» » Порода лошадей шайр описание. Шайр — лошадь. Фото шайра краковой масти

Порода лошадей шайр описание. Шайр — лошадь. Фото шайра краковой масти

Экстерьер : массивная голова с широким лбом, средних размеров уши с острыми кончиками, короткая, хорошо посаженная шея, мускулистые плечи, короткая, прочная спина, широкий и длинный круп, достаточно высоко поставленный хвост, мощные ноги, на которых от запястного и скакательного сустава наблюдается пышная оброслость - "фризы", копыта большие и прочные.


В ысота в холке : 165-185 см.

Вес : 800-1225 кг.

Масть : главным образом вороная, гнедая или караковая, реже - серая. На голове и ногах - белые отметины.

Особенности : Шайры - самые крупные, самые тяжелые и самые сильные лошади.


Шайр - английские тяжеловозы, ведущие свой род от боевых рыцарских коней, потомков лошадей Римских Завоевателей и является одной из древнейших тяжеловозных пород. На сегодняшний день трудно однозначно сказать как точно зародилась эта порода, как и в случаях со многими другими древними породами.

Слово «шайр» (Shire ) также пришло из Англии, и произошло от саксонского слова «ширан» (schyran), обозначающего «сдвиг» или «водораздел», следовательно, и слово «шайр» является синонимичным этой местности. И такое название порода получила благодаря Королу Генри VIII, который впервые применил Наименование "Шайр" к этим лошадям в начале 16-ого века.


Судьба Шайров неразрывно связана с историей Англии. В период между правлением Генриха 2-го, 1154г., и Елизаветы (начавшееся в 1558г.), правительство постоянно стремилось увеличить рост и поголовье лошадей, называемых «великими». Во время правления короля Джона с 1199 по 1216г., в Англию ввезли около сотни жеребцов крупного телосложения из нижних земель Фландрии, что в Голландии, и отмелей Эльби. Один из авторов того времени описывает этих флемишских лошадей в основной массе как вороных, с белыми отметинами на морде и ногах, зачастую все четыре ноги у них были белы до суставов. Они были рослыми, мускулистыми, на крепких ногах, окаймленных длинными густыми щётками, с сильными крупными суставами. Во времена царствования Генриха VIII, с 1509 по 1547г., особое внимание было направлено на выращивание и разведение сильных лошадей, было утверждено несколько законов, предусматривающих это. Акты, запрещающие использование для разведения лошадей ниже 154 см в холке, а также препятствующие всякому экспорту лошадей, даже в Шотландию, были приняты в 1535 и 1541г.


Подобно остальным тяжеловозным породам, в разные периоды истории Шайры улучшались путём прилития крови других пород, особенно заметный след оставили в породе северные немецкие флемишские лошади из Бельгии и фландерские. Существуют довольно подробные записи, повествующие об этом, сделанные более 1000 лет назад. В течение этого времени продолжалось прилитие крови и других пород.

В течение 18 в. эти лошади стали использоваться для тяжёлой работы на фермах. С усовершенствованием дорог и широким распространением дилижансов появился большой спрос на тяжеловозов. В это время заводчик по имени Роберт Бэйквилл (Robert Bakewell) значительно повлиял на Шайров, известных в те времена под именем лейцестерширской каретной лошади (Leicestershire Cart Horse), путём прилития крови лучших голландских лошадей - фризов.

Судя по картинам, датированным 15 в., показывающим совершенство их форм, шайры использовались ещё в 16 веке. Несомненно, шайрские лошади использовались как военные.

Большинство людей думают, да и историки утверждают, что рыцари, одетые в тяжёлую броню, с мечом и пикой, ехали в битву верхом на Шайрах. Не все разделяют это мнение, однако, даже в Англии некоторые сомневаются, что это правда. С исчезновением турниров и тяжеловооружённых рыцарей, предки шайрской лошади были взяты в работу в упряжи, тянули повозки по ухабистым неровным дорогам и плуги по фермерским полям.

Когда на первый план вышли не битвы, а развитие коммерции и сельского хозяйства, в 19 в. шайры стали едва ли не национальным достоянием Англии. В 19 в. лошади стали главной рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности, особенно в доках и на железных дорогах. Крупные шайрские мерины работали в доках и на улицах городов. Потребности империи и нравы времени требовали от лошади экстраординарной массивности, огромной мускульной силы и послушания. Английские животноводы и фермеры откликнулись на это созданием одним из самых замечательных пород - Шайров. Они стали самыми крупными и самыми мощными тяжеловозными лошадьми Британии. Шайры использовались, и используются до сих пор, пивоварами в городах в стилизованных запряжках, везущих пивные бочки, в соревнованиях на силу тяги и соревнованиях по вспашке.




Шайры разводились во всех частях Англии, но в таких округах, как Линкольн, Дерби, Кембридж, Норфолк, Ноттингем, Лейцестер и Хантингтон они были особенно популярны. В истории упоминаются такие названия породы, бытовавшие в старые времена, как: «великая лошадь» (Great Horse), «Военная лошадь» (War-Horse), «Каретная лошадь» (Cart Horse), «Староанглийская вороная» (Old England Black Horse), «Линкольнширский гигант» (Lincolnshire Giant) и, наконец, «Шайр» (Shire). Существовали и различия между внутрипородными типами Шайров, в зависимости от места их происхождения. Шайры, происходившие из своего исторического дома, болот Линкольншира и Кембриджшира, имели тенденцию к большей костистости и оброслости щёток, чем их соседи. Йоркширские и ланаркширские, например, были более сухого телосложения и более выносливые.


Чемпион 1911 года.

Хотя первый Шайр был импортирован в Америку в 1853г., существенный импорт не набирал силы вплоть до 1880г. На заре нового, 20-го века, шайр в Америке мог поспорить с першеронами в популярности. С 1909 по 1911г. в мире было зарегистрировано около 6700 шайров, почти 80% этого поголовья было рождено в Америке.

