» » Ко дню рождения императрицы: ее любовь найдет еще отклик. Ювелирная коллекция императрицы александры федоровны Испытано на себе

Ко дню рождения императрицы: ее любовь найдет еще отклик. Ювелирная коллекция императрицы александры федоровны Испытано на себе

Ко дню рождения последней русской императрицы

Она так любила цветы, что почти все ее фотографии сделаны на фоне букетов. Розы окружали Александру Федоровну везде - В Петербурге, в Крыму, в Европе.

В цветах Александра Федоровна обожала ароматы. Именно поэтому больше всего она любила сирень, лилии, магнолии, глицинии, рододендроны, фрезии и фиалки.

Генрих фон Ангели. Императрица Александра Федоровна. 1896.

Страсть императрицы к цветам отмечала в своих воспоминаниях Юлия (Лили) Ден, подруга Александры Федоровны:

«Гостиная Ее Величества, известная как Лиловый будуар Императрицы, представляла собой чудную комнату, где можно было наблюдать пристрастие хозяйки ко всем оттенкам лилового цвета. Весной и в зимнее время воздух в ней был пронизан ароматами сирени и ландышей, которые целыми корзинами присылали во Дворец с Ривьеры... Вторая гостиная представляла собой просторную комнату, где предметы убранства и обивка мебели были всех оттенков зеленого цвета. По желанию Ее Величества в углу была пристроена небольшая лесенка и антресоли, которые весной утопали в фиалках».

В Лиловой гостиной. Фото начала XX в.

Композиции из сирени (сирень и ландыши императрица любила больше всего) украшали также Палисандровую и Кленовую гостиные. Ежедневно букеты привозили из Царскосельской оранжереи, корзинами доставляли из Ливадии. Сезон сирени, фиалок и ландышей сменялся царством лилий и роз. Балкон антресолей Кленовой гостиной утопал в цветах фрезий и рододендронов. Из духов Александра Федоровна предпочитала «Белую Розу» (White Rose) фабрики «Аткинсон», в качестве туалетной воды она использовала «Вербену».

Этикетка духов фирмы «Аткинсон». 1907 г.

Александра Федоровна круглый год дарила букеты из цветов, плодов и растений из оранжереи при Александровском дворце своим друзьям, слугам, раненым солдатам, родственникам, художникам и писателям. Императрица с дочерьми получали десятки букетов каждый день от разных людей и учреждений из всей России. Эти цветы, как правило, украшенные лентами с надписями, были выставлены на столах за пределами спален императорской семьи. Если цветочные композиции нравились особенно, их ставили в комнатах. Оставшиеся букеты стояли в залах дворца или отправлялись в больницы и церкви Царского Села. Каждый, кто присылал цветы императорской семье, получал ответ с благодарностью, а иногда и подарки.

Когда присланные цветы увядали, императрица не выбрасывала ленты, приложенные к ним, а, придавая им особый смысл, собирала и вешала в своей спальне на крючке у двери в Лиловый будуар.

В подвалах дворца существовало специальное помещение, где хранились срезанные цветы для аранжировки. Личный флорист Александры Федоровны составлял рукописные карточки с описанием цветов в букетах и корзинах, которые создавались для личных апартаментов семьи.

Особая любовь Александры Федоровны к сирени отразилась на общем фоне Лилового будуара. Он был создан декоратором Романом Мельцером по цвету сиреневой ветки, которую императрица дала ему для образца.

Сирени бывают разных цветов, некоторые из них славятся сильным ароматом, другие - уникальной формой цветка. Конечно, императорские теплицы, искусственно ускоряя цветение кустов, поставляли сирень в горшках и кадках во дворец почти круглый год, но эти цветы не имели того необыкновенного аромата, которым напоен воздух во время естественного цветения на улице. Да и доставка горшечных растений из теплиц в те времена была еще очень ненадежным делом. Хотя теплицы находились недалеко от дворца, любое растение при перевозке в зимние месяцы могло замерзнуть. Для защиты растений в этих случаях оборудовались специальные камеры и отапливаемые вагоны.

Иногда требовались десятки рабочих, чтобы привезти императрице цветы в целости и сохранности, поэтому доставка крупных партий из оранжерей была большим событием во дворце. Высокие растения загружали прямо через окна, используя транспортные подъемники. Затем их нужно было поставить в указанные места, не повредив дорогой паркет, не разбив многочисленные фарфоровые вазы, стоящие тут и там, не зацепив золоченую мебель и другие произведения искусства. Но и после установки каждому растению необходимо было обеспечить соответствующий температурный режим и влажность. В случае заболевания растений их лечили, как собственных детей.

Все эти сложности доставляли немало хлопот и волнений императрице и ее дочерям. Поэтому, когда было решено строить в Ливадии новый дворец, эта весть была воспринята всеми с большим воодушевлением. При строительстве дворца архитектор Н.П.Краснов особое внимание уделил цветочному обрамлению здания. Здесь мы вновь вернемся к розам, поскольку именно они стали главным компонентом цветочной рамы нового дворца.

Императрице особенно нравились белые розы сорта ‘Фрау Карл Друшки’ и очень ароматный сорт ‘Баронесса Ротшильд’.

‘Frau Karl Druschki’ (P. Lambert, Germany, 1901)

‘Baroness Rothschild’ (J. Pernet (père), France, 1868)

Именно роза ‘Фрау Карл Друшки’ росла в Итальянском дворике.

Розы в Итальянском дворике в Ливадии

Конечно, были и другие популярные сорта - ‘La France’, ‘Reve d’Or’, ‘Alberic Barbier’ и другие. Однако в Ливадии росли и совершенно особые розы. Это были сорта, посвященные императрице Александре Федоровне. К сожалению, они до нашего времени не сохранились.

Одна из этих роз называется ‘Императрица Александра Федоровна’ - ‘Impératrice Alexandra Feodorowna’ (T, L.Lévèque, 1896). Относится она к группе чайных роз, имеет светло-желтые цветы с розовым или персиковым центром, которые располагаются поодиночке на невысоком кусте (высотой до 60 см). Листва зелено-голубая. Именно эта роза изображена на двух портретах 1896 года.

А.Мюллер-Норден. Потрет императрицы Александры Федоровны. 1896 г.

Этот факт чрезвычайно важен, поскольку ни фотографии, ни рисунка, ни самой розы не сохранилось. Таким образом, по изображениям розы на портретах, возможно, удастся отыскать сорт в каком-нибудь европейском розарии. И еще одно отвлечение. Мы не исключаем, что на картине Александры Шнейдер 1908 года «Розы в Ливадии» изображен сорт ‘Императрица Александра Федоровна’, ведь именно в это время роза росла в Ливадии.

А.Шнейдер. Розы в Ливадии. 1908 г.

