» » Изобразительно выразительные средства художественной литературы презентация. Художественные приёмы. Изобразительно-выразительные средства языка

Изобразительно выразительные средства художественной литературы презентация. Художественные приёмы. Изобразительно-выразительные средства языка

Художественные средства выразительности русского литературного языка. Автор: учитель русского языка и литературы Художественные средства выразительности русского литературного языка. Автор: учитель русского языка и литературы Яковлева Татьяна Борисовна Мир слов – бесконечный океан. Понимать этот мир – значит понимать жизнь.


Цели и задачи. Познакомиться с некоторыми художественными средствами выразительности русского литературного языка(с тропами и фигурами речи). Познакомиться с некоторыми художественными средствами выразительности русского литературного языка(с тропами и фигурами речи). Рассмотреть примеры их использования в русской литературе. Рассмотреть примеры их использования в русской литературе. Научиться самостоятельно строить тропы и фигуры речи. Научиться самостоятельно строить тропы и фигуры речи. Проверить свои знания и умения тестом. Проверить свои знания и умения тестом. Понять структуру задания В8 ЕГЭ по русскому языку и освоить его выполнение. Понять структуру задания В8 ЕГЭ по русскому языку и освоить его выполнение.


Троп- (греч. «поворот») (греч. «поворот») оборот речи,в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения боль- шей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространённые виды тропов: Аллегория,гипербола,ирония,литота,метафора,метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха,сравнение, эпитет.


Гипербола- образное преувеличение. Литота- подчеркнутое преуменьшение. Сооотнесите иллюстрации с определениями и объясните свой выбор. Сооотнесите иллюстрации с определениями и объясните свой выбор. В сто сорок солнц закат пылал… В.Маяковский … а сам с ноготок. Н.Некрасов


Ирония о- ооо- осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. - Признаком иронии является д д двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.) (И. Крылов.) (в обращении к ослу) (в обращении к ослу) - троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.






Метафора- Сонное озеро города (А.Блок). Сонное озеро города (А.Блок). Могилы домов (А.Блок). Могилы домов (А.Блок). Весенних запахов и ветров пулемёт (В.Хлебников). Весенних запахов и ветров пулемёт (В.Хлебников). Море неба, заяц тучи, крови снегири (В.Хлебников). Море неба, заяц тучи, крови снегири (В.Хлебников). Хребты веков, железки строк (В.Маяковский). Хребты веков, железки строк (В.Маяковский). Моих слов соловьи (Б.Ахмадулина). Моих слов соловьи (Б.Ахмадулина). Сугробов белолобые телята (Б.Ахмадулина). Сугробов белолобые телята (Б.Ахмадулина). Пальцы ивняка (М.Исаковский). Пальцы ивняка (М.Исаковский). Бык воспоминаний (Л.Мартынов). Бык воспоминаний (Л.Мартынов). Ручей улыбки (М.Светлов). Ручей улыбки (М.Светлов). Серебряная ложка луны (Ю.Мориц). Серебряная ложка луны (Ю.Мориц). Острый остров сиротства (Б.Ахмадулина). Острый остров сиротства (Б.Ахмадулина). Сугробов груди белые (В.Фёдоров). Сугробов груди белые (В.Фёдоров). перенос названия на основе сходства (скрытое сравнение). Объясните метафоры, на чём основано сходство. Объясните метафоры, на чём основано сходство.


Метонимия-перенос имени: 1. с вместилища на содержимое-блюдо, стакан (еда и посуда). 2. с материала на изделия из него- медь (металл и медные деньги). 3. с места, населённого пункта на его жителей- вся деревня над ним смеялась. 4. с действия на его результат-остановка(место, действие и расстояние).5. с организации на её сотрудников- фабрика забастовала. Синекдоха- особый вид метонимии- перенос наименования с части на целое и наоборот (мы все глядим в Наполеоны, читать Гоголя). Приведите свои примеры метонимии и синекдохи. Приведите свои примеры метонимии и синекдохи.


Эпитет- яркое, образное определение. Эпитет- один из самых ярких и распространённых тропов. Понаблюдаем за эпитетами, характеризующими закат: Эпитет- один из самых ярких и распространённых тропов. Понаблюдаем за эпитетами, характеризующими закат: По цвету: алый, багровый, багряный, бронзовый, густой, густо- красный, дымящийся, жёлтый, жидкий, зелёный, золотистый, золотой, красный, кроваво-красный, кровавый, кровяной, лимонный, малиновый, мутный, неяркий, огненный, огнистый, оранжевый, ослепительный, палевый, … По цвету: алый, багровый, багряный, бронзовый, густой, густо- красный, дымящийся, жёлтый, жидкий, зелёный, золотистый, золотой, красный, кроваво-красный, кровавый, кровяной, лимонный, малиновый, мутный, неяркий, огненный, огнистый, оранжевый, ослепительный, палевый, … По психологическому восприятию: великолепный, величественный, грустный, зловещий, изумительный, красивый, ласковый, мрачный, нежный, печальный, пленительный, покойный, приятный, тихий, томный, торжественный, тревожный, угрюмый, усталый, холодный, чудесный,… По психологическому восприятию: великолепный, величественный, грустный, зловещий, изумительный, красивый, ласковый, мрачный, нежный, печальный, пленительный, покойный, приятный, тихий, томный, торжественный, тревожный, угрюмый, усталый, холодный, чудесный,… Задание: составьте ряд эпитетов к существительному лицо (1 вариант), к существительному звук (2 вариант).


