» » Следовать лучшему и улучшать худшее. Пишем сочинение вместе. Направление «честь и бесчестие. Написать домашнее сочинение

Следовать лучшему и улучшать худшее. Пишем сочинение вместе. Направление «честь и бесчестие. Написать домашнее сочинение

Честь наша состоит в том, чтобы
следовать лучшему и улучшать худшее,
если оно еще может стать совершеннее.
Платон.


План


I Место человека в обществе.
II Понятия чести и достоинства.
  1. Достоинство – право каждого человека.
  2. Сходства и различия понятий.
  3. Качества, присущие человеку чести.
III “Береги честь смолоду”.

 Человек – существо социальное. Он находится в тесной взаимосвязи с обществом. Человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. Каждый человек время от времени задумывается о своем месте среди других людей. Мы не раз слышали о таких понятиях, как честь и достоинство. Но что они означают? Для меня, это целая совокупность определенных черт человека. Это – честность, правдивость, искренность, чистосердечность. Человек чести имеет четкие высокоморальные принципы в своем поведении, в отношениях с окружающими. Они отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Высшим проявлением человеческого достоинства является благородство – нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг, живущему по нравственным меркам.

 Я считаю, что человек чести – это еще скромный человек, не говорящий всем вокруг о своем превосходстве. Безусловно, человек чести имеет и такое качество, как достоинство. Достоинство – это внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства самоуважения. Понятие достоинства более универсально, нежели понятие чести. Оно подчёркивает значимость личности и не зависит от социальной принадлежности. Обычный труженик может быть гораздо более достойным, чем политик или ученый. Человек обладает достоинством, которое поддерживает он сам, и которое должны уважать другие.

 Близкие по значению понятия чести и достоинства, между тем, имеют важные смысловые различия. Итак, честь - это оценка с позиции общества, достоинство – оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него. Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен “показать” миру свое достоинство, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться. Только тогда можно уверенно сказать, что это – человек чести и достоинства.

 Если право на достоинство человек, как уже было сказано, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Однако честь - это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только, доказывая собственными поступками.

 Также, между честью и достоинством существует определенная схожесть. Она проявляется в таком чувстве, как самооценка. При высокой объективной самооценке, человек, сознающий свои достоинства, реализующий их, законно ждёт от общества соответствующей оценки – чести. Однако не следует забывать, что погоня за честью развивает тщеславие. А тщеславие – одно из проявлений гордыни. В религии она считается одним из смертных грехов.

 Если говорить о нынешнем времени, то сейчас людей чести и достоинства немного. Я считаю, что воспитывать в характере чувства достоинства, чести, правдивости, искренности нужно с раннего детства. “Береги честь смолоду” – писал выдающийся человек, А.С.Пушкин. Таким образом, нужно быть достойным человеком с детства. Все события в жизни взаимосвязаны, и достоинство надо сохранять на протяжении всей жизни, люди должны думать о последствии своих поступков. Так как если человек потеряет доверие и уважение, то вернуть его будет очень тяжело.

В коллекцию вошли цитаты про честь:
  • Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума. Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  • Бесчестье равное волочит за собой тот, кто предаст любовь и кто покинул бой. Пьер Корнель
  • Честь нельзя отнять, ее можно потерять. А. П. Чехов
  • В вопросах совести закон большинства не действует. М. Ганди
  • Честь нации — это заряженное ружье. Ален (Эмиль Огюст Шартье)
  • Все, что успокаивает нечистую совесть, вредит обще­ству. Буаст
  • Честь есть краеугольный камень человеческой муд­рости, В. Г. Белинский
  • Говоря о чести, о правде, действительно ли вы честны и правдивы? Если нет, то вы вашими словами обманете взрослого человека, но не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами. Владимир Федорович Одоевский
  • Честь для всех одна. Лаберий
  • Для кого даже честь — пустяк, для того и все прочее. Аристотель
  • Честь — это поэзия долга. Альфред Виктор де Виньи
  • Должно хранить тайны своих друзей. Не хранящий тайну бесчестит свою совесть и посрамляет доверие к себе. Иоанн Дамаскин
  • Честь — это желание снискать почести; соблюдать свою честь - это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей. Ф. Вольтер
  • Есть нечто столь же прекрасное, как великий чело­век,- это человек чести. А. Виньи
  • Честь — это бриллиант на руке у добродетели. Вольтер (Мари Франсуа Аруэ)
  • Каждому свою честь воздает потомство. Публий Корнелий Тацит
  • Чем лучше человек, тем труднее ему подозревать других в бесчестии. Цицерон
  • Красиво сказанная речь о прекрасных деяниях остается в памяти слушающих, к чести и славе тех, кто эти дела совершил. Платон
  • Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося - в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь. А. Блок
  • Люди никогда не испытывают угрызений совести от посту икон, ставших у них обычаем. Ф. Вольтер