Из-за своих большого роста и эффектных движений, Шайры стали чрезвычайно популярны у горожан Америки. По окончании Первой Мировой войны, однако, тяжеловозные лошади были вытеснены из городов грузовиками, метро и электрическими трамваями. В то же время фермеры покупали для работ на полях более мелких, и экономичных в содержании лошадей.

На рынке тяжеловозных пород на Среднем Западе стали доминировать брабансоны и першероны, и центр разведения Шайров переместился на запад США. В 1940-х и 1950-х их поголовье продолжало падать, с 1950 по 1959г было зарегистрировано всего 25 лошадей. Сегодня Шайры, как и большинство тяжеловозных пород, возрождаются. В 1985г. в Америке был зарегистрирован 121 Шайр.

Не стоит забывать, что развитие и популяризация Регистра Английских Шайров (English Shire Registry) было, по крайней мере, частично благодаря Американцам, желающим зарегистрировать своих лошадей. Это, конечно, стоило того, так как только зарегистрированных животных можно было разводить как Шайров, но уже на Американской земле.

Наблюдая необходимость в Американских заводчиках с целью продвижения и улучшения породы, британские благотворительные фонды помогали проводить регистрацию в США. В последствии эта задача была возложена на Американскую Ассоциацию Шайров (American Shire Horse Association), организованную 28 апреля 1885. Официально зарегистрирована она была 21 мая 1885.

Одной из причин подъёма интереса было утверждение премий для жеребцов. Деньги для них выделяются Ассоциацией из прибыли скакового тотализатора, и присуждаются на ежегодной мартовской выставке. В этот день вручается более 35 тыс. фунтов стерлингов. Другой причиной роста поголовья стало увеличение рынков сбыта, особенно за рубежом. В последние годы более 100 голов шайров ежегодно экспортируются во все части света. Действующие Ассоциации формируются в Германии, Франции, Голландии, Канаде, США.

Шайры очень крупные животные: взрослые жеребцы достигают роста от 162 до 176 см в холке. Кобылы и мерины немного менее массивны. Тем не менее, многие из лучших представителей породы достигают в холке выше 185 см. У них сравнительно большие, широко посаженные и выразительные глаза, профиль слегка выпуклый (римский). Плечи сильные и широкие, корпус с глубокой грудной клеткой.


Встречаются среди шайров настоящие великаны. В 1846 году в Англии родился необыкновенно крупный жеребёнок. В честь библейского богатыря его назвали Самсоном, но когда жеребец стал взрослым и достиг высоты в холке 219 см, его переименовали в Мамонта. Под этой кличкой он вошел в историю коневодства, как самая высокая лошадь из всех, когда-либо живших на свете.




К отличительным чертам породы относятся шелковистые густые фризы на ногах, приобретённые от скрещиваний с клейдесдалями в начале 50-х г. для решения проблемы с мокрецами у старого типа шайров. Фризы растут вокруг всей ноги, на передних от запястья, а на задних от скакательного сустава. Не так давно на рынке появился спрос на лошадей с белыми отметинами на ногах.

Шайры и другие английские тяжеловозы - клейдесдали, завезённые в Россию ещё в прошлом веке, были использованы при выведении новой породы - владимирских тяжеловозов.






293 13.08.2019 6 мин.

Шайр – английская порода лошадей-тяжеловозов. Отличаются они своими габаритами, веками удерживая за собой звание «великанов». Еще в 19 веке коню этой породы по имени «Самсон» присудили пальму первенства за самый большой рост среди лошадей – 2,2 метра. Вес при этом у него перешагнул за отметку в 1,5 тонны. Также будет полезно узнать о том, чем кормить лошадь зимой и какие корма самые эффективные, можно увидеть

Описание и характеристика английской породы лошадей шайр

Английский тяжеловоз отличается высоким ростом и достаточно внушительным весом. Название произошло от английского «шир», что означает «графство». Имеет древнее происхождение, но при этом в массе порода не совсем однородна. Ее тип достаточно изменчив от лошадей необычайного веса и размера, годных только для тихой езды шагом, до складных и крупных для воза и плуга.

Питаются эти лошади, как и саффолки, достаточно хорошо. Тело держат прочно. Но несмотря на это, имеют некоторые недостатки, выражаемые в физических проявлениях – сильной фризистости, сырости, а также недостаточной приземистости в некоторых случаях. Перейдя по ссылке можно больше узнать про и для чего чаще всего её заводят.

На видео – подробная информация о данной породе:

История породы

Порода произошла от английских средневековых боевых коней Great Horse, которых впоследствии переименовали в English Black. Такое название дал им еще Оливер Кромвель. Первоначально относились они к породе фриз, которая имела вороную масть. Позже стали скрещивать фландских и фризских лошадей. Изначально их применяли исключительно для военных нужд, но позднее стали использовать и в хозяйствах в качестве обычных или тяжелоупряжных коней.

Шайрскую породу вывели в 18 веке в Англии с помощью скрещивания голландских и фламандских жеребцов с местными кобылами. Разводились они по всей территории страны. А вот какая самая популярная и эффективная в использовании.

До наших дней дошли основные их названия:

  • Шайр;
  • Великая лошадь;
  • Староанглийская вороная;
  • Линкольнширский гигиант.

В зависимости от происхождения внутри породы образовались определенные различия. Родоначальником породы стал конь по кличке «Пэкингтонская слепая лошадь», проживавший с 1755 до 1770 г в деревне Пекингтон. Ее же и записали в качестве первой шайрской лошади в племенную книгу шайров, которую выпустили в 1878 году. Но в то время этих животных называли «английскими упряжными». Только спустя шесть лет они свое нынешнее наименование окончательно.

Лошадей этой породы активно применяли в фермерских угодьях, а по мере развития дорог – в дилижансах. Именно в то время их скрестили с фризами, благодаря чему они стали более подвижными, гибкими, сохраняя при этом свою массивность. В 19 столетии их использовали в сельском хозяйстве и промышленности, на железных дорогах и в доках.