Способы выражения сравнения в русском языке СПП с придаточным сравнения. (Он говорил спокойно, будто ничего не произошло). СПП с придаточным сравнения. (Он говорил спокойно, будто ничего не произошло). Сравнительный оборот. (Застыл, как изваяние). Сравнительный оборот. (Застыл, как изваяние). Сущ. В Д.П. с предлогом подобно. (Жужжало подобно пчеле). Сущ. В Д.П. с предлогом подобно. (Жужжало подобно пчеле). Сущ. В Т.П.(Завертелся волчком). Сущ. В Т.П.(Завертелся волчком). Наречие модели по-…ому, по-…ему, по-…и.(Ходить по-утиному). Наречие модели по-…ому, по-…ему, по-…и.(Ходить по-утиному). Фразеологические обороты.(Бежать как на пожар). Фразеологические обороты.(Бежать как на пожар). Сущ. В И.П. в роли сказуемого или приложения.(Глаза как блюдца). Сущ. В И.П. в роли сказуемого или приложения.(Глаза как блюдца). Задание. Задание. Составьте свои примеры к каждому способу. Проанализируйте отрывок стихотворения А.Галича: Опоздавшие гости Прерывают куплет Их вбивают, как гвозди, Ибо мест уже нет.


Олицетворение- Наделение животных и неживых существ качествами человека. Этот стилистический приём доказывает, что мы когда-то были язычниками. Никого не удивляют фразы: ветер рыдает, листочки шепчутся, река устала, лес спит… Этот стилистический приём доказывает, что мы когда-то были язычниками. Никого не удивляют фразы: ветер рыдает, листочки шепчутся, река устала, лес спит… Никого не удивляют такие рисунки: они делают нас ближе к природе.



Оксюморон-совмещение несовместимого. Антитеза-противопоставление. Градация (нарастающая и убывающая)-приём нагнетания синонимов. Инверсия- обратный порядок слов. Сооотнесите иллюстрации с определениями и докажите. Сооотнесите иллюстрации с определениями и докажите. Определите художественные средства: «…жизнь на земле будет невоообразимо прекрасной, изумительной» (А.Чехов); да - нет, сила страсти -холод ума; долгий миг, богатый нищий, сон наяву; животные лесные весне радовались. Определите художественные средства: «…жизнь на земле будет невоообразимо прекрасной, изумительной» (А.Чехов); да - нет, сила страсти -холод ума; долгий миг, богатый нищий, сон наяву; животные лесные весне радовались. Толстый и тонкий. Подниматься было тяжело, ноги уставали, последние метры преодолел ползком. Молодая старушка.


Строение предложения. Анализируя примеры, определите, что такое 1. парцелляция, 2. анафора, 3. эпифора, 4. синтаксический параллелизм, 5. эллипсис, проверьте себя по словарю. Анализируя примеры, определите, что такое 1. парцелляция, 2. анафора, 3. эпифора, 4. синтаксический параллелизм, 5. эллипсис, проверьте себя по словарю.словарю Мы сёла - в пепел; грады - в прах; В мечи – серпы и плуги. В.Жуковский. Он… тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить


Асиндетон- бессоюзие. Полисиндетон- многосоюзие. Чего достигает автор, используя такой прием, как асиндетон или полисиндетон? Чего достигает автор, используя такой прием, как асиндетон или полисиндетон? и рифмы лёгкие навстречу им бегут, и рифмы лёгкие навстречу им бегут, И мысли в голове волнуются в отваге, И мысли в голове волнуются в отваге, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут. А.Пушкин. Всё кругом. Страшное, грубое, липкое, грязное, Жёстко-тупое, всегда безобразное, Медленно-рвущее, мелко-нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное… Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе. Гиппиус.doc


Апосиопезис (умолчание)-намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность. Нет, я хотел… быть может, вы …я думал… А.Пушкин. Риторическое обращение - подчеркнутое обращение. Поля! Я предан вам душой. А.Пушкин. Риторический вопрос - привлекает внимание, не требует ответа. Быть или не быть? (В.Шекспир) Риторическое восклицание - восклицание, передающее особое чувство. Составьте свои примеры апосиопезиса, риторических восклицаний, риторических обращений, риторических вопросов. Составьте свои примеры апосиопезиса, риторических восклицаний, риторических обращений, риторических вопросов.


Задания и ответы Тест.doc Тест.doc Тест.doc Задание В8. doc Задание В8. doc Задание В8. doc Задание В8. doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задание В8. doc Ответы на задание В8. doc Ответы на задание В8. doc Ответы на задание В8.doc


Список используемой литературы Львова С.И. Уроки словесности в 5-9 классах: пособие для учителей «Дрофа», 1996 г. Львова С.И. Уроки словесности в 5-9 классах: пособие для учителей «Дрофа», 1996 г. Тропы и фигуры речи.doc Тропы и фигуры речи.doc Тропы и фигуры речи.doc Тропы и фигуры речи.doc Далецкий Чеслав. Риторика: Учебное пособие.- М.: Омега-Л, 2004 Далецкий Чеслав. Риторика: Учебное пособие.- М.: Омега-Л, 2004 Аннушкин В.А. История русской риторики. М Аннушкин В.А. История русской риторики. М Зарецкая Е.Н. Риторика. М Зарецкая Е.Н. Риторика. М Михальская А.К. Основы риторики. Учебное пособие для учащихся кл. М Михальская А.К. Основы риторики. Учебное пособие для учащихся кл. М Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В.Н.Ярцева М. Советская энциклопедия 1990 Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В.Н.Ярцева М. Советская энциклопедия 1990 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, версия 2005 г. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, версия 2005 г.

