» » Речевые игры на тему «Зима. Речевые игры для средней группы по темам «Зима», «Новый год», «Зимние забавы», «Посуда Дидактические игры средняя группа зима

Речевые игры на тему «Зима. Речевые игры для средней группы по темам «Зима», «Новый год», «Зимние забавы», «Посуда Дидактические игры средняя группа зима

Галина Выхрыстюк
Речевые игры на тему «Зима»

Задание 1. Родителям рекомендуется выяснить знает ли ребенок, какое время года наступило. Может ли перечислить зимние приметы. Например, На улице мороз, земля покрыта снегом. Снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов. Водоемы покрыты льдом. Люди надевают теплую зимнюю одежду. Дети катаются на санках, лыжах и коньках. Прилетели снегири и т. д. Задание 2. Называть зимние месяцы. Какой первый зимний месяц?Какой последний? Какой месяц перед январем? Какой месяц между декабрем и февралем? и т. д.

Задание 3.«Объясни словечко» (образование сложных слов) :А) Из каких слов образованы слова? «гололед» , снегопад»,«снегокат» , «снегоход» .Б) Уточнить у ребенка значение слов «метель» , вьюга».

Задание 4. «Подбери признак» (подбирать как можно больше прилагательных к существительным) Зима (какая) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная. Снег (какой) –белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный. Снежинки (какие) –белые,легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие. Сосулька (какая) –твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая. Лед (какой) –гладкий, блестящий, холодный, твердый. Погода (какая) .

Задание 5. «Подбери действие» (подбирать глаголы к существительным. Снежинки зимой (что делают) . Лед на солнце (что делает) . Мороз (что делает) . Метель (что делает) . Задание 6. Игра «Назови ласково» .Снег -снежок. Лед -. Зима - . Мороз -. Метель -. Солнце -.

Задание 7. «Посчитай» (согласование числительного с существительным) Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок. (Аналогично : снеговик, сосулька, горка, сугроб и т. д.)

Задание 8. «А что вчера?» (употребление глаголов в прошедшем времени) Сегодня снег блестит, а вчера. (блестел) Сегодня снег падает, а вчера. Сегодня лед сверкает, а вчера. Сегодня снег хрустит, а вчера. Сегодня снег ложится, а вчера. Сегодня снег кружится, а вчера.

Задание 9. Игра «Из чего -какой?» (образование прилгательных) Горка из снега (какая) -снежная. Дорожка изо льда (какая) -. Погода с морозом (какая) -. Задание 10. Игра «Скажи наоборот» .Летом дни жаркие, а зимой -холодные. Летом небо светлое, а зимой -. Летом день длинный, а зимой -. Летом солнце светит ярко, а зимой -. Весной лед на реке тонкий, а зимой -. Снег мягкий, а лед. -. Одни сосульки длинные, а другие -. Задание 11. Загадки на зимнюю тематику. Кто, угадай-ка,С неба все скользят пушинки -Седая хозяйка :Серебристые. (снежинки) Тряхнет перинки –Над миром пушинки. (зима ) Рыбам зиму жить тепло :На снегу то, посмотри,Крыша –толстое стекло. С красной грудкой. (снегири (лед) Что растет вниз головой?Не огонь, а жжётся (мороз (сосулька) Начинает календарьОн пушистый, серебристый,Месяц с именем. (январь) Но рукой его не тронь :Станет капелькою чистой,Как поймаешь на ладонь. (снег)

Публикации по теме:

Игровое пособие представляет собой серию кубиков разной величин, на гранях которых различные символы для дидактических упражнений. Игровое.

.

Что нам стоит дом построить? Речевые игры по словообразованию. 1. «Назови дом, в которой 1,2,3,4,5 и много этажей». (Образование сложных прилагательных). Дом с одним этажом – какой? - одноэтажный дом.

1. «Из чего – какой?» (Словообразование относительных прилагательных). Мишка из плюша – плюшевый мячик из кожи – кожаный домик из пластмассы.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» Часто бывает, что по дороге в детский сад невыспавшиеся дошкольники начинают капризничать, в ответ на это родители нередко начинают нервничать.

