» » Знание — Сила? В чём Превосходство Одних Людей над Другими? Знание есть сила, сила есть знание (Бэкон) Знание сила кто сказал философия

Знание — Сила? В чём Превосходство Одних Людей над Другими? Знание есть сила, сила есть знание (Бэкон) Знание сила кто сказал философия
Платон и Бэкон: спор через века. Величайший парадокс феномена знания состоит в том, что, будучи по своей природе, по своей сущности идеальным, оно в наше время превратилось в могучую материальную силу, экономическую силу общества. Действительно, знания - это идеальный продукт. Они в непосредственном виде не поддаются чувственному восприятию, их нельзя ни потрогать, ни увидеть, ни услышать, но ими можно обладать. А тому, кто ими владеет, они придают могущество, не только интеллектуальное, но и материальное. Вывод вроде бы очевидный. Человечество же постигало эту, казалось бы, простую истину очень непросто и длительно.
В период становления капиталистических отношений в Европе знаменитый английский философ Фрэнсис Бэкон, живший на рубеже XVI-XVII вв., провозгласил: «Знание есть сила». Для нас сейчас такое высказывание является чем-то очень привычным и как бы само собой разумеющимся. В нашей стране уже несколько десятилетий издается всесоюзный молодежный журнал «Знание - сила».
Однако тогда, когда эта формула была провозглашена, она явилась принципиально новым словом в самом понимании целей познания, задач науки, сущности человеческого знания и его роли в обществе. Это был новаторский, революционный взгляд. Уверенно можно сказать, что предшественники Бэкона просто не смогли бы понять - как это так знание, невидимое, неслышимое, может стать «силой»? Чьей силой?

Дело в том, что античные мыслители совсем иначе смотрели на знание и его роль в обществе. Знание, например, для крупнейшего древнегреческого философа Платона - это прежде всего результат созерцания внешнего мира, дискуссий и бесед на высокие темы, одно из проявлений мудрости человека, элемент его духовного, внутреннего совершенства.
Платон, например, вообще не ставил вопроса о задачах преобразования природы на основе ее познания, не ставил вопроса и об облегчении труда людей и улучшении их жизни через познание и преобразование природы. Он связывал знание со способностями человека к правильной, целесообразной, нравственной жизни. Знания - в первую очередь источник мудрости и высокой нравственности и отдельного человека (разумеется, свободного человека, не раба), и целого государства.
А Фрэнсис Бэкон, английский философ, провозглашает, что «человек - это слуга и истолкователь природы. Он столько может сделать и познать, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может». И дальше: «Знание и могущество человека совпадают». Подлинная задача наук «не может быть другой, чем наделение человеческой жизни новыми открытиями и благами». Но, добавлял он с горечью, «подавляющее большинство людей науки ничего в этом не смыслят. Это большинство - только на- ставители и доктринеры, и лишь иногда случится, что мастер с более острым умом, желая славы, устремится к какому-либо новому открытию. Это он совершает почти с убытком для своего достояния».
Обратите внимание, как современно звучат слова Бэкона. А ведь они впервые были опубликованы в 1620 г., т. е. почти 370 лет назад. Бэкон призывал к новому мышлению для своего времени, обосновывал глубочайшую реформу наук, человеческого знания, кото-