«Приёмы устного умножения и деления» - I ребенок выполнил задание так: I ребенок рассуждает так: 37*2=37+37=74, тогда 38*2=76 и 39*2=78. На какие группы можно разбить все выражения: Догадайся, как можно рассуждать, вычисляя значения произведений: Какое выражение «лишнее» в каждом столбце? -Переместительного, сочетательного и распределительного свойств умножения; -свойства деления суммы на число.

«Художественная культура 19 века» - Хохломская роспись. Художественная культура (ч.2). Чем объяснить взлет русской культуры во 2-й половине 19 века? Дымковская игрушка. М.П.Мусоргский. Братина. М.Н.Ермолова в роли Жанны д’Арк. Фотография 1860 г. 1.Музыка. 2.Театр. 3.Художественные промыслы. 1.Музыка. 2-я пол.19 в.-время расц-вета русской музыки.

«Приёмы вычислений» - Физкультминутка. Задачи: Объясните приём вычитания, используя пример-помощник. Реши самостоятельно. Реши примеры, записав только ответы. 1)совершенствовать вычислительные навыки, Цель: знакомство с новым приёмом вычислений для случаев вида 35-7. Назовите нужное число в каждом ряду 20 16 12 8 … 7 22 37 52 … 28 22 16 10 …

«Программа по художественной культуре» - Актуальность. Принцип креативности (организации творческой деятельности). Условия реализации Программы. Раздел 2. О чём говорит искусство. Принцип тематизма. Изменения и дополнения в Программе. Предполагаемые результаты реализации Программы. Работа с родителями: Литература. Метод создания художественного контекста.

«Художественная гимнастика» - Зинаида Вербова с воспитаницами своей Студии. 1923 год. Художественная гимнастика. лента Лента длиной 7 м изготавливается из атласа или подобного материала. обруч Обруч изготовлен из дерева или пластика, внутренний диаметр 80-90 см. Ленинград 1935 год. судейство Три группы судей оценивают различные элементы упражнения.

«Мировая художественная культура» - Актуальность и новизна курса. Культура -. на учащихся седьмых, девятых классов. Цель курса -. «Ars longa, vita brevis». Мировая художественная культура-. Культура формирует личность и регулирует поведение человека. Курс МХК в нашем лицее рассчитан. « Жизнь коротка, искусство вечно». Мировая художественная культура.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Выразительность русской речи Выразительные средства русской фонетики. Выразительные средства словообразования. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Анализ средств выразительности.

4 слайд

Описание слайда:

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Антонимы - это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению. Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте. Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной, Ложь бывает ловкой и нескладной, Осмотрительной и безоглядной, Упоительной и безотрадной.

5 слайд

Описание слайда:

Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию.

6 слайд

Описание слайда:

Многозначные слова - это слова, имеющие много значений. Лапа - 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева. Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению. Планировать - составлять план. Планировать - постепенно, плавно снижаться в Засыпать - погружаться в сон. Засыпать - покрыть слоем чего-нибудь сыпучего

7 слайд

Описание слайда:

Просторечная лексика - сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении, допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать (в значении смеяться). Канцеляризм - слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля. «Входящие - исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п.

8 слайд

Описание слайда:

Устаревшие слова Историзмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали. Арбалет, граммофон, кулак, барщина. Архаизмы – устаревшие слова, взамен которых существуют другие слова, обозначающие эти же реалии. Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище.

9 слайд

Описание слайда:

Неологизмы – новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка. Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж. Авторские неологизмы возникают в результате словотворчества отдельных людей. У В.В. Маяковского: мандолинить, молоткастый. Такие неологизмы называют окказионализмами. Новые слова

10 слайд

Описание слайда:

Диалектизмы - это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью. Бурак- свёкла, козюли – змеи, няша – болото…

11 слайд

Описание слайда:

Заимствованная лексика - это слова, заимствованные из других языков в результате языковых контактов. Метро, кофе, пальто, жюри. амбар, артист, авария.

12 слайд

Описание слайда:

Термин - слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Профессионализм – слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией.

13 слайд

Описание слайда:

Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками. Общага – общежитие, халява – всё, что бесплатно, облом – неудача.

14 слайд

Описание слайда:

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный состав языка. Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить Ариадны…

15 слайд

Описание слайда:

Другие термины лексических средств выразительности лексический повтор; разговорная лексика; сниженная разговорная лексика; книжная (в т.ч. экспрессивная) лексика; общественно-политическая лексика; оценочная лексика; экспрессивный лексический повтор.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Звукоподражание – это подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.

18 слайд

Описание слайда:

Ассонанс - – приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков. Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою (Н.А.Некрасов).

19 слайд

Описание слайда:

Аллитерация – (от лат. «собуквие») приём усиления изобразительности текста путём повторения согласных звуков. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин).

20 слайд

Описание слайда:

Благозвучие – отсутствие в речи неудобопроизносимых, «режущих» слух сочетаний звуков, которое обеспечивает приятное и лёгкое для восприятия звучание текста.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

ТРОП – означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями с первым. Троп представляет собой определенную форму поэтического мышления; он обогащает мысль новым содержанием, дает определенное художественное «приращение» мысли.

24 слайд

Описание слайда:

ФИГУРА – форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение - усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым. И тропы, и фигуры - только конструктивный компонент текста, но такой, который образно оттеняет обычно наиболее существенное и важное в нем.

25 слайд

Описание слайда:

Эпитет - это поэтическое определение, выражаемое обычно прилагательным. Такое определение повторяет признак, заключающийся в самом определяемом, обращает на него внимание, подчеркивает его, выражая эмоциональное отношение говорящего к предмету речи. Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех... Его впалые щеки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые выразительные губы - все его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного (И.С.Тургенев).