Александра Шнейдер, как и другие живописцы того времени - И.Крачковский, Е.Юнге, Ю.Клевер, К.Коровин, великая княгиня Ольга Александровна - изображала розы Крыма на своих полотнах. Для Общины Святой Евгении ею была создана целая серия открыток с цветами России, а на персональной выставке в Петрограде в 1916 году были представлены практически все крымские работы художницы. Среди них было несколько картин с розами Ливадии и Харакса.

Мастерская А.Шнейдер. Фото из журнала «Столица и усадьба» 1917 г.

Вторая роза, названная в честь последней русской императрицы - ‘Александра, императрица России’ - ‘Empress Alexandra of Russia’ (T, William Paul, 1897).

‘Empress Alexandra of Russia’ (T, William Paul, 1897)

Во французском издании «Journal des Roses» 1896 года эта роза описывается так:

«Эта чайная роза - абсолютно новая разновидность и совершенно отлична от тех, что мы имели до настоящего времени.
Окраска цветка - богатый кармин с оттенками оранжевого и огненно-красного цвета.
Цветы большие, полные, шаровидной формы. Куст цветет очень обильно. Цветы прекрасно смотрятся как на кусте, так и в срезанном виде. Листья изящны, куст мощный".
Эта роза уже была представлена на некоторых выставках в Англии, где ею все восхитились; газеты по садоводству расточали ей много похвал.

***

1. Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве.

***

2. День свадьбы нужно помнить всегда и выделять его особо среди других важных дат жизни. Это день, свет которого до конца жизни будет освещать все другие дни. Радость от заключения брака не бурная, а глубокая и спокойная. Над брачным алтарем, когда соединяются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счастливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь.

***

3. По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливыми очень велика, но нельзя забывать и о возможности его краха. Только правильная и мудрая жизнь в браке поможет достичь идеальных супружеских отношений.

***

4. Первый урок, который нужно выучить и исполнить, это терпение. В начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера и нрава, так и недостатки и особенности привычек, вкуса, темперамента, о которых вторая половина и не подозревала. Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают все, и две жизни сливаются в одну, более благородную, сильную, полную, богатую, и эта жизнь будет продолжаться в мире и покое.

***

5. Еще один секрет счастья в семейной жизни – это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб.

***

6. Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения. Вместо того, чтобы сдержаться, произносится неумное, неосторожное слово – и вот между двумя сердцами, которые до этого были одним целым, появилась маленькая трещинка, она ширится и ширится до тех пор, пока они не оказываются навеки оторванными друг от друга. Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое-то непонимание? Неважно, чья это вина, не позволяйте ему ни на час оставаться между вами.

***

7. В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязанности.

***

Николай II и Александра Феодоровна в часы досуга

8. Когда увядает красота лица, потухает блеск глаз, а со старостью приходят морщинки или оставляют свои следы и рубцы болезни, горе, заботы, любовь верного мужа должна оставаться такой же глубокой и искренней, как и раньше. Нет на земле мерок, способных измерить глубину любви Христа к Его Церкви, и ни один смертный не может любить с такой же глубиной, но все же каждый муж обязан это сделать в той степени, в какой эту любовь можно повторить на земле. Ни одна жертва не покажется ему слишком большой ради его любимой.

***

9. Каждой жене следует знать, что, когда она в растерянности или затруднении, в любви своего мужа она всегда найдет безопасный и тихий приют. Ей следует знать, что он ее поймет, будет обращаться с ней очень деликатно, употребит силу, чтобы ее защитить. Ей никогда не следует сомневаться в том, что во всех ее затруднениях он ей посочувствует. Надо, чтобы она никогда не боялась встретить холодность или укор, когда придет к нему искать защиту.

***

10. Верной жене не нужно быть ни мечтой поэта, ни красивой картинкой, ни эфемерным созданием, до которого страшно дотронуться, а нужно быть здоровой, сильной, практичной, трудолюбивой женщиной, способной выполнять семейные обязанности, и отмеченной все-таки той красотой, которую дает душе высокая и благородная цель.

***

11. Некоторые жены думают только о романтических идеалах, а повседневными своими обязанностями пренебрегают и не укрепляют этим свое семейное счастье. Часто бывает, когда самая нежная любовь погибает, а причина этого – в беспорядке, небрежности, плохом ведении домашнего хозяйства.

***

12. Никакие сокровища мира не могут заменить человеку потерю ни с чем не сравнимых сокровищ – его родных детей. Что-то Бог дает часто, а что-то только один раз. Проходят и снова возвращаются времена года, расцветают новые цветы, но никогда не приходит дважды юность. Только один раз дается детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро.

***

13. Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.

***

14. Душа пишет свою историю на теле.

***

15. Пока живы родители, ребенок всегда остается ребенком и должен отвечать родителям любовью и почтением. Любовь детей к родителям выражается в полном доверии к ним. Для настоящей матери важно все, чем интересуется ее ребенок. Она так же охотно слушает о его приключениях, радостях, разочарованиях, достижениях, планах и фантазиях, как другие люди слушают какое-нибудь романтическое повествование.

***

16. Родители иногда грешат чрезмерным беспокойством или неумными и постоянно раздражающими увещеваниями, но сыновья и дочери должны согласиться с тем, что в основе всей этой чрезмерной заботливости лежит глубокая тревога за них.

***

Император и императрица читают телеграммы с пожеланиями выздоровления цесаревича наследника Алексея

17. Тяжелая работа, трудности, заботы, самопожертвование и даже горе теряют свою остроту, мрачность и суровость, когда они смягчены нежной любовью, так же, как и холодные, голые, зазубренные скалы становятся прекрасными, когда дикие лозы обвивают их своими зелеными гирляндами, а нежные цветы заполняют все углубления и трещины.

***

18. В жизнь каждого дома, раньше или позже, приходит горький опыт – опыт страданий. Могут быть годы безоблачного счастья, но наверняка будут и горести. Поток, который так долго бежал, подобно веселому ручейку, бежащему при ярком солнечном свете через зимние луга среди цветов, углубляется, темнеет, ныряет в мрачное ущелье или низвергается водопадом.

***

19. Никто не знает, какое святое таинство происходит в младенце, которому всего лишь час суждено прожить на этой земле. Он не напрасно его проживает. За этот короткий час он может совершить больше, оставить более глубокий след, чем иные, проживая долгие годы. Многие дети, умирая, приводят своих родителей к священным стопам Христа.

***

20. Есть горе, которое ранит еще больше, чем смерть. Но любовь Бога может превратить любое испытание в благословение.

После посещения в 2013 году некоторых дворцово-парковых ансамблей под Петербургом и в Крыму, бывших летними резиденциями Российских монархов, было прочитано много литературы о самих парках и их создателях и вдохновителях. Тема "Роза - царский цветок ", открытая Людмилой Сергеевной (lsstep), побудила вернуться к впечатлениям 2013 г. С согласия автора продолжаю тему кратким рассказом о розах и Российских императрицах.