рое должно строиться не на умозрительных дедукциях и не на божественном откровении, а на основе опытного исследования реальных вещей и процессов, на базе эксперимента.
Знание, наука и техника призваны наделять человеческую жизнь новыми открытиями и благами, облегчать и улучшать положение людей, а истина -
это дочь времени, а не авторитета - таково было его кредо. Идеи Бэкона стали одним из величайших интеллектуальных приобретений человечества.
Знание важно и ценно не только и не столько само по себе. А прежде всего потому, что оно может и должно быть воплощено, превращено в материальную силу. Оно должно служить человеку во всей его практической деятельности, в первую очередь по преобразованию природы, - такова философская, духовная предпосылка материально-преобразовательной практики людей, которая стала господствующей в Европе, а затем и в других частях света фактически начиная с Бэкона.
Невидимое, неслышимое, неосязаемое знание, оказалось, можно превратить в могучую материальную силу. Знание законов механики можно использовать в создании различного рода машин, начиная от парового котла, паровоза, парохода и кончая самыми современными машинами и станками. Знание законов электричества можно использовать в создании массы материальных предметов и вещей, облегчающих труд человека, дающих ему более комфортные условия жизни - электрический свет, электрические двигатели, всевозможные приборы и в быту, и на производстве* Знание химических законов позволило даже создавать такие материалы, которые не встречаются в природе в естественном виде, материалы с заранее заданными, желаемыми свойствами, - всевозможные пластические массы и т. д.
Короче говоря, все развитие науки, техники, промышленности в последующие века послужило прекрасной иллюстрацией этой бэконовской идеи о том, что знание может и должно превращаться в материальную силу.
Овеществленная сила знания. Однако наиболее всесторонне, глубоко и последовательно производи
тельную силу знания раскрыли К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Очень показательны в этом отношении прежде всего взгляды К. Маркса.
Обобщая опыт осуществления промышленной революции в Европе конца XVIII - начала XIX столетия и прогнозируя дальнейшие тенденции научно-технического и экономического развития, К. Маркс сформулировал идею о том, что знание в развивающемся индустриальном, промышленном обществе становится производительной силой. Формула Бэкона о том, что знание есть сила, носила больше мировоззренческий, общефилософский характер. Маркс же ставит вопрос прежде всего как экономист, исследуя основные факторы капиталистического процесса производства. К. Маркс писал: «Природа не строит ни машин, ни локомотивов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа, ни сельфакторов и т. д. Все это - продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующей над природой, или человеческой деятельности в природе. Все это - созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знания». И далее он указывает, что развитие этих продуктов человеческого труда «является показателем того, до какой степени всеобщее общественное знание (Wissen, Knowledge) превратилось в непосредственную производительную силу...»
Прежде всего обратите внимание, что Маркс выбирает удивительно емкие, точные и одновременно нестандартные выражения. Вначале мысль его кажется очевидной. Машины, дороги, электричество, а мы бы сейчас добавили бы к этому перечислению еще очень многое - автомобили, различные станки, автоматы, авиация и т. д. - все это творения рук человека. Они являются как бы умножением физической силы человека, продолжением его рук, ног, всего его тела. Много
кратно увеличивают его производственные возможности, производительную силу его труда. Все это очень понятно и привь!чно.
Однако Маркс на этом не останавливается и высказывает целый ряд необычных, новаторских мыслей. Он говорит, что продукты человеческого труда - это овеществленная сила человеческого знания. Как же это надо понимать?
А все дело в том, что продукты труда человека - это не просто вещи, предметы, вообще нечто материальное. Это одновременно знание, как бы застывшее, если хотите, затвердевшее знание. В них овеществлена, материализована энергия знания, сила знания. Знание, овеществленное в машинах, в технике, технологии, становится материальной производительной силой. Оно воплощено в этой технике, «работает» в ней. И не только знание в буквальном смысле слова, но и практические умения человека, его воля, даже темперамент. Не случайно, Маркс подчеркивает, что продукты человеческого труда превращаются в органы человеческой воли.
Сколько же человеческого знания и воли (а не просто физических усилий, физического труда) сконцентрировано в любой машине - от паровоза до авиалайнера и космической ракеты! И чем больше их воплощено в технике, в технологии, тем более развитыми становятся производительные силы общества, тем более высок технический уровень производства, его эффективность. Нетрудно видеть, что в современных заводских автоматических линиях знанйЙ воплощено больше, чем в паровом котле Уатта и приводимых им в движение машинах, в современном океанском лайнере - больше, чем в паруснике, в авиалайнере - больше, чем в воздушном шаре, и т. д.
Одна из самых главных особенностей современной научно-технической революции и заключается в том,