26 слайд

Описание слайда:

Метафора - это употребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет (явление, действие, признак), для образного названия другого объекта, сходного с первым в чем-то. Это как бы «смещенное», переносное название предмета. Я... увидел далеко под собою огромную равнину. Широкая река огибала ее уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали ее теченье... Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке... Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... (И.С.Тургенев).

27 слайд

Описание слайда:

Олицетворение - разновидность метафоры; это такое изображение неодушевленных предметов, растений или животных, при котором они говорят, думают и чувствуют, как человек. Обвеян вещею дремотой, Полураздетый лес грустит... Из летних листьев разве сотый, Блестя осенней позолотой, Еще на ветви шелестит. (Ф.И. Тютчев)

28 слайд

Описание слайда:

Метонимия- употребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет, для образного названия другого предмета, связанного с первым по смежности, т.е. по местоположению, времени, причинно-следственным отношениям. Люблю зимы твоей жестокой Недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль Невы широкой. Девичьи лица ярче роз, И блеск, и шум, и говор балов, А в час пирушки холостой Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. (А.С. Пушкин)

29 слайд

Описание слайда:

Синекдоха - разновидность метонимии, в основе которой лежит отношение части и целого. Иными словами, образный перенос названия связан здесь с количественными отношениями между обозначаемыми предметами. Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе (А.С. Пушкин). .

30 слайд

Описание слайда:

Гипербола - это образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление. Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

31 слайд

Описание слайда:

Литота - образное выражение, противоположное гиперболе. Это художественное преуменьшение величины, значения изображаемого, имеющего своей целью эмоционально воздействовать на читателя: И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов).

32 слайд

Описание слайда:

Ирония - насмешливое употребление слов в прямо противоположном значении. Обычно это тонкая насмешка, которая скрывается за внешней учтивостью. Противоположный смысл возникает здесь как «подтекст» и создается общим содержанием текста и особой интонацией, которая выражает юмор, укор или неодобрение, осуждение. Отколе, умная, бредешь ты, голова?» - Лисица, встретяся с Ослом, его спросила. (И.А. Крылов)

33 слайд

Описание слайда:

Сарказм - высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка, выражающаяся часто в обличениях социального характера. Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты… (А.С.Грибоедов).

34 слайд

Описание слайда:

Сравнение - это образное выражение, в котором один предмет (явление, признак и т. п.) сопоставляется с дру­гим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере. Чаще всего сравнения присоединяются при помощи союзов как, точно, словно, будто, как бы, как будто и др. Очень распространено в языке бессоюзное сравнение в форме творительного падежа Пошла ты, баба! - закричали ей тут же бороды заступом, лопатой, клином. - Ишь, куда полезла, корявая! (Н,В. Гоголь). Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. (А.С. Пушкин).

35 слайд

Описание слайда:

Перифраза - замена прямого названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их существенные черты. «певец Гяура и Жуана» вместо «Байрон» (А. С.Пушкин).

36 слайд

Описание слайда:

Стилистические фигуры – фигуры речи Формы речи, усиливающие ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносящие нового содержания.

37 слайд

Описание слайда:

38 слайд

Описание слайда:

Антитеза Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств. Выражается обычно антонимами - словами с противоположными значениями. Дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы или явления, противоположные проявления качества или свойства, сделав их смысловым «фокусом» фразы. Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт... (А.С. Пушкин)

39 слайд

Описание слайда:

Оксюморон Соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого В поэтическом тексте соединяются взаимопроницаемые противоположности, давая художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой (А.С. Пушкин). Стоило только мне погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое покрывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью… (Н. С. Лесков).

40 слайд

Описание слайда:

Градация Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. При одном предположении подобного случая вы бы должны были... испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, океаны слез!.. (Ф.М. Достоевский).

41 слайд

Описание слайда:

Аллюзия Соотнесение текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. Я умываю руки - аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате.

42 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности Параллелизм Однородное синтаксическое построение предложений или их частей Жизнь без тревог - прекрасный светлый день, Тревожная - весны младые грезы. Там - солнца луч и в зной оливы сень, А здесь - и гром, и, молния, и слезы... (А.А. Фет).

43 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности Анафора повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз) Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством... (М.Ю. Лермонтов).

44 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности Эпифора повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз). Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А.А.Блок).

45 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности Риторический вопрос Фигура речи, которая представляет собой по форме вопросительное предложение, употребленное не в собственном своем значении. Оно является по содержанию утвердительным и не требует ответа, а его вопросительная структура и интонация используются для того, чтобы привлечь внимание, повысить эмоциональное воздействие высказывания на читателя. Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан? (Л.Н.Толстой)

46 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности: Риторическое обращение Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу. Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.С.Пушкин).

47 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности Бессоюзие Фигура, основанная на намеренном пропуске союзов. Речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга Швед, русский - колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)

48 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности Многосоюзие Фигура, основанная на сознательном повторении союзов. Речь замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость: Зато и внук, и правнук, и праправнук Растут во мне, пока я сам расту... (П.Г. Антокольский).

49 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности Инверсия Изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили (А.С.Пушкин).

50 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности Подхват Подчеркнутое повторение конца стиха в начале следующего стиха: Придет оно, большое, как глоток, - Глоток воды во время зноя летнего. (Р.И. Рождественский) Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры.

51 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности Эллипсис Пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумеваемого и восстанавливаемого по смыслу. Благодаря сжатости речи достигается динамичное изображение действия, напряженная смена событий. Чаще всего опускается сказуемое: - Франц, в мою спальню вещи князя! - обратился он к слуге, провожавшему Болконского (Л.Н.Толстой).

