. Поделите речь на абзацы и ключевые моменты. Визуализируйте в уме определенную картину для каждого ключевого момента (это аналогично представлению себе Гарри Поттера при произнесении имени Д.К. Роулинг и обсуждении того, какой немалый вклад она сделала в детскую литературу). Определите локацию для каждого ключевого момента (например, Хогвартс для Роулинг, луг для Стефани Майер и так далее). Теперь вам необходимо просто перемещаться между локациями (например, представьте, что вы летите на метле от Хогвартса до луга). Если вам требуется рассказать о многих вещах, то поместите их в особые места вокруг основной локации (например, для обсуждения популярности Гарри Поттера отведите главный зал Хогвартса или для сообщения о вкладе писательницы в пересмотр жанра – поле для игры в квиддич).
  4. Узнайте свою аудиторию. Вам необходимо знать, перед кем вы будете выступать, так как определенные приемы речи могут подходить одному типу аудитории и быть совершенно скучными для других аудиторий или даже злить определенные группы людей. Например, нельзя быть неформальным во время деловой презентации, но можно придерживаться неформального стиля при общении со студентами колледжа.

    • Юмор является отличным способом для того, чтобы снять напряжение с себя и аудитории. Обычно есть определенные шутки, которые уместны для большинства публичных ситуаций (но не всегда!). Будет неплохо начать выступление с небольшой шутки, чтобы разрядить атмосферу и создать впечатление у публики в собственной уверенности. Для этого можно рассказать какую-нибудь забавную (и правдивую) историю.
    • Поймите, что вы пытаетесь донести до аудитории. Хотите ли вы сообщить ей новую информацию? Переформулировать старую информацию? Убедить людей что-то сделать? Это поможет вам сконцентрироваться на том, чего вы пытаетесь добиться.
  5. Практикуйте выступление. Это крайне важно, если вы хотите хорошо выступать на публике. Недостаточно просто знать материал, который вы пытаетесь донести людям. Вам необходимо потренироваться выступить с речью несколько раз, чтобы начать комфортно себя ощущать во время выступления. Это аналогично разнашиванию обуви. Когда вы надеваете новую пару обуви в первые несколько раз, вы получаете мозоли, но вскоре уже начинаете ощущать себя комфортно в хорошо посаженной по ноге обуви.

    • Постарайтесь посетить то место, где будете выступать и попрактикуйтесь там. Это позволит вам стать существенно увереннее, так как вы будете лучше знакомы с местом.
    • Снимите свою репетицию на видео и выявите сильные и слабые стороны выступления. Несмотря на то, что просмотр видеозаписи со своим выступлением может показаться обескураживающей задачей, это отличный способ выявить свои сильные и слабые стороны. Вы можете заметить свои нервные тики (например, переступание с ноги на ногу или поглаживание волос руками) и сможете поработать над их истреблением или сведением к минимуму.

    Часть 2

    Проработка содержания своей речи
    1. Выберите правильный стиль выступления. Существуют три стиля выступления: информативный, убедительный и развлекательный. Несмотря на то, что они могут накладываться друг на друга, каждый из них обладает отдельными специфичными функциями, которые и выполняет.

      • Основной целью информативного стиля выступления является сообщение фактов, деталей и приведение примеров. Даже если вы пытаетесь в чем-то убедить аудиторию, это происходит на основании фактов и информации.
      • Убедительный стиль выступления полностью строится на том, чтобы в чем-то убедить аудиторию. В нем вы можете привлекать на помощь факты, но также будете использовать эмоции, логику, собственный опыт и так далее.
      • Целью развлекательного стиля выступления служит восполнение потребности людей в социальном общении, но при этом в нем часто используются некоторые аспекты информативной речи (например, в свадебном тосте или в благодарственной речи).
    2. Избегайте размазанного вступления. Вы, должно быть, слышали речи, начинающиеся с фразы: "Когда меня попросили выступить с речью, я не знал, о чем рассказать…" Не делайте так. Это один из самых скучных способов начать свою речь. Он ходит вокруг да около личных проблем оратора и нисколько не привлекателен для слушателей, как то полагает оратор.