Светлана Казьмина
Картотека дидактических игр по развитию речи по теме «Зима» для старшей группы

1. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?» .Цель : учить подбирать определения к предмету, явлению.Игровое правило : педагог (возможно дети) называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.Например : Белка – пушистая, рыжая, шустрая, маленькая, красивая…. Пальто – теплое, зимнее, новое, длинное, короткое, синее… Снег – холодный, белый, пушистый, легкий, рассыпчатый, липкий и т. д.

2. Дидактическая игра «Какое что бывает?» .Цель : учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.Игровое правило : воспитатель предлагает детям рассказать Незнайке, что бывает…Например : новым – шуба, валенки, шапка, пальто…; зимним - день, утро, вечер, лес, погода, одежда, обувь…; пушистым – снег, белка, лиса, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф…; холодным – чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима , комната, перчатки, мороженое, сосулька, компот…; белым - снег, молоко и т. д.

3. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету» .Цель Игровое правило : воспитатель предлагает детям ответить на вопросы какая, какой, какие?Например : зима (какая) – белоснежная, белая, морозная, суровая, снежная, лютая, студёная, холодная, ветреная, нарядная, сказочная, чудесная, блестящая; лёд (какой) – прозрачный, крепкий, тонкий, гладкий, скользкий, холодный, хрупкий…; лыжи (какие) – деревянные, красивые, гладкие, скользкие и т. д.

4. Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку» .Цель : учить согласовывать прилагательные с существительными.Игровое правило : воспитатель предлагает детям назвать предмет подходящий к слову…Например : снежный – ком, дом, колобок, вихрь…; снежная – баба, постройка, полоса, дорога…; снежные - заносы, постройки, дома, кучи…; снежное – поле и т. д.

5. Дидактическая игра «Что лишнее?» .Цель : закреплять знание признаков разных времён года, учить чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание .Игровое парвило :воспитатель называет время года : «Зима » . Затем называет признаки разных времён года (день стал коротким, а ночь длинной, птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишние признаки и объясняют свой выбор.

6. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом) .Цель : развивать речь , память, мышление, быстроту реакции.Игровое правило : воспитатель произносит словосочетание и бросает мяч, а ребёнок должен быстро ответить : иней летом – (не бывает) ; снег зимой – (бывает) ; мороз летом – (не бывает) ; капель летом – (не бывает) ; лёд зимой замерзает –(бывает) ; летом дети делают кормушки птицам – (не бывает) ; зимой текут ручейки – (не бывает) зимой носим сарафаны – (не бывает) ; и т. д.

7. Дидактическая игра «Придумай сам» .Цель : учить детей составлять предложения с заданным количеством слов.Игровое правило :воспитатель предлагает детям опорные слова : снег, снежинки, снегопад, мороз. Воспитатель просит детей составить предложении е из 4, 5, 6 слов. Ребёнок первым составивший предложение получает фишку.Например : В ноябре выпал первый пушистый снег. Белые пушинки в воздухе кружатся. Уже несколько дней на улице снегопад. Трескучий мороз не позволяет детям гулять.

8. Дидактическая игра «Когда это бывает?» .Цель : уточнить и углубить знания детей о временах года.Игровое правило : воспитатель называет время года (зима ) и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку следующему и т. д.

9. Дидактическая игра «Кто больше знает слов» .Цель : найти и назвать слова со звуком [c] в начале слова по теме «Зима » .Игровое правило : воспитатель предлагает детям осмотреться и назвать предметы на звук [c], потому что с этого звука начинается слово «снег» .Например : снег, снеговик, снежинка, санки, снегопад, снегоход, салазки, Снегурочка и т. д.

10. Дидактическая игра «Времена года» .Цель : развивать внимание , мышление и речь.Игровое правило : воспитатель называет приметы какого-либо времени года (зима , весна, лето, осень) .Дети по приметам определяют и называют время года.

11. Дидактическая игра «Когда это бывает?» .Цель : закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки; развивать связную речь , внимание, находчивость, выдержку.Игровое правило : воспитатель даёт описательный рассказ одного из времён года, дети его называют.

12. Дидактическая игра «Слова – родственники» .Цель : упражнять в подборе однокоренных слов.Игровое правило : воспитатель называет слово (снеговик, дети подбирают однокоренные слова.

13. Дидактическая игра «Придумай предложение» .Цель : развивать связную речь , умение правильно построить распространённое предложение.Игровое правило : воспитатель называет слово (зима ) . дети придумывают предложение с заданным словом.