52 слайд

Описание слайда:

Другие синтаксические средства выразительности восклицательные предложения; диалог, скрытый диалог; вопросно-ответная форма изложения; ряды однородных членов; цитирование; вводные слова и конструкции.

53 слайд

Описание слайда:

Задание проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления. В предлагаемом фрагменте рецензии рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины (средства выразительности), использованные в рецензии, пропущены. Нужно будет на места пропусков вставить цифры, соответствующие номеру термина из списка. Необходимо: знать, что же такое языковые средства художественной выразительности; находить их в исходном тексте; правильно называть и уметь отличать самые распространенные из них друг от друга.

54 слайд

Описание слайда:

Тренируемся 1.Какие из перечисленных средств художественной выразительности используются в первых трех абзацах? Напишите порядковые номера этих средств. 1) экспрессивный повтор; 2) ряды однородных членов; 3) развернутые сравнения; 4) газетно-публицистическая фразеология; 5) разговорные синтаксические конструкции. (1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках – одна из лучших, если не лучшая в мире. (5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... (8)А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду! (В. Непомнящий). Ответ: 1, 2, 4, 5.

55 слайд

Описание слайда:

2. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности используются в следующих предложениях? Напишите номера этих средств выразительности. 1) риторическое обращение; 2) экспрессивный повтор; 3) сравнительный оборот; 4) синтаксический параллелизм; 5) антитеза. (13)Раскопки и исследования на территории нашей страны показывают, что во все времена здесь обитало множество разных народов с различными языками, религиями, культурами, антропологическим обликом. (14)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. (15)И такое смешение происходило повсеместно. (17)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. (18)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. (19)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (20)Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур. (21)Для первобытного человека «людьми» были лишь члены его племени. (22)Все остальные были врагами или злыми демонами. (23)Для греков все негреки были варварами. (24)Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман те, кто не следовал заветам пророка Магомета, – «неверными». (25)Для европейцев XVIII и даже XIX века все остальное человечество было скопищем дикарей. (26)Для нас, людей XXI века, знающих свое прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье – человечеству. (По А. Кондратову) Ответы: 2, 4, 5.

56 слайд

Описание слайда:

(1)Земля - космическое тело, а мы - космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение мил­лионов лет. (З)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени. (8)Человечество, по-моему, - это своеобразная болезнь планеты. 9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) - и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли. (13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению. (15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь проти­воядие? (По В. Солоухину)

57 слайд

Описание слайда:

Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «В первых двух предложениях текста использован такой троп, как ___________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество - это болезнь планеты». ____________ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте ___________(предложения 8, 13, 14) подчёркивает, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 15-м предложении ___ «оригинальная» придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом». Список терминов: 1) эпитет 2) литота 3) вводные слова и вставные конструкции 4) ирония 5) развёрнутая метафора 6) парцелляция 7) вопросно-ответная форма изложения. 8) Диалектизм 9) однородные члены предложения Ответ 5,9,3,1.

58 слайд

Описание слайда:

(1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он? (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России... (12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих… (15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. (18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видeния прошлого. (По В. Ганичеву)

59 слайд

Описание слайда:

Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как _____ (предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению. _____ («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложе-нии 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала. Многие предложения текста построены с использованием такого синтаксического средства выразительности, как _____ («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. _____ (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного». Список терминов: сравнительный оборот ряд однородных членов фразеологизмы инверсия олицетворение парцелляция эпитеты литота вопросительные предложения Ответ: 9,2, 4,5.

60 слайд

Описание слайда:

Крик (1)Стоял осенний теплый ясный день, везде в воздухе была разлита мягкая розоватая дымка, осыпались с тополей листья, летели, скользили по асфальту мостовой, мелькали мимо пригретых бабьим летом стен домов на узкой московской улице. (2)В этом тихом уголке до ступиц утопали в шуршащих ворохах осеннего золота колеса машин, как бы покинутых хозяевами и грустно стоявших в долгом одиночестве вдоль обочин, сухие листья лежали на крыльях, на радиаторах, собирались кучками на ветровых стеклах. (3)Я шел, слушал хруст под ногами и думал: «До чего хорошо ощущение этого тихого дня и как хороша поздняя солнечная осень - ее ветерок, ее винный запах, ее листья на тротуарах и машинах, её тепло и её горная свежесть...» (4)Где отгадка этой тайны? (5)Никогда я вот так не замечал, как добра природа в своем обновлении и утратах. (6)Да, да, всё естественно, прекрасно!.. (7)И вдруг... (8)Мне показалось: где-то женщина кричала, это было в доме, над этими безлюдными тротуарами, одинокими, засыпанными листьями машинами. (9)Я вздрогнул, остановился, поднял голову, глядя на окна, освещенные солнцем, пронзенный неожиданным страшным криком боли, страдания, как будто там, на верхних этажах обычного московского дома, пытали человека, заставляя его корчиться, извиваться в муке под каленым железом. (10)Они были все одинаковы, эти окна, были уже по-предзимнему закрыты наглухо. (11)Крик женщины то затихал наверху, то нарастал нечеловеческим воплем, визгом и рыданиями последнего отчаяния, какое бывает перед холодом небытия и бездной... (12)Что там было? (13)Кто мучил ее? (14)3ачем? (15)Почему она рыдала так страшно? (16)И всё прекрасное погасло во мне: и благословенный московский листопад, и свет осеннего дня, и умиление естественной прекрасной порой бабьего лета. (17)Счастье вдруг обернулось жгучей(-им)... (18)Почудилось, что кричало от непереносимой боли само человечество, потерявшее ощущение великого и единственного блага всякого сущего - радости неповторимого своего существования. (По Ю. Бондареву)