      • Начните свою речь с сообщения основной и всеобъемлющей ее идеи, а также трех (или около того) основных поддерживающих ее фактов, чтобы позже рассказать о них более подробно. Слушатели запомнят вступление и заключение вашей речи лучше, чем вы сами помните любую из ее частей.
      • С самого начала откройте свое выступление так, чтобы привлечь внимание аудитории. Это подразумевает сообщение удивительных фактов или поразительных данных статистики, либо постановку вопроса с последующим ответом на него и рассеиванием любых сомнений публики, еще до их возникновения.
    3. Имейте четкую структуру выступления. Чтобы ваша речь постоянно не спотыкалась на каждом слове, вам необходимо придумать для нее четкий формат. Запомните, вы не пытаетесь ошеломить аудиторию фактами и идеями.

      • В вашей речи должна иметься одна четкая всеобъемлющая идея. Задайте себе вопрос, что вы пытаетесь донести до публики? Что вы хотите, чтобы люди вынесли из вашей речи? Почему они должны согласиться с тем, что вы говорите? Например, если вы готовите лекцию о тенденциях в национальной литературе, подумайте, почему вашу аудиторию это должно волновать. Вам не следует просто бросаться фактами.
      • Вам потребуется несколько основных аргументов, которые поддерживают вашу главную идею или позицию. Обычно лучше всего иметь три аргумента. Например, если ваша основная идея состоит в том, что детская литература становится более разнообразный, имейте один аргумент, доказывающий новые тенденции, второй аргумент, показывающий восприятие читателями этого разнообразия, и третий аргумент, который говорит о том, почему это разнообразие детской литературы имеет значение.
    4. Пользуйтесь правильным языком. Язык имеет чрезвычайно важное значение как в письменной, так и в устной речи. Вам необходимо воздержаться от использования большого количества слишком громоздких и длинных слов, потому что вне зависимости от того, насколько умна ваша аудитория, она быстро потеряет к вам интерес, если вы будете постоянно бить ее по голове толстым словарем.

      • Пользуйтесь яркими наречиями и прилагательными. Вам необходимо оживить собственную речь и аудиторию. Например, вместо фразы "детская литература представляет ряд различных перспектив" скажите фразу "детская литература представляет новый ряд потрясающих и разнообразных перспектив".
      • Пользуйтесь образными сопоставлениями, чтобы пробудить аудиторию и заставить ее запомнить ваши мысли. Уинстон Черчилль часто использовал фразу "железный занавес" для описания секретности Советского Союза. Образное сопоставление склонно лучше задерживаться в сознании слушателей (как это видно из того, что "железный занавес" стал крылатой фразой).
      • Повторы также служат отличным способом напоминания аудитории о важности вашей речи (подумайте о речи Мартина Лютера Кинга "У меня есть мечта..."). Это акцентирует больше основных аргументов и позволяет не забывать основную идею выступления.
    5. Придерживайтесь простоты. Необходимо, чтобы аудитория без труда следила за ходом вашей речи и продолжала ее помнить после окончания вашего выступления. Поэтому она должна не только содержать образные сопоставления и поразительные факты, но также быть достаточно простой и приближенной к сути. Если вы будете блуждать по болоту мало связанных с вашим выступлением фактов, то потеряете интерес аудитории.

      • Используйте короткие предложения и фразы. Это может быть сделано для создания особого драматичного эффекта. Например, может быть использована фраза "больше никогда". Она короткая, заряжена смыслом и обладает значительной силой.
      • Можно использовать короткие и содержательные цитаты. Очень многие знаменитые люди говорили что-нибудь забавное или насыщенные смыслом в достаточно коротких фразах. Вы можете попробовать воспользоваться заранее заготовленным высказыванием кого-либо из них. Например, Франклин Д. Рузвельт говорил: "Будь искренним и кратким, а после выступления сразу садись на место".

    Часть 3

    Выступление на публике
    1. Справьтесь с волнением. Практически каждый человек начинает немного нервничать перед тем, как ему предстоит предстать перед людьми для выступления с речью. Главное, чтобы на данном этапе ваша речь была уже готова, и вы знали, как ее преподносить. А для управления волнением, к счастью, существуют некоторые специальные методы.