14. Дидактическая игра «Назови ласково» .Цель : учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.Игровое правило : воспитатель предлагает детям подобрать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами к заданным словам на тему «Зимняя одежда» , «Зима » .Например : шуба – (шубка) ; снег – (снежок) ; шапка – (шапочка) ; мороз – (морозец) ; горка – (горочка) и т. д.

15. Дидактическая игра «Назови одним словом» .Цель : закрепить обобщающие слова на тему «Зимняя одежда» , «Зимняя обувь» .Игровое правило : воспитатель показывает картинки на тему «Зимняя одежда» , «Зимняя обувь» , дети называют обобщающие слова к предложенным картинкам .

16. Дидактическая игра «Закончи предложение» .Цель : учить составлять распространённые предложения.Игровое правило : воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают.Например : Вот какого замечательного мы слепили… (снеговика) . На нашем участке стоит… (весёлый снеговик) .

17. Дидактическая игра со снежком «Подбери слово» .Цель : учить подбирать слова к заданным.Игровое правило : воспитатель задаёт слово, а дети подбирают слова характеризующие заданное слово.Например : снег (какой) белый, пушистый, легкий, искристый, холодный, блестящий и т. д. ; шуба (какая) теплая, меховая, пушистая и т. д. ; лыжи (какие) деревянные, пластиковые, легкие, длинные и т. д. ; настроение (какое) весёлое, грустное, радостное и т. д.

18. Дидактическая игра «Составь из слов каждой строчки предложение» .Цель : учить составлять предложения.Игровое правило : воспитатель озвучивает слова, в дети должны составить предложение.Например : пушистый, накрыл, деревья, снег; макушке, снежная, на, сосны, шапка и т. д.

19. Дидактическая игра с мячом «Один – много» .Цель : учить образовывать слова во множественном числе.Игровое правило : воспитатель задаёт вопрос, бросая мяч ребёнку. Ребёнок отвечает, возвращая мяч обратно.Например : Одни варежки, а много? (Много варежек) . Одно пальто, а много? (Много пальто) . Один комбинезон, а много? (Много комбинезонов) . Одни валенки, а много? (Много валенок) . Одна шуба, а много? (Много шуб) . Одни колготки, а много? (Много колготок) . Одна шапка, а много? (Много шапок) . Один пуховик, а много? (Много пуховиков) . Один шарф, а много? (Много шарфов) .

20. Дидактическая игра «Скажи наоборот» .Цель : учить образовывать антонимы.Игровое правило : воспитатель называет словосочетание, а ребёнок называет противоположное.Например : теплое утро – (холодное утро) ; холодный ветер – (теплый ветер) ; пасмурный день – (ясный день) ; большой сугроб – (маленький сугроб) ; толстый лёд – (тонкий лёд) .

21. Дидактическая игра «Дай ответ – чего нет?» .Цель : учить использовать в речи родительный падеж .Игровое правило : воспитатель спрашивает – ребёнок отвечает.Например : Есть снег. А чего нет? (Нет снега) . Есть шапка. А чего нет? (Нет шапки) . Есть вьюга. А чего нет? (Нет вьюги) . Есть варежки. А чего нет? (Нет варежек) . Есть метель. А чего нет? (Нет метели) . Есть валенки. А чего нет? (Нет валенок) . Есть сугроб. А чего нет? (Нет сугроба) . Есть шуба. А чего нет? (Нет шубы) . Есть лёд. А чего нет? (Нет льда) . Есть сапоги. А чего нет? (Нет сапог) .

22. Дидактическая игра «Составь рассказ о зиме с помощью таблицы-помощницы» .Цель : учить составлять рассказ с помощью плана (таблицы-помощницы) .Игровое правило : воспитатель предлагает детям план рассказа-описания о зиме.

Солнце. (Имеется в виду, как в это время года солнце греет и освещает землю) .

Небо. (Имеется в виду,какое в это время года небо : пасмурное, ясное, хмурое, облачное и т. д.).

Земля. (Как выглядит, чем покрыта земля в это время года) .

Деревья. (Описать внешний вид деревьев в это время года) .

Изменения в жизни зверей.

Изменения в жизни птиц.

Одежда и обувь людей.

Занятия людей в это время года.

Игры детей в данное время года.