61 слайд

Описание слайда:

Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Композиционно текст делится на две части, противопоставленные друг другу. В первой Ю. Бондарев, передавая «умиление» героя «прекрасной порой"бабьего лета», использует (…) {«мягкая розовая дымка», «винный запах» (осени), «солнечная осень»), (..)(«в шуршащих ворохах осеннего золота») и (..) («листья... собирались кучками», «природа добра»). В конце первой части чувство восхищения усиливается: автор использует (..) (предложение 4). В конце текста автор, напротив, показывает героя, страдающего от мысли о несовершенстве человеческого бытия, героя, испытывающего чувство отчаяния от невозможности помочь несчастной, и передано это с помощью риторической фигуры (..) (предложение 16).» Список терминов: 1) парцелляция 2) риторическое восклицание 3) эмоциональный повтор 4) метафора 5) многосоюзие 6) эпитеты 7) олицетворение 8) анафора 9) риторический вопрос Ответ: 6,4,7,9,5

62 слайд

Описание слайда:

Бессилие (1)Он шел по Невскому проспекту в одиннадцатом часу утра. (2)На теневой стороне было еще нежарко, солнечные стрелы скользили сквозь листву по зерка­лам витрин, лиловые отливы прохлады таились в пустынных подъездах. (З)Пахло влажным асфальтом. (4)Везде было по-утреннему легко, свободно... {5)Потом он обратил внимание, что навстречу ему неторопливой походкой шел небольшого роста молодой человек в потёртых джинсах и обтягивающей белой футболке, покатые плечи чуть раскачивались, твердый, жесткий взгляд был устрем­лен вперед. (б)Молодой человек, казалось, никого не видел и видел всех сразу, гу­ляющих по Невскому, и одной лишь краткой усмешкой выделял из прохожих красивых девушек. (7)Они двигались навстречу, эти два молодых человека, глядя перед собой, а когда поравнялись, невысокий, в белой футболке, не поворачивая головы, не меняя выражения глаз, еле заметным толчком плеча ударил в плечо другого. {8)И тот, едва не падая от неожиданного удара, ощутил чужие мускулы, столь натрениро­ванные, неумолимые в своей самонадеянности, что, пораженный грубостью, вспых­нув мгновенным гневом, выговорил, готовый к мщению: «Извинения надо просить, черт подери!» (9)А парень в потёртых джинсах спокойно уходил, по-прежнему слегка пока­чивая плечами, будто ничего не произошло несколько секунд назад. (10)И стало ясно: толчок был не случаен, а страшная мощь в его мускулах, весь облик невозму­тимо гуляющего по проспекту человека делали его неприступным. (11)Можно было представить, как, уверенный в безнаказанности, мистер невозмутимость равно­душно поднял бы брови при виде возмущения оскорбленного его действием дру­гого человека, как сказал бы бесцветным голосом: «Я не понимаю, что вам от меня нужно?» - и тут же нанес бы этим вторичный удар исподтишка, играя роль жертвы, которая вынуждена защищаться. (12)Тот человек, которого задели плечом, был не робок, тоже обладал реши­тельностью, но страх перед волей более храброго остановил его. (13)Парень, мор­щась, потирал ушибленное место, оглядывался на удаляющуюся квадратную спину, обтянутую спортивной футболкой. (14)В этот момент он больше всего ненавидел эту спину, себя и собственное унизительное бессилие, что все-таки требовало найти оправдание. (15)И в голове проносились мысли: «За что он меня? (16)Позавидовал белым брюкам или более модной прическе? (17)Доказал, что он сильнее меня? (18)Почему я оробел перед этой глупой, отвратительной силой?»

63 слайд

Описание слайда:

Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Автор выражает свою оценку с помощью ярких (..) («твёрдый, жёсткий взгляд», «унизительное бессилие», «бесцветным голосом», «глупой силой»), (..) (предложение 11), (..) («мускулы... неумолимые в своей самонадеянности»). Состояние оскорблённого человека передано (..) «вспыхнув... гневом»...» Список терминов: 1) эпифора 2) эпитеты 3) противопоставление 4) метафора 5) парцелляция 6) перифраз 7) синтаксический параллелизм 8) сравнительный оборот 9) олицетворение Ответ: 2,6,9,4

64 слайд

Описание слайда:

Использованные ресурсы Угроватова Т.Ю. Учебно-тренировочные тесты по русскому языку. Калининград,2008. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 2001. http://www.gifzona.ru/i/ok_d/05.gif http://images.google.ru/ http//it-n.ru, http//proshkoly.ru

Cлайд 1

Cлайд 2

Тропы (лексические средства) ТРОП (от греч. tropos – «поворот») – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении.

Cлайд 3

Виды тропов эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синéкдоха, олицетворение, гипербола, литота, оксю׳морон, каламбу׳р, перифра׳з(а), ирония.

Cлайд 4

Синтаксические средства необычные обороты речи, особое ее синтаксическое построение, к которому прибегает писатель для усиления выразительности.

Cлайд 5

Синтаксические средства Инверсия, параллелизм, антитеза градация, парцелляция, эллипсис, умолчание, бессоюзие, многосоюзие, риторический вопрос (восклицание, обращение), повторы: анафора, эпифора, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов.

Cлайд 6

Эпитет (от греч. epitheton – «приложение») – образное определение предмета или действия: грустная береза, задумчивый шелест, яркая речь, таинственный свет. Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными.

Cлайд 7

Сравнение Уподобление одного предмета другому: обороты со сравнительными союзами: Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола (К. Паустовский); существительные в творительном падеже: В голове его молнией сверкнула мысль; с помощью слов похож, подобен, напоминает: Кленовый лист напоминает нам янтарь (Н. Заболоцкий).