Российские императрицы, начиная с Екатерины II, по политическим соображениям, перешедшим в традицию, были все немецкими или датскими принцессами, впитавшими в себя с детства поклонение розе, пришедшее в Германию вместе с христианством.
При крещении, обязательном при браке с Великими князьями или императорами, принцессы получали русские имена.
Они подбирались созвучными одному из "девичьих" имен, которых у принцесс, как правило, было несколько, или в честь царственных особ.
Отчество Федоровна получили почти все в честь Феодоровской иконы Божией Матери, которая очень почиталась в доме Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича. Отсюда и совпадение имён и отчеств некоторых императриц.
Екатерина II получила имя и отчество в честь матери царствовавшей тогда Елизаветы Петровны.
Роза в Россию впервые попала лишь в XVI в., и в то время была, конечно, достоянием лишь царского двора и некоторых сановников. Петр I и здесь держит пальму первенства - выписывает на Русь голландских садовников и устраивает первые оранжереи, в которых и высаживаются розы, садовые или махровые, а до них на Руси был только дикий шиповник.

Уже более широкое распространение получила роза при императрице Екатерине II.
Царское Село - её любимая летняя резиденция. «Мое любезное, мое прелестное Царское Село».

При ней в Царском Селе на нескольких гектарах было разбито Розовое поле, где высажено большое количество роз, коллекция которых постоянно пополнялась из Голландии, Франции, Германии, Дании. На зиму цветы перемещались в теплицы. Тема розы присутствовала и во внутреннем убранстве дворца. На мебели, живописных плафонах их изображения столь естественны, что позволяют специалистам и в настоящее время определить их принадлежность к той или иной группе.
После смерти императрицы отношение наследников к Царскому селу определялось отношением их к Екатерине. При Павле парк приходил в упадок, розы постепенно исчезали, но Александр I, любимый внук Екатерины II, cтарался восстановить величие этой царской резиденции, а последующие хозяева совершенствовали владения уже по своему вкусу.
В наши времена сохранены красота и великолепие парка.

Как выглядят розарии в Царском селе сейчас можно посмотреть мои фотографии: Альбом с фото.

В 1796 году после вступления Павла на престол летняя резиденция царей была перенесена в Павловск, подаренный Екатериной II своему сыну и наследнику Великому князю Павлу Петровичу и его супруге Марии Федоровне по случаю рождения у них 12 декабря 1777 года первенца, великого князя Александра. Так появилось село Павловское, позже переименованное Павлом в город Павловск.

Если Екатерина II уделяла Царскосельскому парку внимание между великими государственными делами, то императрица Мария Фёдоровна, супруга Павла I , посвятила Павловскому парку свою жизнь. Это была страсть, которой она с великим наслаждением предавалась и тогда, когда Павел был рядом, и в его отсутствие, и особенно тогда, когда его не стало совсем. . Эта страсть спасла ее, позволила не сломиться, не озлобиться, несмотря на сложные взаимоотношения с Екатериной, которая лишила ее права воспитывать собственных детей Александра и Константина. Павловск стал ее любимым детищем, которое она могла формировать так, как считала нужным..
Мария Фёдоровна была натурой талантливой. Она хорошо рисовала, искусно вышивала, интересовалась литературой, пела и играла на различных инструментах. В Павловске она организовала первый в России литературный салон, а поэт Василий Жуковский стал её близким знакомым, творчество которого она всячески поощряла.

Особым увлечением Марии Фёдоровны были розы. Она отстраивает в парке Розовый павильон или Павильон Роз и окружает его цветами.
Под павильон перестраивается бывшая дача Багратиона, выкупленная в казну. Вокруг павильона создаётся замечательный розарий, откуда и пошло его название, написанное над главным фронтоном бронзовыми буквами «PAVILLON DES ROSES».

Цветы и их изображения украшали интерьеры павильона. Стены и центральный купольный зал-ротонда были расписаны гирляндами цветов. Разнообразные вышивки с изображением роз украшали изысканную мебель, которая была специально сделана для Розового павильона из карельской березы и ясеня. В свободном пространстве павильона выделялись ширмы с вышивками и цветники, в которых стояли живые цветы.
До 1828 года, года смерти императрицы Марин Федоровны, Розовый павильон играл значительную роль в истории русской культуры, здесь читали свои литературные новинки В.А. Жуковский, Н.М..Карамзин, И.А.Крылов, выступали талантливые музыканты.
После Марии Фёдоровны Павловск переходил по наследству Великим князьям, менялось отношение к усадьбе, средств на её поддержание не хватало, и по воспоминаниям художника Александра Бенуа в 1875 году состояние цветников было упадническое. В главе 32 "Лето 1875 года в Павловске» своих воспоминаний он пишет:
"Приманкой в Розовом павильоне служил мне вовсе не самый тот милый "помещичий домик", на фасаде которого написано по-французски: "Pavillon des Roses", и не тот садик, в котором погибало несколько чахлых розовых кустов, а служили приманкой детские игральные приспособления, стоящие здесь с самых дней Марии Федоровны".

В годы войны павильон и вовсе был уничтожен. От прекрасного образца воронихинского творчества не осталось и следа. В огне погибли и замечательная роспись и точёные деревянные украшения.
С весны 1944 года начались работы по восстановлению Павловского дворца и парка.
Воссоздание павильона было начато лишь в конце 1970-х гг. ХХ века и закончено в 1996 году.
Сейчас павильон восстановлен. В 2013, в год нашего посещения, он выглядел так.

Имя императрицы Марии Федоровны осталось навсегда связанным с розами.
В августе 2001 года в Павловске состоялся первый Международный фестиваль цветов “Парад роз”. Праздник носил имя легендарной “хозяйки Павловска” императрицы Марии Федоровны.
В последние годы он проходит под названием "Императорский букет в Павловске", а в июле 2014 года был посвящён 200-летию возвращения Александра I после победы в Отечественной войне 1812 года, и назывался «Великое торжество». Так современники назвали праздник, устроенный Марией Федоровной в честь сына в Павловске.

Современные розы Павловска можно посмотреть по ссылке (фото автора)
Альбом с фото

Работой многочисленных садовых мастеров, выписанных главным образом из Англии и Германии, летние царские резиденции всегда украшали обширные розарии, но увлечение императриц розами проявлялось в разной степени и в разных формах.

Следующей императрицей, страстно любившей розы, была Александра Федоровна, жена Николая I , сама ставшая настоящим украшением русского Двора. Она отличалась красотой, грациозностью, любезностью и весёлостью. Царь Александр любил именно с ней открывать балы. Юный Пушкин пленился ею и оставался шутливым почитателем "А.Ф." всю жизнь. И она тоже платила ему большой симпатией.