23. Дидактическая игра «Подбери много слов-действий» .Цель : учить подбирать к слова-признаки.Игровое правило : воспитатель предлагает детям подобрать как можно больше слов-признаков к нарисованным предметам.Например : солнце – (греет, светит, печёт, поднимается, опускается и т. д.) ; снежинка – (кружится, летает, тает, падает и т. д.) ; заяц – (бегает, прыгает, прячется, боится, торопится, грызёт, спасается и т. д.); снегирь – (летает, клюёт, сидит, наблюдает, выводит птенцов и т. д.) .

24. Дидактическая игра с мячом «Назови ласково» .Цель : учить образовывать слова в ласковой форме.Игровое правило : воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку, тот, соответственно, называет слово в ласковой форме и бросает мяч обратно.Например : зама- (зимушка) ; снег – (снежочек) ; снежинка – (снежиночка) ; лёд- (ледок) ; ветер – (ветерок) ; шапка – (шапочка) ; шуба – (шубка) ; сапоги – (сапожки) ; валенки – (валеночки) ; свитер- (свитерочек) ; брюки – (брючки) ; варежки – (варежечки) ; шарф – (шарфик) и т. д.

25. Дидактическая игра «Подбирай, называй, запоминай» .Цель : учить подбирать определения и глаголы к существительным.Игровое правило : воспитатель произносит слово, а ребёнок (какая, какое? какие) .Например : зима (какая) – холодная, суровая, морозная, снежная, вьюжная, долгая (нудная) и т. д. ; снег (какой) - …; снежинки (какие) - …; лёд (какой) - …; пода (какая) - …4 день (какой) - …; мороз (какой) - …; снежинки зимой (что делают) – падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают и т. д. ; лёд на солнце (что делает) - …; мороз (что делает) - …; дети зимой (что делают) - … и т. д.

26. Дидактическая игра «Сколько их?» .Цель : учить согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже.Игровое правило : воспитатель называет числительное с существительным, а дети продолжают.Например : одна снежинка – (две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок, шесть снежинок и т. д.); один снеговик - …; одна сосулька - …; один сугроб - …; один снежок - …; одна горка - …одна льдинка - … и т. д.

27. Дидактическая игра «Закончи предложение» .Цель : учить составлять сложные предложения со значением противопоставления.Игровое правило : воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают и повторяют предложение полностью.Например : Зимой бывает снегопад, а осенью (листопад) ; зимой бывает снег, а летом …; зимой снег падает, а летом …; зимой катаются на санках, а летом … и т. д.

28. Дидактическая игра «Ко что делает?» .Цель : учить подбирать имена существительные к названным действиям.Игровое правило : воспитатель произносит предложение и просит ребёнка исправить ошибку.Например : Девочка спит в берлоге. (Медведь) . Мама зимой по лесу бегает. (Заяц) . Бабушка расстелила по земле большой снежный ковёр и спрятала под ним от мороза зверей. (Зима ) . Детки прилетели к нам зимой во двор. (Птицы) . Дедушка катается зимой с горки на санках. (Ребёнок) .

29. Дидактическая игра «Лишнее слово» .Цель : способствовать развитию слухового внимания , обогащению словаря и уточнению значения слов.Игровое правило : воспитатель произносит слова, а ребёнок должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.Например : шуба, сапоги, юбка, свитер, брюки. (сапоги – обувь) ; зима , весна, лето, осень, ноябрь. (ноябрь – месяц) ; белка, заяц, медведь, синица, ёж. (синица – птица) ; шуба, шарф, панама, варежки, шапка-ушанка. (панама - носят летом) .

30. Дидактическая игра «Как?» .Цель : учить детей давать качественную оценку действий, отвечаю на вопрос как?Игровое правило : воспитатель предлагает детям продолжить фразу.Например : Самолёт летит быстро, а воробей – (медленно) . Санки по полю едут медленно, а с горы – (быстро) . Птицы летом поют много, а зимой – (мало) . Животным летом в лесу хорошо, а зимой – (плохо) . Ёжику в норке тепло, а зайцы под кустом – (холодно) . Летом в лесу корма много, а зимой – (мало) .

Всем спасибо за внимание.

Дидактическая игра:

«ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА»

Выполнила: Гридневская Е.В.,

МДОБУ детский сад №23 «Солнышко»

г. Белорецк Республики Башкортостан

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания бывают неполные. Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему используют дидактические игры.