что техника и технология все в большей степени зависят от суммы знаний, имеющихся в обществе, и от эффективности их овеществления, быстроты их перевода из головы работника в продукт труда.
Есть и еще одна сторона, на которую Маркс также обращает внимание. Знание воплощается во всем, что человек создает своим трудом. Но прежде всего
оно воплощается в самом человеке. И как бы оно ни материализовалось в продуктах труда, оно неотделимо от человека как от своей первоосновы. Здесь мы видим одно из ярких проявлений того замечательного свойства любого знания, о котором мы уже говорили: человек может сколько угодно отдавать свое знание другим людям или материализовать его в продуктах своего труда, но при этом запас его знаний никак не истощается. А может быть, в ряде случаев даже и несколько увеличивается: передавая знание другим людям, человек лучше осознает его, лучше понимает. Недаром научные работники нередко говорят, что лучший способ овладеть какой-либо научной дисциплиной - это преподавать ее студентам.
Следует особо задуматься над тем, что Маркс имеет в виду, когда говорит, что в непосредственную производительную силу превращается всеобщее общественное знание. Что значит - всеобщее общественное знание?
Очевидно, что Маркс не понимает под этим выражением знание об обществе. Общественное знание в данном случае это знание, общественно необходимое для создания того или иного предмета, машины, вещи и т. д. Производительная сила труда зависит в целом от уровня компетентности, сознательности, воли исполнителя, производственного опыта работника. И это относится ко всем профессиям, ко всем специальностям - к рабочему и сельскому труженику, крестьянину, инженеру и строителю, управляющему и ученому и т. д. Производительной силой обладает не только научное знание, но и практическое знание, вся сумма практических навыков и умений, которые используются работником в трудовом процессе.
Мысли К. Маркса о превращении всеобщего общественного знания, в том числе и науки, в непосредственную производительную силу составили целую эпоху
в понимании роли науки и техники в прогрессе современного общества. Они были поддержаны и развиты дальше Ф. Энгельсом и особенно В. И. Лениным. Исходя из их принципиальных установок, строится политика КПСС в области научно-технического прогресса, перевода всего народного хозяйства на рельсы интенсификации, ускорения социально-экономического развития страны.
Наука как производительная сила. Когда-то великий французский мыслитель Сен-Симон сказал: для Франции потеря пятидесяти ее лучших физиков, математиков, механиков и инженеров - цвета науки - означала бы остаться телом без души.
Хотя Сен-Симон и был социалистом-утопистом, но слова эти чрезвычайно реалистичны. Перенесемся в наше время и на минуту представим себе, что было бы с нами, нашей страной, если бы у нас не было, к примеру, И. В. Курчатова, С. П. Королева, М. В. Келдыша, П. JI. Капицы, Н. Н. Семенова, Н. И. Вавилова, В. И. Вернадского, И. П. Павлова, Н. Е. Жуковского, К. Э. Циолковского.
Я назвал только имена десяти крупнейших советских ученых, которые своими научными трудами, открытиями, своим подвижническим, героическим трудом способствовали превращению нашей Родины в великую индустриальную, научно-техническую державу, которые очень высоко подняли уровень духовности всего народа. Что было бы, если бы их у нас не было? Вы скажете - были бы другие. Конечно, если рассматривать вопрос с точки зрения исторической необходимости, то можно не сомневаться, что были бы другие.
Но если все-таки хотя бы на несколько мгновений представить, что этих ученых у нас не было и мы не могли бы никаким другим способом заполучить те знания, которыми располагали они, то нетрудно видеть,
насколько беднее оказалась бы наша страна. У нас бы не было ни теоретической, ни практической космонавтики, самолетостроения, атомной промышленности, не было многих важнейших разделов в химической промышленности. Мы бы значительно хуже представляли геологические и биологические процессы. Мы бы не знали, что такое условные и безусловные рефлексы у человека и во всем животном мире. Иными словами, мы были бы беднее и экономически, и технически, и в смысле объема знаний, и в смысле отсутствия великих личностей, которые преподнесли всему миру образцы служения истине и народу.
Этот мысленный эксперимент, конечно, абсолютно условен. Нельзя из истории изымать то, что было. Однако это допущение наглядно показывает огромное значение науки, научного знания в жизни современного общества, в жизни каждого из нас.
Самое главное, пожалуй, заключается в том, что от научных знаний, от их постоянного, систематического роста зависит процесс развития производства - и промышленности, и сельского хозяйства, и строительства. Наука в наше время все в большей мере раскрывает себя как непосредственная производительная сила общества. Научно-технический прогресс ныне - это главное средство повышения эффективности производства.
Превращение науки в непосредственную производительную силу как реальный процесс имеет свою историю. Его начало обычно связывают с промышленной революцией XVIII - начала XIX в., когда стало развиваться бурными темпами крупное машинное производство. Суть ее заключалась в передаче машинам физических, трудовых функций человека. Само изготовление машин (например, ткацких, сверлильных, фрезерных станков), организация процесса производства с помощью машин требуют применения науки. Все это
вызвало формирование прикладных отраслей естествознания, непосредственно обслуживающих потребности производства, - становление технических наук. Возникают и технические школы, училища, в которых осуществляются соответствующие исследования и производится подготовка кадров.
Примерно с середины XX в., с развертыванием современной научно-технической революции, применение научных знаний в производстве становится регулярным, наука прокладывает новые пути технического и экономического прогресса. Практически все новые отрасли промышленности - результат реализации научных идей, научных знаний - радиопромышленность, автомобилестроение, самолетостроение, электроника, производство искусственных материалов и т. д. Так наука стала непосредственным участником процесса производства. Само производство становится все больше последовательным технологическим применением науки. Это относится ко всем современным развитым странам мира.
Особо благоприятные условия для развития науки, превращения ее в непосредственную производительную силу создает перестройка. XXVII съезд КПСС, последующие решения ЦК КПСС и Советского правительства поставили задачу перевести экономику, все народное хозяйство страны на рельсы интенсивного развития.
Это означает, что должно быть получено больше конечной продукции при меньших затратах сырья, живого труда и времени. Иначе говоря, производить больше (продуктов, товаров и т. д.), а различных затрат делать меньше.
В принципе такая интенсификация возможна и необходима в каждой отрасли промышленности, сельского хозяйства, на каждом предприятии. Но она возможна лишь тогда, когда каждый производственный