Символом императрицы была белая роза. О своей свадьбе она писала:
«Мне надели на голову корону и, кроме того, бесчисленное множество крупных коронных украшений, под тяжестью которых я была едва жива. Посреди всех этих уборов я приколола к поясу одну белую розу». Белый цветок, освященный во время службы в церкви, приносит счастье в любви, в браке, и в её браке это поверье вполне оправдалось.
На родине в семье её звали “Blanchfleur”- белым цветком.
И Николай I создал настоящий культ "белой дамы", окружив Александру Федоровну вниманием и любовью. Ей посвящена строка В.А. Жуковского "Гений чистой красоты». Поистине, Александра Федоровна была гениальной женщиной - именно женщиной, других талантов, кроме какого-то особенного таланта женственности, у нее не было... Но она в них и не нуждалась. Благодаря своей женской гениальности она получила от жизни все, чего она только могла пожелать.
В 1829 году русская царская чета посетила Берлин. Отец, король Фридрих Вильгельм III, страстно любивший розы, устроил в своём розовом парке костюмированный рыцарский турнир с участием принцев прусского королевского дома, получивший название по любимому цветку Российской императрицы – «Волшебство белой розы». Все сооружения были увиты белыми розами. Все дамы имели украшения из белых роз, и в память об этом празднике каждая из них получала от императрицы серебряную розу, на листьях которой были вырезаны год и число.

Под впечатлением этого события розовод Франции, Жан-Пьер Вибен вывел гибрид галльской (прованской) розы с замечательным сладким запахом, нежного бледно-розового цвета (почти белого). Этот сорт и по сей день представлен во многих розариях и садах мира.

А в Петербурге её ждал подарок от Николая I в честь 30-летия - небольшой дворец, воздвигнутый в Петергофе, летней резиденции семьи, в духе английских загородных коттеджей. Так его и называли: Коттедж.

Дворец был отделан в псевдоготическом стиле, его гербом стала белая роза. И именно при Александре Фёдоровне главным украшением парка стали белые розы.
Период её царствования вполне можно назвать цветочным. На званых обедах и банкетах устраивались цветочные «реки», «озера» и «водопады». Особую роль играли цветы на балах. В аксессуарах бальных нарядов розам в цветочном многообразии всегда отдавалось предпочтение. Розы были в украшении платьев, волос, бальных сумочек, росписи вееров и carnet de bal (карне де баль)(бальных книжечек), искусственные розы прикреплялись к туфелькам.
В период 1823-1833 годов в моде попеременно были белые, зеленые и розовые шляпки, главным дополнением которых служила ветка розы в тон.
Для розы был создан алфавит любви, с помощью которого могли происходить объяснения.
Бальные причёски декорировались цветами, в моде был венок «а ля Тальони» из японских роз. В 1840-е годы появился даже термин «цветобесие», означавший восторженное восхваление артистов, которые забрасывались цветами.
Розы – живописные, серебряные, фарфоровые и живые - всегда и везде окружали Александру Федоровну.
Тысячи роз росли в Петергофе, на даче Александрия, на Царицыном острове, на Ольгином острове, у Розового павильона «Озерки» в Петергофе, который полюбила при первом же знакомстве с ним. В создании и устройстве многочисленных петергофских клумб отразились пристрастия и увлечения императрицы Александры Федоровны.

Сад и фонтан «Нарцисс» на Царицыном острове.
Е. Даммюллер по рис. К. Брожа.1860г

Воспроизведённый собственный садик Александры Федоровны. Фото И. Пащинской 2006 г.
В 1844 году вместе с другими цветами были куплены восемьсот кустов роз. В петергофских парках цвели кустарниковые розы сентифолия (Centifolia), ремонтантные (или дамасские), мускоза (Muscosa) или моховые. Неоднократно упоминаются розы семпефлоренц (Sempeflorens) или месячные, розы нуазет (Noisetteiana), бурбонские (Borbonica), розы банксия (Banksiae) или ползучие. В парках высаживались чайные розы одората (роза душистая, или роза чайная), множество гибридных сортов.

Современные розы Петергофа можно посмотреть по адресу (фото автора)
Альбом с фото

В последующем правлении императора Александра II летняя резиденция монархов переместилась в Крым, в Ливадию. Мария Александровна , жена императора, стала первой владелицей Ливадии,подаренной ей в 1860 году венценосным супругом: «В дар Любезнейшей супруге Моей Государыне Императрице Марии Александровне".
Крымский историк и писатель В.Х.Кондараки писал о новой императрице: «Ея Величество постоянно подает собою пример скромности и простоты. В нарядах этой, в полном смысле слова, святой матери никогда не замечали ничего резко отличительного, никаких дорогих безделушек, которыми так любили тщеславиться в то время приезжие из высшего круга».

Память о «розовых» пристрастиях матери в Дармштадте, любовь к розам свекрови Александры Федоровны, весь цветочный антураж бальных и официальных представлений, а также участившиеся публичные цветочные выставки в Петербурге, несомненно, послужили пробуждению у государыни интереса к садоводству и цветоводству. Кроме того, возникшее в 1858 году в Санкт-Петербурге Императорское Российское общество садоводства, руководимое профессиональными практиками-садоводами и учеными-ботаниками под попечительством высшей русской аристократии, способствовало повсеместному увлечению цветами в России. Почетными членами Общества в 1859 году стали императрица Мария Александровна и вдовствующая императрица Александра Федоровна (за год до смерти).
При создании прекрасного дворцово-паркового ансамбля в Ливадии Мария Александровна принимала самое непосредственное участие, давала советы садовникам, присылала растения. Ее рекомендации и пожелания ложились в основу ландшафтного оформления царской резиденции.
В 1863 году в парке появилась первая металлическая пергола, заказанная во Франции за 12000 франков с доставкой, прибыли так же 400 сортов роз для обсадки перголы и клумб. Эта пергола жива и поныне. Ее не уничтожили ни перестройки, ни войны, ни революции. Ей уже более 150 лет и она является редчайшим архитектурным сооружением и историческим памятником.

Розоводство в Ливадии переживало то взлёты, то падения. Много роз погибло в морозы 1874-75 гг.. Для восстановления в теплицах были привиты на шиповники около 4000 роз, но кончина Марии Александровны в 1880 году, а затем гибель Александра II вновь остановили все работы.

Следующая по времени императрица Мария Фёдоровна, жена Александра III , став хозяйкой Ливадии, распорядилась расширить в имении цветочные питомники, чтобы можно было поставлять срезанные цветы в столичные царские резиденции круглый год.
Одна из оранжерей была целиком отдана под розы на выгонку. Именно при ней Ливадия превратилась в индустрию роз. Но рано овдовев, Мария Фёдоровна посвятила себя благотворительной и попечительской деятельности, а революционные события и трагическая судьба её семьи заставили вдовствующую императрицу покинуть Россию.

Императрица Александра Фёдоровна, супруга императора Николая II и последняя Российская императрица, известна своей любовью к цветам. В Англии, где она жила у бабушки, королевы Виктории, цветы окружали её повсюду, такой мир она создала и в России. В цветах Александра Фёдоровна особенно ценила ароматы. В её гостиных (лиловой, зелёной, кленовой, полисандровой) согласно времени цветения сменялись букеты сирени, фиалок, роз, лилий, рододендронов.