  • Человек должен быть властелином своей воли и рабом своей совести. М. Эбнер-Эшенбах
  • Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пере­суды. Для меня моя совесть значит больше, чем мнения всех. Цицерон
  • Угрызение совести - это эхо утраченной доброде­тели.
  • Мы не вправе жить, когда погибла честь. Пьер Корнель
  • Тот, кто требует платы за свою честность, чаще всего продает свою честь. Л. Вовенарг
  • Не покидайте никогда дороги долга и чести - это единственное, в чем мы почерпаем счастье. Жорж-Луи-Леклерк Бюффон
  • Стыдливость указывает на внутренний предел чело­веческого греха; когда человек краснеет, начинается его более благородное «я».
  • Несомненно, что люди от природы склонны к ненависти и зависти и что воспитание только усиливает эти качества. Ибо родители обыкновенно поддерживают в детях добродетель только мерами, рассчитанными на их честь или зависть. Бенедикт (Барух) Спиноза
  • Смешное наносит чести больший ущерб, чем само бесчестие. Франсуа де Ларошфуко
  • Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью. Теофраст (Феофраст) из Эреса
  • Самое лучшее украшение - чистая совесть. Цицерон
  • Объективно — честь есть мнение других о нашей ценности, а субъективно — наша боязнь перед этим мнением. Артур Шопенгауэр
  • Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в плохом мнении и презрении других. Бернард Мандевиль
  • Под влиянием мещанства все переменилось. Рыцарская честь заменилась бухгалтерской честностью, изящные нравы - нравами чинными, вежливость - чопорностью, гордость - обидчивостью. Александр Иванович Герцен
  • Притупление совести узнается из неспособности к негодованию против действий, наносящих вред человечеству. А. Амъель
  • Предпочитаю смерть бесчестью. Неизвестный автор
  • Порядочному человеку не подобает гнаться за всеоб­щим уважением: пусть оно придет к нему само собою и, так сказать, помимо его воли. В. Шамфор
  • Приятно следовать внушениям совести. О. Бальзак
  • Одним из основных определений принципа чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой. Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  • Разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Как же царь сможет управлять царством, если допустят над собой бесчестье? Иван IV Грозный
  • Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть. Эразм Роттердамский
  • Слово чести должно быть твердым.
  • Нет никого, кто делал бы зло ради него самого, но все творят его ради выгоды, или удовольствия, или чести, или тому подобного. Фрэнсис Бэкон
  • Стыд и честь - как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься. Луций Апулей
  • Непременное условие дружбы - не предъявлять и не исполнять требований против духу чести. Марк Туллий Цицерон
  • Торг честью не обогащает. Люк де Клапье Вовенарг
  • Наша совесть - судья непогрешимый, пока мы не убили ее. О. Бальзак
  • Трудно запугать сердце, ничем не запятнанное. В. Шекспир
  • Моя честь - это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь - и моей жизни придет конец. Уильям Шекспир
  • Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь — основа его подлинной чести. Мишель де Монтень
  • Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять. Конфуций (Кун-Цзы)
  • Человек, который с самого начала ведет себя достой­но, избавлен от угрызений совести. Абу-ль-Фарадж

Памятка:

Как нужно составлять тезисы для раскрытия темы сочинения?

1.Задайте вопрос по теме сочинения.

2. Дайте ответ на этот вопрос.

3.Этот ответ и будет тезисом к основной части сочинения.

4.Докажите тезисы, используя литературные аргументы. При этом текст пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения, используя аргументы из книг.

5 В заключении необходимо сделать вывод по написанному рассуждению.

«Честь и бесчестие»

В основе направления «Честь и бесчестие» лежат понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели изображали разные проявления человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.

Возможные темы сочинений:

    Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

    Может ли честь противостоять бесчестию?

    Береги честь смолоду… (пословица)

    Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием?

    Откуда берутся бесчестные люди?

    Честь истинная и ложная.

    Есть ли в наши дни люди чести?

    Какие герои живут по чести?

    Смерть или бесчестие?

    Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

    Вода все смоет, только бесчестье не может смыть.

    Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем

    Есть ли право на бесчестье?

    Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному?

    Каждая нечестность - шаг к бесчестью.