      • Перед тем как предстать перед публикой и начать говорить, несколько раз сожмите и разожмите кулаки, чтобы справиться со скачком адреналина. Сделайте три глубоких и медленных вдоха. Это очистит вашу дыхательную систему, и вы будете готовы правильно дышать во время произнесения речи.
      • Встаньте прямо в уверенную, но расслаблено позу, поставив ноги на ширине плеч. Это заверит мозг в вашей уверенности, и вам будет легче произносить речь.
    2. Улыбнитесь своей аудитории. Улыбайтесь людям, когда они входят в помещение (если вы присутствуете там), или улыбайтесь тогда, когда сами предстанете перед публикой. Это создаст у людей впечатление о вашей уверенности и разрядит атмосферу, как для вас, так и для них.

      • Улыбайтесь, даже если вы в смятении (особенно, если вы в смятении). Это продолжит обманывать ваш мозг, заставляя ваш организм чувствовать себя увереннее и расслабленнее.
    3. Дайте представление. Выступление любого рода на публике всегда является представлением. Вы можете сделать свою речь интересной или скучной в зависимости от данного вами представления. Во время речи вы, своим образом, должны натянуть на себя театральную маску.

    4. Привлеките аудиторию. Вы должны убедиться в том, что она находится под вашим контролем, что означает ее погружение в материал вашего выступлении, вне зависимости от его содержания. В данном вопросе большую роль играет интересный оратор, чем интересная тема обсуждения.

      • Посмотрите на публику. Разделите помещение в уме на секции и попеременно устанавливайте зрительный контакт с одним человеком из каждой секции.
      • Во время произнесения речи задавайте публике вопросы. Вы можете открывать каждую отдельную часть своего выступления вопросами, на которые люди должны постараться ответить, прежде чем вы поделитесь с ними своей информацией. Это заставит их почувствовать себя частью вашего выступления.
    5. Говорите медленнее. Одной из наиболее часто совершаемых ошибок выступающими на публике людьми является попытка говорить слишком быстро. Ваша обычная скорость разговора существенно выше требующейся для выступления на публике с речью. Если вам кажется, что вы говорите слишком медленно, вероятно, вы все делаете правильно.

      • Сделайте глоток воды, если начинаете захлебываться собственной речью. Это позволит публике немного поразмыслить над уже сказанным, а у вас будет шанс притормозить.
      • Если среди аудитории будет присутствовать ваш друг или родственник, договоритесь с ним, чтобы он подал вам сигнал, если вы начнете говорить слишком быстро. Периодически во время произнесения своей речи посматривайте на этого человека, чтобы убедиться в том, что все идет по плану.
Там было человек 20, не больше.

И они выглядели сердито. Но сделав глубокий вдох, я зарегистрировался. Я чувствовал себя довольно хорошо. Довольно хорошо было минут за 10 до выступления, а потом тело взбунтовалось, и волна беспокойства накрыла меня с головой. Когда вы испытываете страх, активизируется ваша симпатическая нервная система.

Вы испытываете прилив адреналина, сердце начинает биться чаще, дыхание учащается. Второстепенные системы, например пищеварение, перестают работать. (Смех) Во рту пересыхает, кровь не поступает к конечностям, поэтому пальцы перестают работать.

Зрачки расширяются, мышцы сокращаются, шестое чувство подаёт сигналы, в принципе, ваше тело настроено воинственно.

В таком состоянии сложно играть фолк-музыку. Ваша нервная система ведёт себя по-идиотски.

Серьёзно.

Двести тысяч лет человеческой эволюции, а я до сих пор не могу отличить саблезубого тигра от 20 певцов на вечере «свободного микрофона» во вторник?! Мне ещё никогда не было так страшно, как сейчас.

Подошла моя очередь, каким-то образом я оказался на сцене и начал своё выступление.

Я открыл рот, чтобы спеть первую строчку, и вдруг это ужасное вибрато - знаете, когда голос колеблется - вырвалось наружу. Это было не то прекрасное вибрато, которым обладают оперные певцы, это просто моё тело билось в конвульсиях от страха.

Это был кошмар. Мне было стыдно, зал начал нервничать, они сосредоточились на моём страхе. Это было так ужасно. Тем не менее, это был мой первый опыт в качестве автора-исполнителя. Но кое-что хорошее все-таки случилось - я почувствовал крошечный проблеск связи со зрителями, которую я надеялся ощутить. Но мне хотелось бóльшего.