Из духов императрица предпочитала "White Rose" фирмы Atkinsons.

Ливадия сегодня

Александра Федоровна круглый год дарила букеты из цветов, плодов и растений из дворцовых оранжерей своим друзьям, слугам, раненым солдатам, родственникам, художникам и писателям.
Летней резиденцией царствующей семьи была Ливадия. Владельцы царского имения, их садовники, архитекторы и строители год от года вносили улучшения и преобразования в парковый ландшафт. Большие площади были заняты розариями и благоухание роз наполняло ароматом воздух Ливадии. Около 100 тысяч кустов было высажено к 1911 году, что превратило Ливадию в столицу роз юга Российской империи. Срезанные розы каждую неделю вагонами отправляли в другие города России.
В планах по благоустройству Ливадии согласно сохранившимся акварелям академика Н.П. Краснова 1909-1912 годов, предполагалось широкое использование роз по всей площади Ливадийского ансамбля. Но история распорядилась иначе. После Октябрьской революции розы попали в буржуазные пережитки, и, не получая должного ухода, стали интенсивно выпадать. Но всё-таки здравый смысл возобладал, и с 1923 года началось восстановление розового хозяйства Ливадии, и она вновь стала поставщиком роз в крупные города России. Война 1941-1945 годов разрушила всё, что было создано усилиями тысяч людей за сто лет существования Ливадии. Восстановление дворцово-паркового ансамбля началось интенсивными темпами в 1944-45 гг в связи с проведением Ялтинской конференции в сохранившемся белом дворце.
Императрице Александре Фёдоровне особенно нравились белые розы сорта "Frau Karl Druschki"" и очень ароматный сорт "Baroness Rothschild’".

Frau Karl Druschki
Baroness Rothschild

Зная о пристрастии императрицы Александры Федоровны к белым розам, в Итальянском дворике были высажены кусты только одного сорта – "Frau Karl Druschki", имеющей синоним "Снежная Королева". Росли в парке популярные сорта – ‘Reve d’Or’, ‘Alberic Barbier’ и другие. Были ещё в Ливадии совершенно особые розы - сорта, посвященные императрице Александре Федоровне. К сожалению, они до нашего времени не сохранились.



Одна из этих роз называлась ‘Императрица Александра Федоровна’ - ‘Imperatrice Alexandra Feodorowna’ (T. L.Levèque, 1896). Относилась она к группе чайных роз, имела светло-желтые цветы с розовым или персиковым центром, которые располагались поодиночке на невысоком кусте (высотой до 60 см). Листва зелено-голубая. По утверждению Ю. Арбатской и К. Вихляева именно эта роза изображена на двух портретах 1896 года.

Вторая роза, названная в честь последней русской императрицы - "Александра, императрица России" – "Empress Alexandra of Russia" (T. William Paul, 1897)

‘Empress Alexandra of Russia’ (T, William Paul, 1897)

Эта роза во французском издании «Journal des Roses» 1896 года описывается так: «Эта чайная роза – абсолютно новая разновидность и совершенно отлична от тех, что мы имели до настоящего времени. Она только что введена в торговлю господами Уильямом Полем и сыном, живущими в Уолтэм-Кросс близ Лондона. .
Окраска цветка – богатый кармин с оттенками оранжевого и огненно-красного цвета. Эта окраска – абсолютно новая по яркости, по крайней мере, для роз чайной группы.
Цветы большие, полные, шаровидной формы. Куст цветет очень обильно. Цветы прекрасно смотрятся как на кусте, так и в срезанном виде. Листья изящны, куст мощный.
По просьбе одного русского князя, посетившего Уолтэм-Кросс и пожелавшего поддержать их садовое заведение, этот сорт был посвящен Ее Величеству Императрице России».
Были и другие сорта, посвящённые императорским особам.
В 1825 году, в год коронации Николая I и Александры Федоровны, французской женщиной-садоводом Пеан-Сильвен создана роза "Imperatrice de Russie" и посвящена молодой императрице. Роза была гибридом дикорастущей галльской розы, имела нежно-розовый цвет и 40 лепестков.
В 1826 году Жан Лаффей розу свою «Catherine II», посвящает Екатерине Великой.
В 1829 г Жан-Пьер Вибер называет новую розу так же "Catherine II"
Сорт Лаффея сохранился в некоторых европейских коллекциях, но на территории России его нет.

Роза Сatherine II

В 1902 году Луи Левек выводит розу и называет её "Император Николай II" (‘Empereur Nicolas II’), относящуюся к чайной группе. Она имела крупные, (26-40 лепестков) махровые цветки темно-красного цвета. На Парижской весенней выставке садоводства 1902 года этот сорт был удостоен золотой медали.
Сегодня многое утеряно, однако на территории Ливадии еще сохранились некоторые уникальные экземпляры роз, посаженные 100-150 лет назад
Они до сих пор каждую весну и начало лета обильно цветут и радуют своим прекрасным видом гостей и жителей Крыма. К ним относятся старинные китайские виды, расположенные на металлической перголе у дворца, Rosa fortuniana и Rosa banksiae alba. Из садовых плетистых сортов там же находятся ‘Alberik Barbier’ и ‘Albertine’, завезенные и посаженные в 1911 году.
В 2011 году, французской фирмой «Meilland» была представлена роза ‘Ливадия’ – белоснежный сорт, шедевр современной селекционной науки. Она высажена у фонтана на партере перед входом во
дворец.
Роза Livadia

Много роз названо в честь других членов царской семьи. Систематизации роз в усадьбах императорских и дворянских посвящены книги Арбатской Ю.Я и Вихляева К.А. "Императорский розовый сад" и "Розовый сад российского дворянства".

Составлено по материалам интернета: Википедии, исторических сайтов, работ Арбатской Ю.Я и Вихляева К.А., Ирины Пащинской, Е.Гладковой - главного хранителя Дворцов музеев и парков г. Пушкина.
Газета "Вперед", 1962 год
Александр Бенуа "Жизнь художника (Воспоминания, Том 1)".

Последняя русская императрица - один из самых «раскрученных» женских персонажей династии Романовых - неизменно сохраняла строгость взглядов на «внешние приличия».
Виктория Алиса Елена Луиза Беатрис Гессен-Дармштадтская - императрица Александра Федоровна, жена Николая I

Красивая женщина,любимая жена последнего императора Николая,любящая мама,добродетельна,изыскана...Эпитетов в превосходных степенях можно написать множество....так ли это нужно ее памяти?Сердце щемит нещадно только взглянув в эти бездонные глаза,полные грусти,улыбку трудно заметить на множестве фотографий...Почему так?Много перевернув литературы о ее жизни,хочется вытащить ее образ

Из общепринятых границ ее восприятия как царицы,императрицы в восприятие как человека,женщины

"Предметами, где она не допускала, чтобы ей кто-то перечил, были мораль, отношения в семье и религия". Ю.А. Ден.