По тем временам в лошади ценились такие качества, как массивность, выносливость, невероятная сила и, конечно, безукоризненное послушание.

Также вас сможет заинтересовать информация о том, каково

Учитывая высокую потребность в лошадях с такими характеристиками для удовлетворения нужд армии и промышленности, на рубеже 19 и 20 веков шайры получили максимально широкое распространение.

В 1878 году даже было создано общество шайрской лошади, которое существовало на протяжение 30 лет вплоть до появления первых тракторов и других результатов технического прогресса. В 50-ых года число особей заметно уменьшилось и над породой даже нависла угроза исчезновения, но несколько энтузиастов смогли возродить былую популярность. Уже в 80-ых годах прошлого века свыше 100 производителей занялись их разведением, и за год регистрировалось более 400 животных этого вида.

Габариты, вес коня

Важной особенностью данной породы является пропорциональная развитость тела. Грудь и спина достаточно широкие, как и крестец. Именно они и обеспечивают огромную силу с выносливостью у животных. Шайры тело держат прочно.

Средний рост в холке по разным данным составляет примерно 160-185 см. Кобылы и мерины в размерах несколько уступают. Вес достигает примерно 1,2 тонн. В 19 веке кони этого вида отличались грубой большой головой со слегка выпуклым профилем, широким лбом, длинной и мускулистой шеей, низкой холкой, мощными ногами, которые увенчали прочные копыта. А вот каковы габариты арабской породы лошадей и для чего заводят такую породу, можно узнать из статьи

Масть

В целом присутствую обычно разномастные шайры: серые, гнедые, вороные, рыжие. Пятнистость может быть у некоторых особей, но не является частью стандартов породы. Также для их окраса являются типичными белые чулки, которые чаще всего присутствуют на задних ногах. На голове есть лысина. А вот какой масти бывают лошади Ахалтекинской породы и какова их цена, можно увидеть

Другие характеристики

К недостаткам породы относят сырость и сильную фризистость. Таких особей «отбраковывают», а потому эти недостатки, как считают заводчики, будут в скором времени ликвидированы. Делается это с помощью скрещивания шайрских животных с чистокровными кобылами.

Начиная с 50-ых годов прошлого века, после скрещивания с клейдесдалями, порода приобрела шелковистые густые фризы на ногах, начиная с запястью или скакательного сустава. Сделали это для того, чтобы решить проблему с мокрецами. На сегодня наиболее востребованными на рынке особями считаются те, которые имеют белые отметины на ногах.

Возможно вас также сможет заинтеерсовать информация о том, как выглядит и для чего заводят

На видео – описание характеристик лошади:

Лошади этого вида отличаются в первую очередь своим характером – уравновешенностью, спокойным нравом, легкостью в управлении. Они и считаются основными преимуществами данной породы. Вот почему при скрещивании нередко выбирают именно шайров – чтобы в результате получить послушных жеребят.

Чаще всего пригодны для шага или легкого аллюра эти животные. Попасть в галоп с ними достаточно сложно. При этом следует учесть, что и остановить их в таком состоянии также затруднительно. А потому разгонять неопытному всаднику шайров нельзя.

Это лошади сельскохозяйственного назначения. Они неприхотливы в уходе, а потому легко содержатся в хозяйстве. Но при этом следует отметить несколько особенностей:

  1. Обязательно обращать внимание на состояние фризов – кистей на ногах. Их следует тщательно вычищать, мыть и просушивать. Отсутствие такого ухода приводит к появлению мокрец – особой формы дерматита, которая поражает ноги лошадей в области фризов.
  2. После прогулки ноги с фризами тщательно вымываются, а затем посыпаются опилками . Позже их вычесывают.
  3. Уход за пышными хвостом и гривой также прост – ее необходимо вычесывать и чистить от загрязнений.
  4. В летнее время лошадь моют дважды в неделю с применением шампуня и кондиционера.
  5. В жару гриву можно заплетать в косы, чтобы не было жарко.

В летнее время обязателен выпас животного. Давать максимум движения. В период роста и развития лошади нельзя использовать ее для работы с детьми и подростками. В целом же особых условий животное не требует и отлично приживается практически в любых условиях.

Кормление

Рацион у них типичный для данного типа животных, но в тоже время требует и больших затрат из-за поглощаемых объемов:

  1. Питание достаточно простое – качественное сено, небольшой объем питательных добавок. Стоит отметить, что шайры едят гораздо больше других пород едва ли не в три раза.
  2. В летнее время обязательным является выгул животного на лугах со свежей и сочной травой. За день животное может съесть до 15 кг травы и сена.
  3. Не нужно давать подкормки для роста.
  4. Животные очень любят свежие овощи и фрукты вроде яблок, свеклы, моркови.
  5. Летом также в рацион можно вводить жмых и травяную муку, но не более 5-7кг в сутки.

Стоит также помнить о чистом питье. Оно должно в поилке присутствовать постоянно.

Шайрские лошади способны съедать в два, а то и в три раза больше, чем другие породы лошадей. При выборе данной породы это стоит учитывать.

А вот как выглядит тракененская лошадь и насколько она хороша для заездов, можно понять посмотрев данное

Сравнение с другими породами

Что можно сказать о шайрах, если сравнивать их с другими породами? Они отличаются:

  • Легким, покладистым нравом . Недаром их называют «добрыми великанами».
  • Большими габаритами . Высота у них в холке достаточно внушительная, как и общие габариты.
  • Больший объем в питании . Естественно, что такие размеры требуют и соответствующего количества пищи.
  • Выносливостью и силой . Для спортивных забегов они не подойдут, но в сельском хозяйстве их ранее использовали. Сейчас наиболее часто применяют в качестве животных для работы с детьми, а также для разнообразных выставок и конкурсов.

Также стоит больше узнать о том, как выглядит и для чего используют

Во многом они походят на отечественных владимирских тяжеловозов. Последние, кстати, и были выведены от шайров, чтобы могли проживать в условиях российских морозов.