    «Честного человека можно преследовать, но не обесчестить».`(Вольтер)

    «Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности`(Цицерон)

    «Честь дороже жизни…» (Ф.Шиллер)

    «Ненавижу, люблю и мечтаю, И бесчестие знаю и честь…» (В.Морозов)

    «Пока сердца для чести живы» (А.С.Пушкин)

Произведения о чести и бесчестии:

(Можно приводить в аргументах, пополняйте этот список другими произведениями)

1. А. Пушкин «Капитанская дочка» ( Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта "невольником чести". Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя. Однако, Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.

В своей повести "Капитанская дочка" Пушкин изображает Петрушу Гринева с высокими моральными качествами является. Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Гринёв сохранил свою честь даже под страхом смерти).

2. М.Шолохов «Судьба человека» (В небольшом рассказе Шолохов затронул тему чести. Андрей Соколов - простой русский человек, имел семью, любящую жену, детей, свой дом. Всё рухнуло в один миг, а виной тому оказалась война. Но ничто не смогло сломать настоящего русского духа. Соколов сумел вынести все тяготы войны с гордо поднятой головой. Одним из главных эпизодов, раскрывающих силу и стойкий характер человека,является сцена допроса Андрея Мюллером. Слабый, голодный солдат превзошёл фашиста по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия стал для немцев неожиданным: "Да чтобы я, русский солдат пил за победу немецкого оружия?" Отвагу русского солдата фашисты оценили, сказав: "Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников". Твёрдость характера Соколова вызвала уважение немцев и они решили, что этот человек заслуживает жизнь. Андрей Соколов олицетворяет честь и достоинство. За них он готов отдать даже свою жизнь.))

3. М. Лермонотов. Роман "Герой нашего времени" (Печорин знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок, достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружие).

4. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» . (Лермонтов повествует о вседозволенности людей, стоящих у власти. Таким является Кирибеевич, который покусился на замужнюю жену. Для него законы не писаны, он ничего не боится, его даже царь Иван Грозный поддерживает, поэтому он соглашается на бой с купцом Калашниковым. Купец Степан Парамонович Калашников человек правды, верный муж и любящий отец. И даже не смотря на риск проиграть Кирибеевичу, он за честь своей жены Алёны вызвал его на кулачный бой. Убив опричника, Купец Калашников вызвал гнев царя, который приказал его к повешению. Конечно, Степан Парамонович мог бы уступить царю, избежать своей смерти, но для него честь семьи оказалась дороже. На примере этого героя Лермонтов показал настоящий русский характер простого человека чести - сильного духом, непоколебимого, честного и благородного.)

5. Н. Гоголь «Тарас Бульба». (Остап достойно принял смерть).

6. В.Распутин "Уроки французского". (Мальчик Вова с честью выдерживает все испытания ради того, чтобы получить образование, стать человеком)

6. А. Пушкин «Капитанская дочка». (Швабрин - яркий пример человека, потерявшего достоинство. Он полная противоположность Гриневу. Это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: "береги платье снову, а честь смолоду". Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя. )

7 Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание" (Раскольников - убийца, но бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. Что это: честь или бесчестие?)

8. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Соня Мармеладова продавала себя, но делала это ради семьи. Что это: честь или бесчестие?)

9. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Дуню оклеветали. Но её честь была восстановлена. Честь легко потерять.)

10.Л.Н.Толстой "Война и мир" (Став обладателем большого наследства, Безухов с его честностью и верой в доброту людей попадает с в сети, расставленные князем Курагиным. Его попытки завладеть наследством провалились, тогда он решил получить деньги другим способом. Он женил юношу на своей дочке Элен, у которой не было никаких чувств к мужу. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о измене Элен с Долоховым, закипел гнев и он вызвал Фёдора на битву. Дуэль показала храбрость Пьера. Таким образом, на примере Пьера Безухова Толстой показал качества, которые вызывают уважение. А жалкие интриги князя Курагина, Элен и Долохова принесли им только страдания. Враньё, лицемерие и подхалимство никогда не приносят настоящего успеха, но зато могут запятнать честь и потерять достоинство человека.)

11.

12.

Эпиграфы: о чести

1. Честь нельзя отнять, ее можно потерять.
(А. П. Чехов)

2. Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь.
(Артур Шопенгауэр)

3. Честь и собственное достоинство - сильнее всего.
(Ф. М. Достоевский)

4. Честь дороже жизни.

Шиллер Ф.

5. Истинная честь не может терпеть неправду.

Филдинг

6. Сохранять честь - значит оставаться человеком.

10.

Эпиграфы о бесчестии

1. Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

Пословица

2. Каждая нечестность - шаг к бесчестью.