Cлайд 8

Метафора (от греч. metaphora – «перенос») – перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства: В саду горит костер рябины красной (С. Есенин).

Cлайд 9

Метони׳мия (от греч. metonymia – «переименование») перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности (какой-либо связи между ними).

Cлайд 10

Разновидности метонимии содержимое → содержащее: Съел две тарелки. Аудитория смеется; жители → населенный пункт: Москва встречает гостей; произведение →

Cлайд 11

Синекдоха (разновидность метонимии) Часть ↔ целое: Шаляпин - лучший бас России; Это подтвердят все лучшие умы; Что волнует зрителя? (= зрителей); И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов).

Cлайд 12

Олицетворение наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека: За окнами давка, толпится листва (Б. Пастернак); …Не забудем, что насилие не живет одно, оно непременно сплетено с ложью. Насилию нечем прикрыться, кроме лжи…(А.Солженицын).

Cлайд 13

Гипербола (от греч. нyperbolē – «преувеличение») – образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь).

Cлайд 14

Литота (от греч. litotēs – «простота, малость») – образное выражение, состоящее в преуменьшении величины, силы, значения изображаемого явления: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. Я гладил все его, как шелковая шёрстка (А. Грибоедов).

Cлайд 15

Оксю´морон (окси морон) (от греч. оxymōron – «остроумно-глупое» – оборот, состоящий в соединении противоречащих друг другу признаков, логически несовместимых понятий: Люблю я пышное природы увяданье (А. Пушкин). Ср. также: живой труп, грустная радость, красноречивое молчанье и т.п.

Cлайд 16

Каламбур (франц. calembour – «игра слов») – шутка, основанная на смысловом объединении в одном контексте либо разных значений одного слова, либо омонимов Испорченный кран считал себя первоклассным оратором. Целыми днями он лил воду (Ф. Кривин).

Cлайд 17

Перифраз (перифраза) (от греч. peri – «вокруг», phrasō – «говорю») – замена названия предмета описательным оборотом: солнце русской поэзии (А.С. Пушкин); автор «Мертвых душ» (Н. В. Гоголь); чёрное золото (нефть).

Cлайд 18

Ирония употребление слова (выражения) в таком контексте, который придает слову противоположное значение: Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков (А.Пушкин).

Cлайд 19

Инверсия (от лат. inversio – «перестановка») – стилистический прием, заключающийся в нарушении обычного порядка слов: подлежащее – после сказуемого, определение – после определяемого слова, отрыв эпитета от определяемого слова и т.п. Вот нахмурил царь брови черные, и навел на него очи зоркие (М. Лермонтов).

Cлайд 20

Синтаксический параллелизм одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи: Око зрит – невидимейшую даль, Сердце зрит – невидимейшую связь, Ухо пьет – невидимейшую молвь (М. Цветаева).

Cлайд 21

Ана´фора (разновидность повтора) (греч. anaphora – «вынесение вверх») - повторение слов или выражений в начале соседних отрезков текста: Только ветер да звонкая пена, Только чаек тревожный полет, Только кровь, что наполнила вены, закипающим гулом поет (Э. Багрицкий).

Cлайд 22

Эпи´фора (разновидность повтора) (от греч. epiphora из epi – «после» и phoros – «несущий») повторение слов или выражений в конце соседних отрезков текста: Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать то, чего я хочу, и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу (Н. Добролюбов).

Cлайд 23

Парцелляция (от лат. particula – «частица») – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным: Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные (Д. Гранин).

Cлайд 24

Градация (от лат. gradatio – «постепенное усиление») – такое расположение слов, словосочетаний, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего: Большинство носило усики, усы и даже усищи (А. Куприн).

Cлайд 25

Риторический вопрос вопросительное по форме, но утвердительное по смыслу предложение (вопрос, не требующий ответа): Какой же русский не любит быстрой езды?

Cлайд 26

Риторическое обращение обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу: Русь, куда же несешься ты? дай ответ (Н. Гоголь).

Cлайд 27

Риторическое восклицание восклицательное предложение, выражающее экспрессию, эмоции автора: Образующийся при нуле градусов лед легче воды и поэтому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В. Чивилихин).

Cлайд 28

Вопросно-ответная форма изложения автор задает вопрос, а затем сам на него отвечает: Что плохого в насмешливом взгляде?А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз (В. Харченко).

Cлайд 29

Эллипсис (от греч. ellipsis – «выпадение») – стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста: Татьяна – в лес. Медведь – за ней (А. Пушкин).

Cлайд 30

Умолчание оборот речи, состоящий в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном: У себя на ферме овца ненавидела стрижку. Но ведь там было совсем другое. Ее кормили, поили, стригли на дому и ничего за это не спрашивали. А здесь… Если бы у овцы были деньги, она обязательно зашла бы подстричься! (Ф. Кривин).

Cлайд 31

Антитеза (греч. antithesis – «противоположение») – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении каких-либо понятий: Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт. Ты румян, как маков цвет, – Я, как смерть, и тощ, и бледен (А. Пушкин).

Cлайд 32

Бессоюзие Пропуск между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию: Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон… (М. Лермонтов).

Cлайд 33

Многосоюзие намеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы… (А. Пушкин).

Cлайд 34

Назовите выделенное средство выразительности Как бы красиво мы ни извинились, память есть память, и она помнит, кто нанес рану и от кого остался рубец, шрам, черный след в сознании (В. Харченко).

Cлайд 35

Назовите выделенное средство выразительности Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными (Н. Гоголь).