Уж была ли Александра таким человеком в "футляре" недоступной и чопорной?

Александра Фёдоровна (Феодоровна, урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская, Николай II называл её просто Аликс — производное от Алиса и Александра

Королева Виктория и её родня. Кобург, апрель 1894 г. Рядом с королевой сидит её дочь Вики со своей внучкой Фео. Шарлотта, мать Фео, стоит правее центра, третья справа от своего дяди принца Уэльского (он в белом кителе). Слева от королевы Виктории — её внук кайзер Вильгельм II, непосредственно за ними — цесаревич Николай Александрович и его невеста, урождённая Алиса Гессен-Дармштадтская (полгода спустя они станут российскими императором и императрицей)

Мама,герцогиня Алиса,дочь королевы Виктории

Отец,Людвиг IV Гессенский

Родилась в городе Дармштадте (Германская империя) в 1872 году. Была крещена 1 июля 1872 года по лютеранскому обряду. Данное ей имя состояло из имени её матери (Алиса) и четырёх имён её тёток. Крестными родителями были: Эдуард, принц Уэльский (будущий король Эдуард VII), цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III) с супругой, великой княгиней Марией Фёдоровной, младшая дочь королевы Виктории принцесса Беатриса, Августа Гессен-Кассельская, герцогиня Кембриджская и Мария Анна, принцесса Прусская.

От королевы Виктории Алиса унаследовала ген гемофилии

Принцесса Алиса Гессенская (Императрица Александра Фёдоровна) 1875

В 1878 году в Гессене распространилась эпидемия дифтерии. От неё умерли мать Алисы и её младшая сестра Мэй, после чего большую часть времени Алиса жила в Великобритании в замке Балморал и Осборн-хаусе на острове Уайт. Алиса считалась любимой внучкой королевы Виктории, которая называла её Sunny («Солнышко»).

Елизавета Федоровна, жена Сергея Александровича Романова, кузина Последней Русской Царицы Александры Федоровны (жены Николая II).

В июне 1884 года, 12-и лет, Алиса впервые посетила Россию, когда её старшая сестра Элла (в православии — Елизавета Фёдоровна) сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем. Вторично она прибыла в Россию в январе 1889 года по приглашению великого князя Сергея Александровича.

Дворец Белосельских-Белозерских в Петербурге.(Сергиевский дворец)

Пробыв в Сергиевском дворце (Петербург) шесть недель, принцесса познакомилась и обратила на себя особое внимание наследника цесаревича Николая Александровича.

С будущим королем Георгом V,похожи то как,ну как близнецы

Родители Николая были категорически против этого брака,готовя ему в супруги прекрасную Елену в желании породнится с французской короной

Принцесса Елена Орлеанская, в крещении Елена Луиза Генриетта — представительница французской Орлеанской династии

Но тем не менее Николай,влюбленный в Аликс добился своего,несмотря на смерть своего отца, бракосочетание молодого царя состоялось менее, чем через неделю после похорон Александра III. Их медовый месяц протекал в атмосфере панихид и траурных визитов. Самая нарочитая драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя

В любви родились четыре красавицы-дочери и долгожданный наследник-Алешенька, Алексеюшка-солнышко,радость и...огромное горе-

Единственный сын — цесаревич Алексей Николаевич, родился с гемофилией

Ее не принял двор,обвиняя в подавлении личности Николая,ей приписывали ненормальность,принимая ее сдержанную холодность за признаки болезни.Генерал А. А. Мосолов, бывший с 1900 по 1916 год начальником канцелярии Министерства императорского двора, в своих воспоминаниях свидетельствовал, что императрице не удалось стать популярною в своём новом отечестве, причём с самого начала тон этой неприязни задала её свекровь императрица Мария Фёдоровна, ненавидевшая немцев; против неё, по его свидетельству, была также настроена влиятельная великая княгиня Мария Павловна, что, в конечном итоге, привело к отвращению общества от трона

Сенатор В. И. Гурко, рассуждая о истоках «взаимной, с годами всё возраставшей между обществом и царицей отчужденности» писал в эмиграции:

« Отчуждению царицы от петербургского общества значительно содействовала внешняя холодность её обращения и отсутствие у неё внешней приветливости. Происходила эта холодность, по-видимому, преимущественно от присущей Александре Фёдоровне необыкновенной застенчивости и испытываемого ею смущения при общении с незнакомыми людьми. Смущение это препятствовало установлению ею простых, непринужденных отношений с лицами, ей представлявшимися, в том числе с так называемыми городскими дамами, а те разносили по городу анекдоты про её холодность и неприступность"

Отзыв об императрице балерины М. Ф. Кшесинской, бывшей любовницей цесаревича Николая в 1892—1894 годах, в её эмигрантских мемуарах:

« Мнения могут расходиться на счёт роли, сыгранной Императрицей во время царствования, но я должна сказать, что в ней Наследник нашёл себе жену, целиком воспринявшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину больших душевных качеств и долга"- лучше и не сказать

А разве все вышеозначенное не было поводом к сдержанности и внешней холодности Александры Федоровны?Все это переживалось в душе,холодным камнем ложилось на сердце...Не обвиняйте меня в излишней подобострастности,да,мне очень симпатична эта женщина,не буду скрывать,даже сейчас живя в другом мире и реалиях,я понимаю ее и принимаю с глубоким уважением.

Что может составлять счастье любой женщины...Быть любимой и любить...А любили они друг друга до самого конца...

Любили преданно и не на показ...и в радости отцовства и материнства

Еще хочу рассказать,что любила Аликс,во что была одета

Последняя русская императрица Александра Фёдоровна считалась настоящей красавицей и одевалась, хотя и по моде, но весьма умеренно. Фотографии царской семьи дают нам понять - супруга Николая II была, скорее, равнодушна к роскошеству. Многие новые фасоны она отвергала как «бесполезные». Так, узнав о повальном увлечении очень узкими в области щиколоток, юбками императрица сказала: «Но их же нельзя носить!».Возможно это связано с её английским воспитанием, ведь она жила после смерти матери у своей бабушки английской королевы Виктории. Пуританские взгляды тех времен наложили отпечаток и на её характер и интимные привычки.

Царица предпочитала одеваться не только у братьев Ворт (сыновей знаменитого французского кутюрье Чарльза Ворта) или, скажем, у сестёр Калло, но и у русской «портних» Несколько платьев, принадлежащих ей, сохранились в музее Эрмитажа. В основном это бальные платья и туалеты для торжественных выходов, но есть и платья для чая и для визитов.

Посмотрите, какие великолепные вышивки и гармонично подобранные по цвету ткани. Все цвета не кричащие, пудровые, как бы припыленные.