На видео – лошадь на выгуле:

Также вас сможет заинтеерсовать информация о том, какова цена и насколько просто выращивать её.

Цена лошади

Стоимость лошади достаточно высокая – вплоть до 1,5 миллионов за взрослую особь. За жеребенка берут порядка 300 тысяч рублей. Во многом цена зависит от соответствия стандартам породы, родословной и иным факторам. Стоит также учитывать, что если животное доставляется издалека, то за его транспортировку также придется платить покупателю.

У типичных представителей шайрских тяжеловозов должна быть большая, тяжёлая голова с большим, широким лбом. Шайрская тяжелоупряжная порода лошадей (Шайр) не должна иметь уши слишком маленькие или большие.

Ровная и короткая должна плавно перетекать в короткую и сильную спину. Задняя часть туловища у породы лошади Шайр должна быть мощная и большая, а хвост посажен высоко. Сильные и мощные передние и лошади, с большими и крепкими копытами, у лошади соединяются мускулистыми предплечьями.

Шайрские тяжеловозы официально признаны самыми сильными, большими и тяжёлыми лошадьми.

Шайры в упряжке

Порода лошадей Шайр родом из Англии, а предками были кони, на которых рыцари совершали свои крестовые походы. Учитывая историю происхождения Шайров, эти лошади были признаны одними из древнейших тяжелоупряжных пород в мире, хотя точной даты её становления нет.

Ещё в конце XII – начале XIII столетия английский король Джон издал указ о ввозе в страну большого количества крепких голландских (флемишских) жеребят, которые и стали родоначальниками Шайрских тяжеловозов.

Несмотря на то, что дата появления этой породы неизвестна, абсолютно точно установлено, что в XVI веке английское правительство стало усиленно заниматься разведением лошадей с ильным , а в экстерьере могучими и величавыми. Для глав государства того времени было очень важно, чтобы лошади выращивались именно на территории Англии, поэтому издавались указы, запрещающие ввоз взрослых коней или жеребят большого роста.

Величественная мощь

В то время лошадей пород Шайр использовали исключительно, как военных лошадей. И только после того, как турниры и вооружённые рыцари прекратили своё существование, эту породу стали использовать, как упряжную.

Конец XVI века явил собой прогресс в военной сфере, в результате чего доспехи конных рыцарей стали значительно легче. Это позволило им пересесть с мощных, способных тащить на себе кучу железа увальней, на более легких и проворных рысаков. Таким образом, «большой лошади» пришлось впрячься в повозку, где она и нашла свое основное применение. Из восхищенных свидетельств того времени известно о лошадях, возивших 3,5 – тонные грузы в нашем понимании – по бездорожью.

Томас Бландвиль жил как раз в тот отрезок времени (с 1561 по 1602 год), когда на остров стали завозить лошадей Шайр немецких, фламандских и фризских пород, о чем он и поведал потомкам. Наибольшее влияние на формирование английской породы, в отличие от немцев, оставили фламандские и фризские гены. Фризы привнесли благородства в облик англичанки, придав ее движениям раскованности и легкости. Однако фландрийской крови примешалось больше, благодаря фламандским осушителям болот. Они завезли своих медлительных «тяжеловесов» для работ в Восточную Англию, да так и оставили, в прямом смысле – «на развод».


Вороной окрас

Из-за превалирующего вороного окраса фландрийских предков, в 17-м веке «большая лошадь» получила название Большая, английская и вороная, или просто – «английская вороная», как назвал ее Оливер Кромвель. С тех пор определение прижилось именно по отношению к большому английскому тяжеловозу, предку нынешнего шайра.

Начиная с XVIII века шайрскую породу переквалифицировали в сельскохозяйственную. Лошади Шайр массово стали использоваться для работ на фермах и полях. В то время, когда сельское хозяйство стало развиваться огромными скачками, Шайры помогли становлению ни одной крупной ферме.

Селекционер Роберт Бейквелл, живший в 1725–1795 годах, занимался улучшением лестерширской породы с помощью самок из Фландрии. Да настолько успешно, что выведенный им вид назвали «бейквеллской вороной».

Шотландия обзавелась своей большой тяжелой лошадью – клейдесдальской, в формировании которой не последнюю роль сыграла порода лошадей шайр. Эти «шотландцы», весьма популярные, и не только в Великобритании, довольно схожи с шайрами, но уступают им в размере и весе.

К XIX веку популярность шайров на родине достигла апогея. Да так, что ими стали интересоваться заграничные заводчики, селекционеры и коммерсанты. Племкнига ежегодно пополнялась тысячами голов, из которых до 1000 – жеребцы, 3–4 тыс. – кобылы. Выставки представляли по 600–700 лошадок.

1836 год ознаменовался для шайров первым пересечением Атлантики, что дало толчок массовому завозу этой породы в Штаты, но лишь спустя полвека. Небольшие и относительно тонкокостные американские кобылы, благодаря шайрским жеребцам, стали плодиться довольно рослыми жеребятами, что не ускользнуло от внимания ковбоев. 400 шайров импортировали американцы только в 1887 году. К концу XIX – началу XX века даже першероны, наиболее многочисленная порода тяжеловозов США, вынуждены были несколько поступиться на рынке грузоперевозок косматым английским великанам с аристократическим аллюром. Из 6700 жеребят, записанных в племкнигу за три года (1909 – 1911), 80% родились уже в Америке.

На сегодняшний день, когда порода лошади Шайр чуть не потерпела своё исчезновение, проснулся массовый интерес к этим древним тяжеловозам. Многие стараются возродить породу лошадей Шайр, и хоть зарегистрированных голов на сегодняшний день гораздо меньше тысячи, всё же ценители этих богатырей не теряют надежды.


Жеребенок шайры

Россия конца XIX – начала XX веков испытывала потребность в крупных лошадях для транспортировки тяжелых грузов. Шайры подходили как нельзя лучше для выведения такой породы.