процесс будет строиться на научной основе и постоянно впитывать в себя новейшие научные достижения. Получать 8--10 ц пшеницы с 1 га можно, вероятно, без всякой науки. Но получить 30 и более центнеров - такого результата без применения научных знаний добиться невозможно.
Так складывается решающая цепочка современной интенсивной экономики: наука - технология - производство. Она означает, что научные идеи (знания) превращаются в технологические разработки, а эти последние внедряются в массовое производство. Такую цепочку легко наблюдать во всем современном народном хозяйстве, во всех отраслях хозяйства. Причем, чем более отчетливо выражены звенья цепочки и чем прочнее они между собой связаны, тем более развито производство, тем более оно современно и эффективно.
Для каждого очевидно, что если какое-то звено цепочки работает плохо или связь между звеньями слаба, то и вся цепочка функционирует плохо. Но все-таки практика нашей страны и других развитых
стран показывает, что в цепочке нужно выделять ведущее звено. И таковым является наука. Именно она порождает новые знания и идеи, дает импульс для создания новых технологических решений, новых принципов производства. Непрерывное обновление идей ведет к систематическому обновлению технологии и далее - к увеличению производства товаров, вещей, машин, росту производительности труда.
Если внимательно понаблюдать за характером деятельности наших передовых научно-производственных объединений, то можно обнаружить следующее. При прочих нормальных условиях для них первостепенное значение имеет научный задел, банк знаний, банк новых идей, которые можно было бы рекомендовать для воплощения в технологических разработках с последующим внедрением в массовое производство. Постоянное формулирование новых идей становится настоящей первоосновой стабильной работы научно-производственных объединений, непременным условием поддержания их продукции на высоком уровне. А отсюда напрашивается вывод: специалисты высокой квалификации, способные порождать новые, нестандартные, нетривиальные идеи, идеи, которые могут быть воплощены в новую технологию, должны цениться очень высоко!