Cлайд 36

Назовите выделенное средство выразительности При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи…что я говорю! Реки, озера, океаны слез!.. (Ф. Достоевский).

Cлайд 37

Назовите выделенное средство выразительности Капельками крови горят ягодки брусники на еще зеленой листве.

Баширова О.Н.учитель русского языка и литературы МАНОУ «Гимназия № 2»


  • Цель урока-

повторить, обобщить, систематизировать изученный материал по теме «Средства выразительности речи».


Средства выразительности – тест ОГЭ, способствующий усвоению сведений о тех приёмах и оборотах, которые делают речь по-настоящему образной, художественной. С помощью тренировочного теста «Средства выразительности» можно проверить умение находить в тексте требуемые средства художественной выразительности, отличать одни приёмы и обороты от других, правильно называть использованные автором средства художественной выразительности. Для того чтобы с успехом решать задания тренировочного теста ОГЭ «Средства выразительности», надо хорошо знать значения терминов, используемых в тесте.


  • Метафора – скрытое сравнение, основанное на уподоблении одного явления или явления другому по сходству или по контрасту ( В темнице мира я не одинок)

Эпитет – художественное, образное определение (тусклый голос,


  • Сравнительный оборот – сравнение одного предмета с другим, чаще всего вводимое с помощью сравнительного союза как, словно, будто, точно, как будто (лёд, словно тающий сахар)

  • Фразеологический оборот –

устойчивое неделимое сочетание слов с переносным значением (рукой подать)


  • Гипербола – преувеличение (раздирает рот зевота шире Мексиканского залива)

  • Литота –

преуменьшение (ваш шпиц /порода собак/ не более напёрстка)


  • Олицетворение – изображение неживого предмета как живого (боролася заря с последними звездами)

  • Антитеза – противопоставление, основанное на резком контрасте понятий, образов (они сошлись: вода и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой…)

  • Градация – последовательное усиление или ослабление признаков, действий, явлений (море волновалось, вздымалось, штормило, бушевало, неистовствовало….)

  • Перифраза (перифраз) – описательный оборот, в котором называются признаки предмета, но не даётся прямое название данного предмета (ночное солнце, северная столица)

  • Инверсия –

обратный(непрямой)порядок слов (выйду я вместо я выйду)


  • Синекдоха –

замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественногоШвед, русский колет, рубит, режет... (А.Пушкин)


Парцелляция-

намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки (Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.)


  • Анафора-

одинаковое начало нескольких соседних предложений

Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте. (О.Высотская)


  • Эпифора-

одинаковая концовка нескольких предложений

( Весну заклинати, зиму провожати. Рано, рано зиму провожати).


  • Оксюморон – сочетание несочетаемого

(живой труп, ужасно прекрасен)


Лексический повтор - повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)


  • Риторический вопрос, восклицание, обращение –

выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия

О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.Некрасов)


Практическая

работа


  • 1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  • 1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (Савин В.) 2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Автократов Н.) 3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Автократов Н.) 4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (Пришвин М.)

  • 4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (Пришвин М.)

  • 2. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является эпитет.
  • 1) Круглый шатёр из оленьих шкур натянут на шесты. (Болдырев В.) 2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Автократов Н.) 3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (Савин В.) 4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек. (Автократов Н.)

  • 3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (Савин В.)

  • 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
  • 1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. (Автократов Н.) 2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. (Автократов Н.) 3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (Гребенюк И.) 4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (Савин В.)

  • 4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (Савин В.)

  • 4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
  • 1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. (Болдырев В.) 2) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (Болдырев В.) 3) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. (Куликов А.) 4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста. (Мартьянов С.)

  • 2) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (Болдырев В.)

  • 5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  • 1) Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара. (Болдырев В.) 2) Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. (Солженицын А.) 3) Косматое нежаркое солнце садилось в леса. (Бондарев Ю.) 4) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря. (Арсенов Я.)

  • 2) Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. (Солженицын А.)

  • 6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
  • 1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья. (Савин В.) 2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. (Болдырев В.) 3) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты. (Болдырев В.) 4) Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь. (Логвиненко И.)

  • 2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. (Болдырев В.)

  • 7. Укажите предложение, в котором используется эпитет.
  • 1) Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев. (Мартьянов С.) 2) Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке. (Живов В.) 3) Майское утро дышало особенной прелестью. (Черкасов А.) 4) До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину. (Болдырев В.)

  • 4) До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину. (Болдырев В.)

  • 8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  • 1) Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба. (Тендряков В.) 2) Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом. (Слепухин Ю.) 3) У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм. (Мартьянов с.) 4) Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы. (Рысс Е.)

  • 1) Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба. (Тендряков В.)

  • 9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
  • 1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. (Мартьянов С.) 2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. (Мартьянов С.) 3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. (Мартьянов С.) 4) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города. (Автократов Н.)

  • 3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. (Мартьянов С.)

  • 10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
  • 1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега. (Куликов А.) 2) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи. (Логвиненко И.) 3) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок. (Лебеденко П.) 4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья. (Болдырев В.)

  • 4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья. (Болдырев В.)

Самостоятельная

работа


  • 1. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
  • Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.)

  • 2. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
  • На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)

  • 3. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
  • Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом - каждую осень встречаешь всё тот же огненный куст рябины. (Пришвин М.)

  • 4. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
  • Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.)

  • 5. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
  • А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. (Пришвин М.)

  • 6. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
  • Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.)

  • 7. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
  • Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.)
  • 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

  • 8. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
  • Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: "Ну, бывай здоров! Не падай духом..." (Солоухин В.)
  • 1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение

  • 9. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
  • Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.)
  • 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

  • 10. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
  • Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.)

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

  • 10. 2