Мы видим бледно-сиреневые платья эпохи Ар Нуво, которая в России зовётся Серебряным Веком. Тончайшая цветовая гамма, изысканные оттенки. Как писал Александр Блок: «Какие бледные платья! Какая странная тишь!». Цвет печальных ирисов, которые так любила эпоха. «Неврастеническая гамма» - как называл эти цвета модельер Поль Пуаре.

Ко всему личность последней императрицы Александры Федоровны до сих пор интересна для многих еще и тем, какой она была в быту. В книге И.В.Зимина "Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX - начало XX в." можно найти такие вот строки: "Своей внешности императрица, как и всякая женщина «с положением и возможностями», уделяла большое внимание.


Императрица Александра Фёдоровна. Художник - Е. Самокиш-Судковская.


При этом имелись и нюансы. Так, императрица практически не использовала косметику и не завивала свои прекрасные волосы. Только накануне больших дворцовых выходов парикмахер с ее позволения использовал завивочные щипцы. Императрица не делала маникюр, «поскольку Его Величество терпеть не мог наманикюренные ногти». Из духов императрица предпочитала «Белую розу» парфюмерной фирмы «Аткинсон». Они, по ее словам, прозрачны, без всякой примеси и бесконечно ароматны. В качестве туалетной воды она использовала «Вербену»...

Бодаревский Н.К. Портрет императрицы Александры Федоровны, 1907

Дошедшие до нас платья императрицы Александры Федоровны дают возможность составить представление о вкусовых пристрастиях императрицы. Близкие к императрице мемуаристки подчеркивали, что «одевалась она очень хорошо, но не экстравагантно. Она подбирала наряды к своему типу внешности и ненавидела крайности моды».


Дома императрица любила носить блузки с юбкой. Этот «женский взгляд» на императрицу, вероятно, более точен, чем «мужской», утверждавший, что «женская суетность была ей абсолютно чужда; например, нарядами она вовсе не интересовалась». Что касается отношения к экстравагантности в одежде, так известно, что императрица категорически не воспринимала «последний крик моды» - узкие юбки.

Коронационное платье

Любимыми цветами императрицы были голубой, лиловый, сиреневый, белый, серый и светло-розовый. Александра Федоровна предпочитала длинные, ниспадающие широкими складками платья, в которых выглядела очень привлекательно. Большая часть этих платьев шились в ателье Альбера Бризака, Ольги Бульбенковой и Надежды Ламановой.


Знакомство с портными началось в период подготовки коронационного платья. На выбор были представлены эскизы известных модельеров и новичков. Александра остановилась на работе фрейлины Ермоловой. Проект по мотивам, почерпнутым в древней ризнице Новоспасского московского монастыря. По традиции ткань обязательно должна быть «с серебряной гранью».

Наряд получался достаточно тяжелым. Для Александры специальную «облегченную» ткань. Вышивали платье монахини Ивановского московского монастыря. Платье шила госпожа Бульбенкова (фирма «Модам ОльгА»). К ее услугам Александра прибегала и позже. Ольга Николаевна Бульбенкова специализировалась на придворных платьях для выходов.

У императрицы были предпочтения и в обуви. Она любила обувь с длинным заостренным носком. Александра Федоровна обычно носила замшевые золотистого или белого цвета туфельки. Атласные туфли никогда не надевала.

Что касается ювелирных украшений, то императрица их, как всякая женщина «с возможностями», весьма высоко ценила и прекрасно разбиралась в качестве ювелирных изделий. По свидетельству мемуаристки «перстни и браслеты она действительно любила и всегда носила перстень с крупной жемчужиной, а также крест, усыпанный драгоценными камнями»."


Принцесса Аликс 1894 год


Портрет императрицы Александры Федоровны с жемчужными украшениями

Альбер (или на русский манер - Август) Бризак, Ольга Бульбенкова, Надежда Ламанова, Чарльз Фредерик Ворт, Редферн - пять основных портных-модельеров, кто одевал последнюю русскую императрицу и чьи работы до сих пор можно увидеть в нескольких музеях мира, начиная от нашего Эрмитажа и заканчивая американским Метрополитен-музеем (The Metropolitan Museum of Art).

При этом Бризак и Ворт занимались главным образом дамскими туалетами, вечерними, бальными нарядами; «г-жа Ольга» изготавливала парадные фрейлинские платья (бархат и золотое шитье); Редферн шил удобную городскую одежду для визитов и прогулок; Ламанова творила в стиле модерн, создавая, как повседневную одежду, так и платья для балов и приемов. Их творения изящны и очень красивы, так что любая женщина нашего времени многое бы отдала, чтобы их носить и ощущать себя прежде всего Женщиной...


Императрица Александра Федоровна на прогулке 1914



Вечернее платье А.Бризак


Вечернее платье императрицы А.Бризак


Бальное платье императрицы Александры Федоровны 1900


Вечернее платье императрицы 1903


Вечернее платье императрицы Александры Федоровны А.Бризак


Визитное платье императрицы Александры Федоровны А.Бризак


Утренний капот императрицы


Утренний капот императрицы



Чулочки с кружевными вставками

В городе Пушкин открылась выставка «Придворный парфюмер». На ней представлены любимые духи императора Николая II, его супруги Александры Федоровны и их дочерей. В качестве экспонатов выступают надушенные шелковые платочки, помещенные в бокалы.

СУНДУК УМЕРШЕЙ БАБУШКИ

Мы входим в тускло освещенный зал. Многообразие ароматов обрушивается на нас лавиной. У каждого бокала запах усиливается: «Русская кожа», «Шипр», «Эссъ-букэ». После седьмого платка в голове начинает мутнеть. Ароматы любопытные, но... неужели так пахла императрица? Что за вкус был у этой первой леди?! Нет, мы отказываемся в это верить! Словно обухом по голове...

– А что вы удивляетесь? – улыбается наш экскурсовод, один из организаторов выставки и историк парфюмерии Элина Арсеньева . – Когда меня просят показать духи, популярные в стародавние времена, я сразу предупреждаю: «Вам не понравится!». Мы привыкли к легким запахам, а не к тяжелым. Парфюмерия конца XIX и начала XX века – для нас это сундук умершей бабушки. Аромат безвозвратно ушедшего времени.

КАК АРОМАТ БРАЛ В ЗАЛОЖНИКИ

Мы погружаемся в историю и понимаем: не нам ругать членов царской семьи за их «дурные вкусы». По сравнению с нами император и его супруга – несчастные люди... Но только в плане духов. У Николая II и Александры Федоровны не было элементарной свободы маневра. Выбрав аромат, они становились его заложником.

– Духов хватало, но перейти с одних на другие было огромной проблемой, – рассказывает Элина Арсеньева. – Духами обрабатывали весь домашний текстиль, в том числе занавески, мебель, обои. Гардеробные шкафы оббивали надушенным атласом, чтобы равномерно пропитать одежду запахом. Если ты решил сменить аромат, тогда заново надуши весь дом! Это непрактично.