Я знал, что должен избавиться от нервозности.

В тот вечер я пообещал себе, что буду приходить каждую неделю, пока не перестану нервничать. И я сдержал слово.

Я приходил каждую неделю, но, без сомнения, неделю за неделей моё состояние не улучшилось. Всё повторялось каждую неделю. Я никак не мог от этого избавиться. Тогда на меня снизошло озарение. Я помню это очень хорошо, потому что не так часто испытываю озарения.

Всё, что я должен был сделать, - написать песню о своей нервозности. Казалось, что это верное решение для того, кто боится сцены. Чем больше я нервничаю, тем лучше будет песня. Всё просто. Так, я начал писать песню о страхе перед сценой.

Во-первых, надо было признаться в наличии проблемы, не забыть о физических проявлениях, о том, что я буду чувствовать, и что слушатель может чувствовать. А во-вторых, принять во внимание мой трясущийся голос: я знал, что буду петь на пол-октавы выше, чем обычно, из-за нервов.

Песня, которая объясняет, что происходит со мной, в тот момент, когда это происходит, позволяет зрителям обдумать это.

Им необязательно чувствовать себя виноватыми из-за того, что я нервничаю, они могут пережить это вместе со мной, и мы все будем одной большой, счастливой, нервной семьёй.

Думая о своих зрителях, осознавая и извлекая пользу из своей проблемы, я смог принять то, что препятствовало моему прогрессу, и превратить это в то, чтоб было так необходимо для моего успеха. Песня о страхе перед сценой позволила мне преодолеть сам страх прямо в самом начале выступления. И я смог продолжить и даже сыграть свои остальные песни с чуть бóльшей лёгкостью.

В конце концов, со временем я перестал играть эту песню. Кроме случаев, когда я очень сильно нервничаю, как сейчас. Вы не против, если я сыграю песню о страхе перед сценой прямо сейчас? Можно мне глоток воды?

Спасибо

Я не шучу, это точно, этот страх перед сценой реален. И сейчас я перед вами, трясусь и пою, скоро вы поймёте, что я чувствую. И все ошибки, что я совершу, из-за того, что всё моё тело дрожит от страха. А вы сидите в зале, и вы в замешательстве, но вам не стоит так чувствовать. Хотя, может, чуть-чуть.

Возможно, я попробую представить вас без одежды, но петь перед голыми незнакомцами, это пугает меня ещё больше. Не стоит тратить на это много времени, моё тело никогда не было моей сильной стороной. Откровенно говоря, я хочу, чтобы вы были одеты. Я не имел в виду, что вы абсолютно голые. У меня у одного тут проблема.

А вы говорите: «Не волнуйся, всё будет отлично».

Я живу с этой проблемой и знаю, что происходит. Ваш совет полезен, но уже слишком поздно. Если, конечно, вы не снисходительны. Этот язвительный тон не помогает мне петь. Но нам не стоит говорить об этом прямо сейчас. Ведь я на сцене, а вы в зале. Всем привет. И я не высмеиваю взлелеянный, рациональный страх, если бы я был готов выстоять перед ним, всё не было бы так ужасно.

Если я могу пропеть всё чётко, вы знаете, что я избавляюсь от страха медленно, но верно. А, может, на следующей неделе я буду играть на гитаре, мой голос будет звучать всё чище, и все будут подпевать. Наверное, я просто встану и начну получать удовольствие, а мои голосовые связки будут двигаться чуть быстрее, чем звук.

/ Страх публичных выступлений / Страх выступлений перед публикой / Как побороть страх выступлений? / Что делать со страхом выступлений / Пять советов борьбы со страхом выступлений / Преодоление страха выступлений / как справиться с волнением перед выступлением / Как преодолеть страх в ораторском искусстве, и что делать если боишься выступать перед публикой / Боюсь выступать на сцене / Как перестать бояться выступать перед публикой / Боюсь выступать / Как выступать перед публикой без страха, и как не нервничать на сцене / Как не бояться выступать на публике, и как не бояться сцены и не забыть слова / Как побороть страх сцены и как избавиться от страха перед публикой /