Главной особенностью пород шайров, по замечанию князя Урусова, была их требовательность к корму, точнее – к его количеству. Потомки лошадей шайров могли оправдать надежды лишь при обильном кормлении и тщательном уходе, что возможно исключительно в странах с подходящими природными и социальными ресурсами. В сравнении с другими породами, шайры конечно, едят больше. Требуя то же количество концентратов, они должны быть щедро вознаграждены сеном и травой.

Еще об одной немаловажной детали селекции, в которой используется порода лошадей шайр, упоминается автором «Книги о лошади». Это необходимость в подходящей по форме кобыле для жеребца – шайра. Самку нужно выбирать очень тщательно, в противном случае могут родиться особи, далеко не соответствующие ожиданиям.

Видимо, вследствие весьма прихотливой процедуры селекции самых крупных пород, в России предпочтение отдавали скрещиванию с более мелкими клейдесдалями.
Однако, судя по родословным владимирских тяжеловозов, шайры добавили свою лепту в разведение этой гордости российского коневодства.


Послушный нрав

Специально для породы шайр племенную книгу завели в 78 году XIX века, а через 7 лет заводчики шайров основали свое Общество. Вороной «Слепой жеребец из Пэкингтона», чья кличка запечатлена в первом томе студбука наиболее часто, может считаться родоначальником современных лошадей этой породы. Через 12 лет племкнигу закрыли, и заносился лишь приплод от особей с регистрацией.

Сейчас племенная книга построена по так называемому – «трехступенчатому» принципу. Чистопородным животным отведен основной раздел. Кобылка, родившаяся от регистрированного жеребца и незарегистрированной кобылы попадает в подраздел «A». Потомство от кобылы из этого раздела и жеребца из главного, записывается в раздел «B», а уже от «брака» самки из «B»-класса с зарегистрированным жеребцом получается чистокровная кобыла. В селекции используются только самки, полученные в результате таких случек.

Учет в книге весьма строг. Отцовство подтверждается необходимым тестом на кровь, чтобы вписать приплод в какой-либо раздел. В наше время широко используется ДНК-тест.


Добродушный гигант

Общество любителей и заводчиков

Эта организация имела привилегированный статус. Буквально с основания Общество любителей и заводчиков опекала английская королевская семья. Три года (1886–89) оно возглавлялось королем Эдуардом Седьмым, который мог похвастаться двумя чемпионами, выращенными на его заводе.

Современное состояние породы

В современном мире лошади играют скорей эстетическую и историческую роль. Не исключение и порода лошадей шайр, хотя в некоторых регионах она все еще эффективно используется на практике.

В основном эти красивые лошади – неизменные участники всевозможных выставок и конных представлений, где они участвуют в турнирах, смотрах и аукционах. Англичане известны своей консервативностью, и отчасти благодаря ей, современное состояние породы Шайров внушает оптимизм.

Шайр – порода тяжелоупряжных лошадей (тяжеловозов), родиной которых является Англия. Шайры уверенно держат пальму первенства среди «великанов» конного мира и являются самыми высокими лошадьми на планете. Именно представителю этой породы принадлежит мировой рекорд по росту среди лошадей. В XIX веке в маленьком английском городке Бедфордшир проживал «малыш» ростом 2,2 метра и весом 1,52 тонны. Звали его очень символично «Самсон».

Любуясь этими могучими созданиями, испытываешь легкий диссонанс. В голове не укладывается, как в таких больших, сильных и мускулистых гигантах могут уживаться эти качества и удивительная изящность, милая красота и добрый нрав. Когда смотришь на этих лошадей, захватывает дух, а когда сидишь на них, то ощущаешь головокружение. Они величественны, красивы и очень сильны.

Происхождение названия

Название породы происходит от английского слова «shire», что переводится как графство . Так, во многих названиях графств Англии, например, таких как Кембриджшир, Глостершир, Хемпшир и прочих, слово «shire» применяется во второй части названия.

Если же разбирать этимологию названия породы подробнее, то выяснится, что «прародителем» слова «шайр» является древнесаксонский термин, который подразумевал под собой определённую границу или разделение.

И сегодня в Англии существует сленговый термин, обозначающий центральную часть этого государства. В частности, «Шайрами» называют центральные графства Англии.

При этом, как считается, «лошадь из центральных графств» получила свое нынешнее название благодаря королю Генриху VIII. Если верить истории именно этот король по прозвищу «медный нос» первым назвал гигантских лошадей шайрами.

История породы

Происхождение шайров, как одной из древнейших пород, теряется в глубине веков. Исторические свидетельства (документы и археологические находки) говорят о том, что еще в І веке н.э . покорители Британии римляне отмечали присутствие на острове гигантских и величественных лошадей. Также могучие тела лошадей запечатлены на старинных монетах и посуде.

Есть все основания считать, что шайры являются прямыми потомками так называемой средневековой «большой лошади», которая использовалась в основном для военных нужд и попала на британские острова вместе с нормандскими завоевателями.

В дальнейшем порода крупных лошадей только набирала популярность в Англии. «Большая лошадь» с успехом справлялась с серьезными физическими нагрузками. Она спокойно могла везти на себе рыцаря в доспехах, вес которого порой достигал 200 кг . Сила и отважность в сочетании с ее красотой стали причиной использования лошади в рыцарских турнирах.

К выбору лошадей для своих доблестных рыцарей в Англии относились очень трепетно. Так, королевским указом от 1541 года была утверждён запрет на использование в разведении жеребцов ниже определенного роста и комплекции. За нарушение указа было установлено строжайшее наказание.

От большой до английской и вороной

В дальнейшем с ростом промышленности и сельского хозяйства возникла необходимость в перемещении больших объемов груза. Именно для таких перевозок начали использовать «больших лошадей».

«Большая лошадь» из рыцарской постепенно начала превращается в упряжную. Хроники XVI века свидетельствуют, что на разбитых дорогах Англии в ливень и стужу часто встречаются лошади, способные перемещать груз весом более трех тонн. Вместе с ростом промышленного и сельхоз производства росло поголовье «больших лошадей».