Дидактическая игра - это бесценный источник знаний для детей. Ребенок учится сравнивать, находить закономерности. У него развивается память, наблюдательность, связная речь, интерес к окружающему миру. Изучение времен года - одно из направлений формирования временных представлений у детей.

Дидактическая игра «Четыре времени года» знакомит ребенка с изменениями, происходящими в природе и жизни людей в разное время года. Рекомендуется данная игра с младшего дошкольного возраста. Игра может использоваться на подгрупповых и индивидуальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на коррекционных занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Цель игры: Формирование представлений у детей о временах года, о цикличности природных явлений, развитие познавательного интереса.

Описание игры

Дидактическая игра «Четыре времени года» состоит из набора карточек, которые отражают изменения в природе и жизни человека в разное время года и четырёх плоскостных кукол, которые соответственно обозначают четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Карточки можно использовать как в работе за столом, так и на магнитной доске. Изображения на карточках отражают основные особенности сезонов: «погода», «растительный мир», «животный мир», «деятельность человека», «явления природы».

Варианты игры

Дидактическая игра "Приметы зимы"

(старший дошкольный возраст)

Задачи: обогащать знания детей о приметах зимы, обучать составлению сложноподчиненных предложений с союзом потому что.

Ход игры:

Воспитатель спрашивает: "Какое сейчас время года? Почему вы думаете, что сейчас зима. Назовите приметы зимы". Дети по очереди называют приметы зимы и выставляют на доску соответствующую карточку с изображением названной приметы, составляя предложение. Например: "Я думаю, что сейчас зима, потому что идет снег".

Дидактическая игра « Составь рассказ о весне»

(старший дошкольный возраст)

Задачи: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.

Ход игры:

На доске выставляются карточки, которые соответствуют признакам весны, воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ о весне. Сначала воспитатель даёт примерный образец рассказа.

Дидактическая игра « Четыре времени года»

(старший дошкольный возраст)

Задачи: закрепить знания детей о последовательности времён года.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выставить последовательно на магнитной доске кукол, обозначающих времена года. Воспитатель зачитывает рассказ «Четыре сестры» (автор Елена Глызь):

«Жили - были четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето и Осень, четыре родных дочери Матери-Природы. Каждая из них была по-своему прекрасна.

Зима была самой гордой из сестер. У нее были длинные белые волосы, которые расчесывала вьюга, а белое платье ее было расшито хрустальными снежинками. Она была прекрасна, как ледяная статуя, и горда тем, что великолепнее её не было во всём свете.

Весна же была совсем не похожа на свою старшую сестру. Она была так юна, что всё вокруг неё расцветало. Она украшала своё ярко- зеленое платье цветами, а в волосы вплетала южный тёплый ветер и пела вместе с птицами.

Весёлой и ласковой была сестрица Лето. Она согревала всех своим теплом, светом и яркими красками.

Самой печальной из всех сестёр была Осень. Она часто грустила, глядя своими синими глазами в небо, и часто плакала, посылая на землю дождь».

Дидактическая игра "Когда это бывает?

(старший дошкольный возраст)

Задачи: уточнить представления детей о временах года: лето, осень, зима, весна; вспомнить признаки этих времен года, находить признаки этих времён года на карточках.

Ход игры:

На доске прикреплены куклы, обозначающие времена года. Детям раздаются

карточки с изображением людей, животных, деревьев в разные сезоны. Дети

должны разложить карточки соответственно времени года и рассказать, почему они так сделали.

Дидактическая игра "Какое время года?"

(старший дошкольный возраст)

Задачи: учить детей соотносить описание природы в загадках с определением времени года; развивать слуховое внимание;

с помощь поэтического слова, показать красоту различных времен года,

разнообразие сезонных явлений.

Ход игры:

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети отгадывают и показывают соответственно ту куклу, которая подходит к данному времени года, например:

Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пёстрый.

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сёстры. (Зима, Весна, лето, Осень)

Тётушка крутая, белая, седая,
В мешке стужу везёт,
На земле холод трясёт. (Зима)

Кто, угадай-ка? Седая хозяйка,

Тряхнёт перинки, над миром пушинки. (Зима)

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)

Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня... (Весна)

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я... (Осень)

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я... (Лето)

Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Как зовётся время это?
Угадать нетрудно …(Лето)

Солнце печёт, липа цветёт,

Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)

Дидактическое упражнение "Подбери признаки"

(старший дошкольный возраст)

Задачи: уточнить признаки зимы и лета, закрепить навыки подбора описательных признаков времён года.