В. Синявский

3. Бесстыдство - терпеливость души к бесчестию во имя выгоды.
Платон

Возможные тезисы:

1. Сохранять честь - значит оставаться человеком в любой ситуации.

2. О чести человека можно судить не только по самоуважению, но и по отношению к другим людям.

3. Человеку, который дорожит своей честью, не страшна даже смерть.

4. Некоторые люди предпочитают смерть бесчестию.

5. Честь и отвага - неразделимые понятия.

6. Честь и достоинство - неразделимые понятия.

7.Только сильный духом человек способен сохранить свою честь в любой ситуации.

8 Человек, уважающий себя, может отдать жизнь за свою честь.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Пример сочинения №1:

Пишу Вступление:

Честь… Что же это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Для большинства из нас состояние утраченной чести (бесчестия) – это тяжёлая боль в душе, так как именно такое состояние нарушает нашу духовную связь другими людьми, с обществом. Без чести нет у человека настоящей жизни.

Пишу Основную часть сочинения

Классики мировой художественной литературы, в том числе и русской, создали немало произведений, где рассказывается о таких героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблеме чести уделяется самое серьёзное внимание. Автор показывает двух русских офицеров- Гринёва и Швабрина. Пётр Андреевич Гринёв-человек чести и долга, а вот Швабрина таким назвать нельзя. Почему же так происходит? Жизнь часто испытывает людей, ставит их перед выбором. Как быть, что делать в конкретных ситуациях? Поступить по чести и по совести или прийти к бесчестию?

В родительском доме Пётр получил здоровые начала в жизни, его моральные качества и жизненные принципы достойны уважения. Отец, провожая Петра на службу, дал ему наказ о том, чтобы служил честно и помнил, что для человека честь-это самое главное. Молодой офицер помнит отцовскую заповедь «Береги честь смолоду». Гринёву присущи благородство и верность. Честь и долг для русского офицера являются смыслом жизни. Он отказался служить Пугачёву, объяснил это тем, что давал присягу служить государыне-императрице. Пётр Андреевич держится смело, честно, ведёт себя достойно. Пугачёв оценил Гринёва как человека чести. И мы видим, что путь чести – очень трудный, но правильный в жизни.

А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но какой? У Швабрина отсутствуют чувства долга и человеческого достоинства. Нарушив воинскую присягу, перешёл на сторону Пугачёва, ползал в ногах у самозванца, вымаливал прощение. Он предал Родину, своего сослуживца Гринёва, принёс столько страданий Маше Мироновой, которая отвергла его любовь. А это и есть настоящее бесчестие. Перечитывая страницы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы начинаем отчётливо понимать, что «честь с мундиром не выдаётся. Честь- это нравственная начинка», что бесчестие ведёт к краху человеческой личности.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин показывает двух помещиков, старых друзей- Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Что значит честь для каждого из них? Долгое время единственным человеком, к которому Троекуров относился с почтением и уважением, был его сосед из Кистенёвки-Дубровский. Старые друзья поссорились Оба помещика имели вспыльчивый характер, оба гордые. Троекуров поддерживал это состояние в себе сознанием богатства и власти. А Дубровский-осознанием древности своего рода и дворянской чести. Случай на псарне показывает Дубровского как человека гордого, который обладает чувством собственного достоинства. Троекуров своими предпринятыми действиями довёл бывшего друга до умопомешательства и смерти. Такие поступки разрушают личность.

Перечитывая роман А. С. Пушкина «Дубровский», я задумываюсь над тем, что честь-это главный стержень человека, его нравственный хребет, когда судьёй поступков и действий человеческих становится совесть, которая является и лучшим нашим контролёром.

Пишу заключение.

Итак, рассуждая по проблеме чести и бесчестия, вспоминая страницы двух романов Александра Сергеевича Пушкина, я прихожу к выводу о том, что понятие чести никогда не устареет, так как именно честь помогает человеку жить, быть на высоте, помогает сделать правильный нравственный выбор, осуществлять духовную связь с людьми, с обществом. А это немало в человеческой жизни. И очень хочется надеяться на то, что и в наше время среди моих современников будет как можно больше людей, для которых понятие чести никогда не потеряет своей высокой значимости.

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее. © Платон

10 месяцев назад

Если ваша единственная цель состоит в том, чтобы стать богатым, вы никогда не достигнете ее.

Джон Дэвисон Рокфеллер

Нужно пройти через худшее, чтобы прийти к лучшему. Ошо

Нужно пройти через худшее, чтобы прийти к лучшему.