Как раз в этот период в Англию были завезены фризские, фламандские и немецкие лошади. И, как оказалось, в итоге не все немецкое является качественным и эффективным.

Так, «кровь» немецких жеребцов не оказала значительного влияния на формирование породы шайр. Зато фризийские и фламадские крепыши внесли свою лепту в то, что сейчас называют «Шайр». Фризийцы добавили в образ «большой лошади» некую легкость и гибкость в движении, а фламандцы окончательно сформировали внешний облик и характер.

В XVII столетии благодаря вороной окраске фламандских лошадей, которая передалась при скрещивании, «больших» начали называть «английской вороной». Как свидетельствуют источники, автором этого названия стал знаменитый английский государственный деятель и полководец Оливер Кромвель.

Но все же считается, что основоположником всего рода шайр и первым из этой породы был жеребец по кличке Packington Blind Horse (Слепой жеребец из Пэкингтона), живший во второй половине XVIII ст. в маленькой деревне Пэкингтон графства Лестершир.

Доподлинно не известно по какой причине жеребец получил эту специфическую кличку. Был ли он действительно слеп или просто его хозяева имели настолько оригинальное воображение.

В XIX веке шайры стали самой востребованной и знаменитой тяжеловозной породой в Англии. Такая популярность не могла остаться незамеченной со стороны иностранных коневодов-профессионалов и просто любителей.

В конце XIX века начался массовый завоз лошадей на Североамериканский континент, а вначале XX шайры появились и в России.

Племенная книга

В 1878 году образовано Староанглийское общество племенных лошадей и создана первая племенная книга. В комментариях к первому изданию сэр Уолтер Гилбей пишет о храбрости, силе и красоте породы, покорившей великого римского политика и полководца Юлия Цезаря.

В 1884 году Староанглийское общество племенных лошадей переименовывается в Общество шайрских лошадей. Сегодня племенная книга состоит из трех разделов. В первом разделе регистрируются абсолютно чистокровные лошади. В следующие разделы заносят лошади, родившиеся в результате «мезальянса».

Племенной учет ведётся очень строго и контролируется на самом высоком уровне . Для регистрации в любом из разделов племенной книги необходимо обязательное подтверждение отцовства. Ранее для определения отцовства проводили тестирование крови, но с развитием высоких технологий уже тестируют ДНК.

Экстерьер

Шайры – крупная упряжная порода лошадей. Части тела пропорционально развиты. Спина широкая, короткая и сильная. Круп длинный и мускулистый. Голова массивная с широким лбом. Уши заостренные. Хвост высокопосаженный и пушистый. Мощные и мускулистые ноги. Копыта большие и крепкие. На нижних суставах пушистые кисти – «фризы».

  • Высота в холке: 165- 185 см.
  • Вес: 800 – 1225 кг.
  • Масть: вороная, гнедая, караковая, серая, на ногах и голове часто встречаются белые отметины.

Фото

Особенности характера

Характер уравновешенный и стабильный. Легко поддаются управлению и дрессировке. Из всех существующих походок лучше всего шайрам подходит аллюр. Чтобы привести лошадь в галоп необходимо достаточно усилий, равно как и остановить её после этого. Так что, если не уверены в своих силах и навыках, лучше не рисковать и наслаждаться аллюром.

Уход и питание

Шайры, будучи лошадьми сельскохозяйственного предназначения, в уходе весьма неприхотливы , поэтому не нуждаются в каком-то специальном уходе.

Однако необходимо регулярно уделять внимание фризам (кисти на ногах). Нужно тщательно их чистить, мыть и сушить. В противном случае у лошади могут появиться мокрецы (форма дерматита, поражающая ноги лошади в районе фризов).

Что касается питания, то и тут шайры не отличаются от большинства лошадей. Качественное сено, иногда небольшое количество пищевых добавок, а летом обязательный выгул на пастбищах с сочной и свежей травой. Естественно, не нужно забывать, что этим добронравным великанам необходимо вдвое, а то и втрое больше корма, чем более мелким породам.

Современное использование

Сегодня шайры являются одной из самых любимых и востребованных пород среди коневодов-профессионалов и просто любителей лошадей. Эти сильные и милые лошади очень нравятся детям.

Для сельскохозяйственных нужд используются нечасто. Их очень любят хозяева и поэтому берегут. Также шайров можно увидеть, как на специализированных выставках и шоу, где участвуют только лошади этой породы, так и на общих коневодческих мероприятиях.
Любите этих чудесных животных, и они ответят вам тем же .

Что же нам известно про данную породу лошади Шайры?

Название породы происходить от английского слова «шир», обозначающего графство. Огромной известностью и широким распространением пользуется такая порода, как кэрт-горс и шайр-горс, что происходит от и местных кобыл.

Несмотря на факт древнего происхождения, в массе она не совсем однородна. Ее тип очень изменчивый – от лошади необычайного веса и размера, которая годится только лишь до езды шагом, до складных и крупных кобыл, которые вполне пригодными будут для плуга и воза.

Самые большие лошади на планете

Лошадки шайрской породы были выведенными в восемнадцатом столетии на просторах Англии.

После того как средневековые турниру канули в лету, и эпоха доблестных рыцарей отошла в небытие, шайрским лошадям было найдено новое применение. Они стали принимать активное участие в перевозке торговых грузов и в сельском хозяйстве. Дороги в семнадцатом веке не отличались лёгкостью. И благодаря своим незаурядным физическим данным шайры оказались хорошими помощниками в переправке товаров по каменистым оврагам и руслам рек. Эти сильные животные могли перевозить грузы весом в несколько тонн и оказывались незаменимыми в трудных природных условиях.