Ход игры:

На доске выставлены куклы: Зима и Лето. Дети

делятся на две команды. Им

предлагается назвать признаки зимы и лета поочерёдно. За каждый правильный

ответ команда получает фишку. Выигрывает та

команда, которая больше назовет признаков.

Дидактическая игра «В гости к нам пришла весна» (младший дошкольный возраст)

Задачи: обогащать знания детей о приметах весны, расширять словарный запас словами «капель», «проталина», «скворечник», «подснежник».

Ход игры: Воспитатель в игровой форме вносит в группу куклу Весна и рассказывает детям о приметах весны, выставляя на магнитную доску картинки с изображением примет весны. После рассказа, воспитатель задаёт детям вопросы, которые помогут закрепить знания детей.

Дидактическая игра "Бывает - не бывает"

(старший дошкольный возраст)

Задачи:

Обучать составлению и использованию в речи сложноподчиненных предложений с союзом так как, активизировать и обогащать словарь детей.

Ход игры: Воспитатель рассказывает о каком- либо

времени года и выкладывает на стол картинки с

изображением примет. И по ходу рассказа допускает

ошибки. Дети должны их исправлять, объясняя

свой выбор.

Список литературы

Е.А. Пономарёва, С.А.Иванова

«Изменения в природе: времена года. Наглядно- дидактический материал для детей дошкольного возраста».

О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова

«Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет». Москва 2005 год.

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Зима»

Цели:

Активизировать словарь детей по теме.
Продолжать учить детей определять и называть цвет предмета.
Формировать умение сравнивать предметы по величине.
Закрепить знания о геометрических фигурах, цифрах «1»,«2» и «3», учить считать, соотносить цифру и количество.
Учить детей определять форму предмета, находить середину предмета. Определять место предмета в пространстве.
Совершенствовать навыки лепки, ручного труда, рисования.
Упражнять в умении согласовывать слова и движения.
Развивать мышление, наблюдательность, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Сюжетная картина «Зима».
Цветные силуэтные игрушки, их изображение на листе бумаги.
Вырезанная из картона туча с привязанными к ней двумя снежинками.
Варежки разного цвета, цветные вагончики разного цвета.
Салфетки белого цвета.
Пластиковые тарелочки с цифрами «1» и «2».
Картинка фон, пластилин белого цвета.
Картинки-фоны с изображением деревьев и пенька в виде геометрических фигур, две силуэтные картинки тучек с изображением трех и множества снежинок.
Картинка-фон с изображением дорожки, клей ПВА, песок.
Серебристая проволока.
Картинки-заготовки с изображением зимнего пейзажа с деревом без снега, клей, вата.
Снег в тарелочках.
Аудиозаписи: «Вот так холод!».

Ход занятия:

Рассматривание картины «Зима»

Ребята, посмотрите на эту картину. Что нарисовано, расскажите.

Чтение отрывка из стихотворения «Белые стихи» С. Михалкова

Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек.

Дидактическая игра «Елочные игрушки»

Зимой мы встречаем Новый год, самый сказочный праздник. Вы любите этот праздник? На Новый год мы наряжали елочку. А теперь пришло время снять игрушки с елки и сложить в коробку.

(Дети накладывают цветные силуэтные игрушки сверху на их изображение на листе бумаги).

Дыхательное упражнение «Снежная туча»

Из снежной тучи падают снежинки. Сосчитайте, сколько их? А теперь подуйте на снежинки, чтобы они полетели.

Дидактическая игра «Все засыпал снег»

Покажите дерево, похожее на круг (треугольник, овал).

Перед вами две снежные тучи.

(Тучи вырезаются воспитателем и раздаются детям по две).

Положите на картинку тучку, в которой мало снежинок. Сосчитайте, сколько снежинок в этой тучке? Три снежинки. А теперь положите на картинку другую тучку, в которой много снежинок.
Из снежных туч пошел снег и укрыл всю землю. Накройте деревья снегом - подходящими геометрическими фигурами белого цвета.

Пальчиковое рисование «Снежинки»

Дети оставляют отпечаток подушечки пальца в центре каждой снежинки.

Ручной труд «Снежное дерево»

Будьте внимательны, сначала намажьте ветки дерева клеем, а затем отрывайте кусочки ваты и прикладывайте к веткам дерева.