Нужно пройти через худшее, чтобы прийти к лучшему.

Наша цель состоит не в том, чтобы переходить друг в друга, но узнать друг друга и видеть и уважать в другом то, что он есть: противоположность другого и дополнение. © Герман Гессе

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял; состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу - и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Так или иначе, но всё всегда меняется к лучшему. Просто иногда кое-что меняется к лучшему более длинным путём - через худшее.

Так или иначе, но всё всегда меняется к лучшему. Просто иногда кое-что меняется к лучшему более длинным путём - через худшее. Юрий Татаркин

Счастье не в том, чтобы завоевать тело женщины, а в том, чтобы стать её избранником.

Андре Моруа

Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.

Лев Толстой

Свобода человека состоит не в том, чтобы делать что хочешь: она в том, чтобы никогда не делать того, чего не хочешь.

Жан-Жак Руссо

Жизнь cоcтоит не в том, чтобы нaйти сeбя. Жизнь состоит в том, что создaть себя. "Цитаты великих ©"

Первая твоя обязанность состоит в том, чтобы сделать счастливой саму себя.

Чтобы руководить своей судьбой, требуется выдающийся ум. А следовать плану может и дурак. Дэниел Киз "Таинственная история Билли Миллигана"

Секрет перемен состоит в том, чтобы сосредоточиться на создании нового, а не на борьбе со старым © Сократ

Секрет перемен состоит в том, чтобы сосредоточиться на создании нового, а не на борьбе со старым. Сократ

Секрет перемен состоит в том, чтобы сосредоточиться на создании нового, а не на борьбе со старым.


Древнегреческий философ Платон писал: « Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно ещё может стать совершеннее». Что такое честь? Это внутреннее достоинство человека, которое заключается в том, что мы всегда стремимся к лучшему. А что же является лучшим? Это идеал, к которому можно двигаться в двух направлениях. С одной стороны, мы можем сделать лучше мир, который нас окружает, трудясь на благо человечества.

С другой стороны, человек должен стремиться к нравственному совершенствованию.

Докажем это на примерах из художественной литературы. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» лучшие его герои находятся в постоянном поиске истины, пытаются понять, в чём смысл жизни, в чём их предназначение. Например, Андрей Болконский неудовлетворён своей жизнью в светском обществе, считая его пустым и ничтожным. Он стремится к славе, его кумиром является Наполеон. Князь Андрей отправляется на войну 1805 года, где повторяет подвиг Наполеона, когда устремляется со знаменем вперёд, увлекая за собой русских воинов. Но вскоре герой разочаровывается в своих прежних идеалах. Раненый, лёжа на Праценской горе. Болконский видит перед собой бесконечное небо и понимает, что и Наполеон, и мечты о славе – всё пустое и ничтожное по сравнению с бесконечным небом, по которому медленно и торжественно плывут облака. Теперь его идеалом становится тихая семейная жизнь. Ему кажется, что после позорного поражения в Аустерлицком сражении он больше не пойдёт на военную службу. Но наступает война 1812 года, и князь Андрей идёт защищать свой дом, свою семью, свою Отчизну от врагов. Путь героя Л.Н.Толстого – это дорога чести, а честь его состоит в том, что он всегда стремится быть вполне хорошим человеком, стремится приносить пользу обществу. Мне кажется, что вершины своего нравственного развития князь Андрей достигает тогда, когда после тяжёлой операции простил своего врага Анатоля Курагина, которому только что ампутировали ногу. Болконский почувствовал жалость и сострадание к этому человеку.

Мы можем привести ещё один литературный аргумент. В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв, как и Болконский, следует всегда дорогой чести, несмотря на трагические события, которые выпали на его долю. Он оказался свидетелем крестьянского восстания под предводительством Пугачёва. Во время штурма Белогорской крепости он готов защищать со шпагой руке и свою возлюбленную Машу Миронову, и честь офицера. Он отказался давать присягу самозванцу, готовясь умереть, но сохранить верность долгу офицера. Только счастливая случайность избавила молодого человека от казни, так как Пугачёв узнал в офицере того самого барина, который подарил ему на постоялом дворе заячий тулуп. Гринёв всегда был предельно честен и искренен в разговоре с крестьянским вождём, и поэтому Пугачёв отпустил дворянина на все четыре стороны.

Проанализировав характеры и поступки двух героев, мы можем сделать вывод о том, что нужно всегда быть верным своей клятве, следовать дорогой чести. Если все будут поступать так, как Болконский и Гринёв, то мир станет лучше, а человечество совершеннее.

Обновлено: 2017-09-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.