Стоить отметить, что тогда облик лошадей шайров был совсем другим, отличающимся от современного. Их родина Англия могла похвастаться очень развитыми торговыми отношениями и часто приглашала к себе различного вида специалистов. Так начались первые кровосмешения, которые стали вносить много нового во внешние данные этой породы. Немецкие лошади не смогли оказать на шайров никакого влияния, чего нельзя сказать о фризской и фламандской породах. Именно фламандская порода лошадей, на сегодняшний день являющаяся вымирающей, во многом определила облик и характер современной шайрской лошади. Она сделала её характер флегматичным. Животное готово было трудиться в упряжке с раннего возраста. Изменился и экстерьер лошади. Спина стала ещё более массивной, шея немного короче. Фризское кровосмешение сделало шайров чуть утонченнее в движениях, придало легкости в шаге.


Массивность конституции

К примеру, в Англии 1846 года, на свет родился жеребенок, который был немыслимо крупного размера. Назвали его Самсоном. И кличка эта была дана, в честь библейского силача. Ну а, когда Самсон уже подрос, его невероятный рост в холке, достигал двух метров девятнадцати сантиметров. Собственно, жеребец этот, в итоге, был переименован в Мамонта. Именно с данной кличкой, ему и удалось войти в мировую историю коневодства, в качестве наиболее высокой из тех лошадей, что существовали когда-нибудь на свете. «Шайр» и «шир», в переводе со староанглийского, означают «графство». А, на сегодняшний день, «Шайрами» называется вся центральная Англия.


Жеребец Самсон

Между лошадками внутри названной породы, имелись некие определенные различия. Один жеребец из Пэкингтона по кличке Слепая Лошадь, считается родоначальником всех современных шайров.

А достоверность факта о том, был ли этот жеребец слепым, на самом деле, не была подтверждена никакими источниками. Так что утверждать этого нельзя. Однако именно это животное было записано, как первая лошадь шайрской породы в той Племенной книге шайров, что вышла в 1878 году. В те времена представители этой породы также назывались «английскими упряжными» лошадьми. Но уже ровно шесть лет спустя, они окончательным образом, сделались шайрами.

Долгое время лошадь породы Шайр называлась еще «большая лошадь», так как не имела себе равных в Англии. По заслуге лорда Оливера Кромвеля она приобрела новое имя. Деятель английской революции много внимания уделял сельско - хозяйственным реформам. Именно он стал называть лошадь «английская вороная», указывая на основную масть животного. Стоить отметить, что и эта особенность досталась им от фламандских предков.

Известный геолог и географ того времени Роберт Бейквелл вплотную занимался разведением этой породы. Именно он стал впервые использовать кобыл фламандской породы в качестве продолжательниц рода. Шайрская порода лошадей была заметно облагорожена Бейквеллом, и в знак почтения к своему личному селекционеру животное получило новое имя «бейквеллская вороная».

И в других странах Королевства Великобритании «английская вороная» завоевывала почёт и уважение. В Шотландии она дала начало новой породе, отличающейся меньшим размером и весом. Эта новая ветвь лошадей шайров в своё время получила немалую известность в странах Европы.

Ранее активно применяли шайров для самых сложных фермерских работ. Ведь в девятнадцатом столетии, лошади были основной рабочей силой, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Особо они были полезны в доках и на железных дорогах. Для того, чтобы выполнять работы, всегда необходимы были лошадки с хорошо развитой (мускулатурой), имеющие значительную силу. А шайры вели работу в доках и на улицах городов. Потребности империи и все нравы того времени требовали реально немыслимой силы и массивности от каждой лошади, а также и момента безукоризненного послушания.

И вот, именно шайрские породы лошадей, качествами указанными, обладали. В то же самое время, они были наиболее крупными и мощными тяжеловозами во всей огромной Великобритании.

Шайрам удалось получить широчайшее распространение на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Ну а уже в 1878 году, было созданным Общество шайрской лошади, что процветало вплоть до тридцатых годов двадцатого столетия. Не век, безусловно, но срок все равно впечатляет.

К 20 веку лошади породы Шайр занимают лидирующие позиции по численности среди всех тяжеловозов того времени. Иностранные разводчики начинают всерьёз интересоваться «английской вороной». В племенную книгу включаются тысячи представителей шайров каждый год. Численность популяции растёт. На выставках их количество превосходит все ожидания – около семисот особей.

Америка увидела большую английскую лошадь уже после того, как в Европе за ними закрепилась прочная слава. Здесь они сразу были оценены по достоинству. Американские разводчики заметили, что бейквеллские жеребцы дают сильное и красивое потомство даже при скрещивании с мелкими заурядными кобылами. А их работоспособность и эффективность покорила фермеров и предпринимателей. Только за первый год после знакомства с шайрами на западный континент было привезено более четырёх сотен экземпляров. Никто не мог ожидать, что вновь прибывшие английские гости подвинут с пьедестала всемирно известных американских тяжеловозов першеронов. После прочного обоснования на Американском континенте более половины шайров, вносимых в племенную книгу, были рождены именно здесь.

В пятидесятые-шестидесятые года двадцатого века, количество лошадей шайров, ровно, как и множества иных лошадок, существенным образом уменьшилось. Тогда над породой висела ужаснейшая и печальная, но ни менее реальная от этого, угроза исчезновения с лица Земли. Однако нескольким самоотверженным коневодам, пришла в голову мысль о том, чтобы спасти шайров. Таким образом, далее порода смогла возвратить себе собственную былую популярность.

В восьмидесятые годы двадцатого столетия, применялось более сотни производителей, и фиксировали тогда, более четырехсот различных регистраций, ежегодным образом. Впечатляющая сила и очень высокий рост шайров, смогли позволить осуществить установку нескольких мировых рекордов огромной значимости. В частности, лошадки данной породы, стали официальными рекордсменами по показателям грузоподъемности. Среди представителей породы, рождались самые настоящие великаны.