СПЛОШНОЙ УНИСЕКС

В начале XX века духи не делили на «мужские» и «женские». Был сплошной унисекс. Николай II мог с чистой совестью надушиться розой, ландышем или фиалкой. Никаких косых взглядов. Это сейчас бы за такое...

– Никому не приходило в голову делить предмет роскоши (духи могли купить только богатые люди) на «м» и «ж», – объясняет Элина Арсеньева. – Тот же Чарли Чаплин пользовался духами Мицуко, а ведь сейчас их считают чисто женскими. Никого не интересовало, что ты на себя выливаешь. Духи были неким маркером – они отделяли тебя от простого народа. Сейчас в этой роли выступают яхты. Когда яхты станут обыденностью, то и их начнут делить на «м» и «ж».

На этом моменте мы понадеялись, что это прекрасное событие произойдет при нашей жизни.

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ИМПЕРАТРИЦЫ

Николай II не сильно беспокоился о своем запахе, поэтому пользовался одеколонами с легкими цитрусовыми нотками. А вот Александра Федоровна обожала тяжеловесные цветочные ароматы. Специально для нее французский парфюмер Август Мишель с московской фабрики «Брокар» создал в 1913 году «Любимый букет императрицы». Пряный, с обилием гвоздики... Супруга Николая II была в восторге!

– В начале XX века во Франции появились духи «Лориган Коти». Аромат быстро вошел в моду – только самый ленивый мастер не пытался создать что-то подобное, – рассказывает Элина Арсеньева. – Не стал исключением и придворный парфюмер Август Ипполитович Мишель. «Любимый букет императрицы» он сотворил по образу и подобию «Лоригана ». Один француз сделал – другой с него скопировал. Вот и все.

ОТЧЕГО «ПОКРАСНЕЛ» БУКЕТ

Парфюмерия – зеркало истории. Она отражает все основные события, начиная от революции и заканчивая полетом Гагарина в космос. Нетрудно догадаться, что «Любимый букет императрицы» продержался недолго. В 1917 году страна осталась как без самой императрицы, так и без ее любимого букета... В СССР те же самые духи переименовали во всем известную «Красную Москву ».

Кстати, ее производят и по сей день. Средняя цена «Красной Москвы» – 450 рублей за флакон 42 мл.

– Сходство с оригиналом минимально. Одно дело, когда перед вами стоит живой человек, и другое, когда вы смотрите на его черно-белую фотографию, – говорит Элина Арсеньева.

ФРАНЦУЗ ВОРЧАЛ, НО ОСТАЛСЯ

Во время революции парфюмерная промышленность встала. Лилась кровь – стране было не до духов и мыла. Вопрос о ее возрождении возник лишь в начале 20-х годов. Ответственную миссию возложили на плечи супруги Вячеслава Молотова Полины Жемчужиной.

Толковых, знающих парфюмеров среди советских граждан не было, поэтому большевистская жена обратилась за помощью к Августу Мишелю, создателю «Любимого букета императрицы» – тому самому придворному парфюмеру и любимчику Александры Федоровны. Старый консерватор мечтал покинуть осточертевшую страну и долго ворчал. Но его уговорили остаться.

– Ну, как «уговорили»... Его паспорт потеряли при оформлении визы, и он не смог выехать за пределы РСФСР , – рассказывает Элина Арсеньева. – Насильно мил не будешь, но Мишель работал с достоинством. Именно он обучил всех будущих советских парфюмеров.

ФЛАКОНЫ А-ЛЯ МОСКОВСКОЕ МЕТРО

Что было после... Парфюмерная промышленность расцвела в 30-е годы XX века. Это время, когда Сталин создавал роскошный «фасад» страны. Советский союз жил по одному простому принципу: «Мы должны быть лучше всех во всем». Абсолютно во всем. В том числе и в парфюмерии. Хотя кому она была нужна...

Директором столичной фабрики «Новая заря» назначили Полину Жемчужину. Под ее руководством предприятие стало самым производительным в мире. Кардинально изменился и внешний вид продукции. Вновь появились обтянутые шелком футляры, хрустальные флаконы. Большевики вернулись к царскому шику.

– Потрясающая помпезность, прямо как в московском метро! – подмечает наш экскурсовод. – Даже императору такое и не снилось...

ИСПЫТАНО НА СЕБЕ

Как «Комсомолка» «Президентские » духи готовила

Воодушевившись примером придворного парфюмера Августа Мишеля, корреспонденты «Комсомолки» создали духи собственного производства.

Француз создавал ароматы для первых лиц государства. Сотворить духи для одного из ведущих российских политиков решили и мы. Название придумали заранее: «Президентские». Таких история еще не видела...

Нам выдали список из сорока пяти прилагательных. Мы представили человека, для которого создаем духи, и начали ставить галочки напротив подходящих определений. Нежный? .. Может быть. Слабый? Определенно нет. Приятный? Разумеется! Резкий? Бывает. Сильный? Безусловно! Альдегидный? Не будем рисковать...

Второй этап – выбор конкретных компонентов. Мастер изучил наш список и посоветовал использовать гальбанум, черный перец, лимон, розмарин, корицу, мирт, можжевельник, гваяковое дерево, ветивер, мирру и кедр. Мы согласились.

На третьем этапе нас посадили за «орган». Так парфюмеры называют свое рабочее место (ступенчатые полочки с баночками напоминают духовой инструмент). От «бумажной работы» мы перешли к действию – начали смешивать выбранные нами ингредиенты. Эфирные масла капля за каплей заполняли мерный стаканчик.

На выходе мы получили малюсенький флакончик с жидкостью благородного янтарного цвета. Не подкачал и аромат. Запах получился сильным, глубоким, приятным. Настоящие «Президентские» духи!

Рецепт «Президентских» духов от «Комсомольской правды» (10 мл)

Верхние ноты: спирт листьев (4 капли), гальбанум (3 капли), черный перец (4 капли), лимон (5 капель)

Средние ноты: розмарин (3 капли), корица (5 капель), мирт (5 капель), можжевельник (5 капель), нероли (4 капли)

Базовые ноты: гваяковое дерево (2 капли), ветивер (2 капли), мирра 10% (2 капли), гибискус (5 капель)

НА ЗАМЕТКУ

Выставка «Придворный парфюмер» будет работать до 30 сентября. Она открыта ежедневно, кроме четверга, с 11.00 до 19.00. Билет стоит 200 рублей, дети до 14 лет – бесплатно. Стоимость мастер-класса по изготовлению духов – 300 рублей. Экспозиция находится в цоколе Камероновой галереи в Екатерининском парке в Пушкине.

x HTML-код

Как "Комсомолка" духи готовила. Александр ГЛУЗ, Анатолий ЗАЙОНЧКОВСКИЙ