Исследовательская деятельность «Снег-вода»

А теперь, дети, покажите свои ладошки. Приложите их к щечкам. Какие ладошки - холодные или теплые? Ладошки теплые. Что лежит у вас на тарелочках? Снег. Потрогайте его пальчиками. Какой снег? Холодный. А какого цвета снег? Белого цвета. Положите немного снега на теплую ладонь. Что происходит со снегом? Он тает. Что вы видите у себя на ладошке? Воду. Снег растаял на теплой ладошке и стал водой.

Динамическая пауза «Мы во двор пошли гулять»

Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
(Ходьба на месте)

Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комов)

Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались.
(Присесть, встать)

А еще в снегу валялись.
(Сесть на пол)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхиваться)

Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

Дидактическая игра «Подбери варежки по цвету»

Играть со снегом нужно в варежках, иначе наши ручки быстро замерзнут. Подберите пару своей варежке. А теперь разложите свои варежки в вагончики такого же цвета.

Пальчиковая гимнастика «Мы снежок слепили»

Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили
(Дети «лепят»)

Круглый, крепкий, очень гладкий
(Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.
(Грозят пальчиком)

Раз - подбросим,
(Подбрасывают)

Два - поймаем,
(Ловят)

Три - уроним
(Роняют)

И... сломаем.
(Топают)

Ручной труд «Снежки»

Дети скатывают снежок из смятых салфеток белого цвета.

Дидактическое упражнение «Положи снежок»

Сколько снежков слепил каждый из вас? Один снежок. А теперь положите свой один снежок на тарелочку с цифрой «1». А сколько снежков нужно слепить и положить на тарелочку с цифрой «2»? Два снежка.

Лепка «На деревья, на лужок тихо падает снежок»

Дети налепляют круглые кусочки белого пластилина на цветной фон. Сверху на пластилин прикладываются снежинки, дети придавливают их к работе.

Эстафета «Перенеси снежок» и метание в цель

Дети со снежком в руках проходят по скамейке, дорожке, переступают через препятствия.
Затем детям предлагается попасть снежком в цель (сундук, обруч или т.п.)

Упражнение «Сосулька»

Дети делают сосульку, складывая пополам серебристую проволоку.

Ручной труд «Посыпь песком скользкую дорожку»

Зимой нужно быть очень осторожным, ведь на улице может быть скользкий лёд. Вот эта дорожка очень скользкая, потому что покрыта льдом. Чтобы не подскользнуться и не упасть на лёд, его присыпают сверху песком. Намажьте дорожку клеем и посыпьте сверху песком. Теперь ваши дорожки не будут скользкими.

Музыкально-ритмическое упражнение «Вот так холод»

Дети выполняют движения под музыку соответственно тексту песни.

Ольга Медвецкая
Тематическая подборка игр и упражнений в старшей группе «Зима»

Тема : Тематическая подборка игр и упражнений в старшей группе на тему «Зима»

Цели : создание условий для представления основных признаков зимы

Задачи :

Обогатить словарь по теме «Зима»;

Развивать творческое воображение, способность видеть основные признаки зимней природы;

Выражать свои впечатления в детском творчестве;

Ход занятия :

Рассматривание картин на тему зимы.

О чём рассказывают вам эти картинки? О том, что пришла зимушка – зима.

В это время года на окнах появляются причудливые узоры, которые нарисовал невидимый художник. А знаете, ребята, как его зовут? Правильно… «мороз».

Он прокрадывается в дома лишь ночью, когда все спят и начинает творить чудеса, а когда утром люди просыпаются, то они начинают радоваться изящным рисункам на окнах.

1. Народные загадки:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути.

(Снег)

Он всегда

На что-то злится

И всегда, когда сердит,

Детворе румянит лица,

А всех старых молодит.

(Мороз)

Что за звёздочка такая

На пальто и на платке -

Вся сквозная, вырезная,

А возьмёшь - вода в руке?

(Снежинка)

Зима на крыши серые

Бросает семена -

Растит морковки белые

Под крышами она.

(Сосулька)

Посмотри-ка: это кто

На морозе без пальто?

Нос оранжевый замёрз,

А ему смешно до слёз!

(Снеговик)

Кто зимой метёт и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель,

Завывает словно зверь?

(Метель)

2. Подвижная игра:

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковёр (проводится разминка под музыкальное сопровождение).

За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.)