Близнецы

Экстерьер и масть

Это упряжные животные. У них большая голова и очень широкий лоб, а длинная и мускулистая. Также у них в наличии низкая холка и крутая лопатка. Еще широкая грудь и плоские копыта. А все туловище, бочкообразное с виду. Лошади такие, в принципе, имеют экстерьер упряжных животных, но и отличия тоже имеются. Мускулистый и широкий круп, а шейка слишком уж длинна для упряжных лошадок, спина же сильная и коротка. Да и лошади породы шайр, в принципе, намного крупнее. А хвост их пушистый, и притом очень высоко приставлен. Лошадкам данной породы удается выглядеть очень высокими, в силу наличия длинных ножек с крепчайшими копытами.

Кобылы, определенно уступают в своих размерах. Они приблизительно 130 сантиметров в холке. Ну а лучшие представители данной породы, достигают одного метра восьмидесяти пяти сантиметров в холке. Несмотря на собственное древнее происхождение, шайры в своем большинстве, не совсем однородны. Ведь некоторые из этих животных, имеют в наличии необычайный вес и размер. Они годны лишь для совершения неспешных прогулок шагом. Ну а другие, являются крупными скакунами. И их уже вполне можно, хоть в плуг, хоть в воз. Важной особенностью этой породы, являются пропорциональным образом развитые части тела.

Такие части тела, как грудь и спина - широкие, а также и крестец, что обеспечивает выносливость и огромную силу животных этой породы. Данные лошадки прочным образом держат собственное тело, и они отменно питаются. Масть шайров так же отличает завидное разнообразие. Это, как вороные, гнедые, так и серые, рыжие звери. Одним словом, на любой вкус. Типичны для таких лошадок белые чулочки, находящиеся чаще всего на задних ножках, и лысина на головушке.

В том случае, если верить тем историческим данным, что дошли до современников об этой лошадиной породе, сильно обросшие ножки, а также идентичная грива и хвостик, свойственными были, уже древнейшим предкам нынешних шайров. Уже в 1780 году, вполне можно было встретить лошадь этой породы, которая в наличии имела пышнейшие фризы, покрывающие ножки ниже скакательного и запястного суставов, спереди и сзади. Что до характера таких животных, лошадки данной породы, отличаются невероятно уравновешенным и спокойным темпераментом. Небывалая легкость в управлении представляет собою одну из важнейших отличительных особенностей и одно из главнейших преимуществ зверей этой породы.


Спокойный темперамент

Именно благодаря этому, таких лошадей применяют в процессе скрещивания с иными лошадками, дабы в результате действа, получить очень послушных жеребят. Огромнейшая сила и крепкое здоровье, как и выдержка, а так же потрясающий и добродушный характер Шайр, смогли их сделать невероятно полезными в различных сложных работах сельскохозяйственного характера, а так же и в рабочих действиях, протекающих на железнодорожных станциях. Ладе пивоваренная и угледобывающая сфера, вполне могут включать работы этих животных. Но механизация, безусловно, отняла некую определенную часть работы у этих замечательных лошадок. Но все равно, они крайне востребованы.

Племенная работа

В начале прошлого столетия шайры были привезены в Россию из Великобритании. Здесь они послужили родоначальниками ныне известных владимирских тяжеловозов. Также для их селекции были взяты ближайшие шотландские родственники шайров – клейдесдали, имеющие меньший вес и размеры, и американские, ранее упомянутые першероны. Непосредственно сами шайрские лошади первое время участвовали в селекции. Но русские заводчики стали отмечать, что английские лошади требуют гораздо большего количества корма, чем остальные тяжеловозы, и, к тому же, они более требовательны в уходе и содержании. Таким образом, на основе шайров и клейдесдалей была выведена менее прихотливая владимирская порода тяжеловозов, которая прекрасно адаптировалась в суровых русских условиях. И по сей день в родословных владимирских тяжеловозов можно увидеть клички их английских предков.

Автор одной из книг по коневодству отмечает, что большое внимание нужно обращать на характеристики кобылы, подбираемой для шайрского жеребца. Если она недостаточных размеров и плохих физических показателей, при условиях не лучшего корма для жеребёнка, потомство может получиться недостойным.

Племкнига

Родоначальником линии шайрской породы следует считать «жеребца из Пэкингтона». Именно его кличка чаще всего упоминается в начале длинных родословных, имеющихся на сегодняшний день. Дело в том, что племенная книга шайров была основана лишь в конце 19 века, что не даёт нам возможность отследить более ранних предков. Сейчас она имеет трехъярусную структуры с подразделениями на главную группу и две дополнительные группы А и В.

В подгруппу А входят кобылы, произведённые от официально зарегистрированных жеребцов и незарегистрированных маток. Если такая кобыла будет скрещена со знатным жеребцом с родословной, то их потомок женского пола попадает в группу В. И если такую кобылу из группы В покрыть официально зарегистрированным жеребцом, она оказывается по главной линии родословной. То есть, считается чистокровной. Перед внесением всех особей в племенную книгу введён строгий регламент по сдаче крови на отцовство или генетические анализы, популярные в последнее время.

Сфера применения

Лошади Шайры могут помогать людям в полях, и их зачастую можно увидеть, везущими возы пивоварского типа или запряженными в карету. Естественно, они и множество конных выставок украшают, как прекрасные образцы красоты. А, каким образом ощущает себя всадник, верхом на подобной лошадке? Отзывы говорят о том, что наездники ощущают себя невероятно удобно, словно сидят на мягоньком диване. И еще у большинства тяжеловозов, невероятно мягкие аллюры.

Мягкий аллюр

Однако поднять в галоп данных красавцев, слишком уж сложно. Собственно, как и остановить впоследствии этого действа. И этот факт нужно обязательно учитывать. В том случае, если наездник не слишком уверен в собственных способностях, связанных с управлением лошадкой, лучше всего будет не разгонять это мощное животное!

Современное положение

На сегодняшний день шайрские лошади – постоянные участники конкурсов и выставок. Они и поныне показывают потрясающие результаты по выносливости и радуют глаз зрителя завидной физической формой. До сих пор «большие» лошади поставляются во многие страны мира и не теряют своей значимости.