Стали белыми дом. (Складывают руки над головой в виде крыши)

Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)

Дворник улицы метёт. (Покачивают прямыми руками влево - вправо.)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)

Пишем на катке круги (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)

Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)

И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)

3. Дидактическая игра «Скажи: Какая? Какой? Какие?».

Зима (какая) – (холодная, суровая, снежная, метельная и др.)

Снежинки (какие) – (белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)

Снег (какой) – … (холодный, мягкий, липкий, легкий и др.)

Сосульки (какие) - … (острые, прозрачные, хрупкие,опасные)

Метель (какая) - (злая, завывающая, колючая)

Ёлочка (какая) - … (нарядная, изящная, стройная, зелёная)

4. Игра «Это верно или нет?»

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ о зиме. Условие игры: если дети услышат то, чего не может быть, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Нет, нет, нет!»

Зимой дни короткие, а ночи длинные.

Зимой дни длинные, а ночи короткие. (Хлопаем.)

Зимой всегда жарко. (Хлопаем.)

Зимой холодно и морозно.

Зимой очень часто идёт дождь. (Хлопаем.)

Зимой очень часто идёт снег.

Зимой ходят в сандалиях и панамах. (Хлопаем.)

Зимой ходят в тёплых куртках и шубах, шапках, сапогах.

5. Игра «Кто зимой спит?»

Воспитатель называет разных животных. Если зимой животное спит (впадает в спячку, дети приседают и кладут руки под щёчку, а если не спит, продолжают стоять. Например: заяц (стоят, медведь (приседают, ёж (приседают, лиса (стоят, волк (стоят, кабан (стоят, лягушка (приседают, синица (стоят, муха (приседают).

6. Игра «Снегурочка»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

Мы не ели и не пили,

(Качаем головой.)

Мы Снегурочку лепили.

Мы слепили ножки –

Бегать по дорожке.

Ушки, щёчки мы слепили

И про ручки не забыли.

Золотой кокошник,

Платье до сапожек.

(Наклоняемся.)

7. Конструирование «Ёлочка»

Вот эта фигура называется «треугольник». Приложите треугольники подходящего размера к картинке и у вас получится елочка. Самый большой треугольник выложите внизу, сверху на большой треугольник выложите треугольник поменьше, а на самом верху положите треугольник самый маленький. Что у вас получилось? Ёлочка. Сколько треугольников мы взяли, чтобы сделать елочку? Три треугольника.

8. Пальчиковое рисование «Ёлочка зелёная»

Воспитатель выдаёт детям картинки Ёлочки, ребята закрашивают зелёной краской силуэт ёлочки.

Итог занятия:

Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;

владеют расширенным словарным запасом;

имеют представление о природе родного края;

выставка творческих работ детей;

Публикации по теме:

Фотоотчет. Тематическая неделя в старшей группе «Кем быть» с 10 октября по 14 октября 2016 г. Воспитатель Сайтакова И. И. Цель: - знакомить.

Тематическая прогулка-событие в старшей логопедической группе «Птицы осенью. Синичкин день» План – конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей логопедической группе. Тематическая.

Перспективное планирование проведения упражнений и подвижных игр во второй группе раннего возраста. Зима, весна ЯНВАРЬ 1 неделя Тема:«Зимние забавы» 1. Подвижная игра:«Снежная королева» 2. Малоподвижная игра:«Метелица» 3. Подвижная игра с речевым.

Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Если у ребёнка хорошо развито внимание, то он следит за обстановкой.

Вокальная работа с детьми дошкольного возраста (подборка упражнений) 1. Дикция и артикуляция. В вокальной работе с детьми дошкольного.

Тематическая неделя «Путешествие в страну Цветов» в старшей группе. Цель: формирование знаний о многообразии мира цветов. Задачи: Обобщать знания детей о цветах, воспитывать бережное отношение к ним. Организация.

Тематическая неделя в старшей группе «Безопасный мир» с 12-16 сентября 2016 г. Цель: - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Тематическая неделя в старшей группе «Летят перелетные птицы» с 19 - по23 сентября 2016 г. Цель: - формирование обобщенных представлений.

Тематическая неделя в старшей группе «Закружился листопад» с 12-16 сентября 2016 г. Цель: закреплять знания о временах года, последовательности.

Тематическая подборка упражнений и игр по лексическим темам. Дидактические игры для детей 5-7 лет