Знание есть сила, сила есть знание (Бэкон)

Знание есть сила, сила есть знание (Бэкон)

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставила перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризует философию Нового времени.

Бэкон стремился привести "границы умственного мира" в соответствии со всеми теми огромными достижениями, которые происходили в современном Бэкону обществе XV-XVI веков, когда наибольшее развитие получили опытные науки. Бэкон выразил решение поставленной задачи в виде попытки "великого восстановления наук", которую изложил в трактатах: "О достоинстве и приумножении наук" (самом своем произведении), "Новом Органоне" (его главном произведении) и других работах по "естественной истории", отдельных явлениях и процессах природы.

Понимание науки у Бэкона включало прежде всего новую классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания и всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. По словам главы "Дома Соломона" (Своего рода исследовательского центра. Академии, идея которого была выдвинута Бэконом в утопическом романе "Новая Атлантида"), "цель общества-познание причин и скрытых сил всех вещей, расширение власти человека над природой, пока все не станет для него возможным ".

Критерий успехов наук - те практические результаты, к которым они приводят. "Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философии". Знание - сила, но только такое знание, которое истинно. Поэтому Бэкон приводит различение двух видов опыта: плодоносящего и светоносного.

Первые - это такие опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, светоносные - те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, поскольку без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты.

Недостоверность получаемого нами знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой доказательства, которая опирается на силлогистических форму обоснования идей, состоящую из суждений и понятий. Однако понятия, как правило, образуются недостаточно обоснованно. В своей критике теории аристотелевского силлогизма Бэкон исходит из того, что используемые в дедуктивном доказательстве общие понятия - результат опытного знания, сделанного исключительно поспешно. Со своей стороны, признавая важность общих понятий, составляющих фундамент знания, Бэкон считал, что главное - это правильно образовывать эти понятия, так как если понятие образовать поспешно, случайно, то нет прочности и в том, что на них построено.

Главным шагом в реформе науки, предлагаемой Бэконом, должно быть совершенствование методов обобщения, создания новой концепции индукции.

Один из важных вопросов, с которым встречался любой из нас в жизни -- вопрос о получении знаний.

Я согласна с высказыванием известного английского философа Френсиса Бэкона, в котором он говорит, что знание -- это сила. Действительно, знания помогают людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Во-первых, сами по себе мы беспомощны. При рождении Человек ничего не знает и не умеет. Он не может защитить себя от различных раздражающих внешних факторов и бед. В течение всей своей жизни он получает обыденно-практические знания -- силу, которую он использует в своей повседневности для решения задач практически неосознанно.

Во-вторых, знания -- не мудрость, мудрость -- не ум. Прочитав много книг, научных работ, философских трактатов Вы будете больше знать, но не станете мудрее, потому что мудрость характеризуется степенью освоения знаний, а не их количеством. Народная мудрость гласит: «Меньше знаешь -- крепче спишь -- дольше проживёшь» -- нужна ли Вам такая сила, которая лишит вас сна и беззаботной старости, до которой Вы может быть не доживёте?

В-третьих, наши знания и знания наших предшественников могут быть использованы против нас, возможно, даже случайно. Например, создание большого андронного коллайдера. Учёные предполагают, что смогут исследовать микроскопические чёрные дыры, но не могут сказать, что произойдёт, если процесс исследования выйдет из под контроля. Возможно, Землю поглотит чёрная дыра и человечество прекратит существование.

Оказавшись на острове в открытом океане, нас спасут только знания. Знания -- сила, которая может убить, либо наоборот -- спасти.

Вопросы, связанные с получением знаний и их применением будет сопутствовать любому Человеку до его смерти. Стоит ли получать знания? Как использовать знания, чтобы не навредить? Можно ли прожить без этой силы? Уместны слова великого русского писателя Льва Толстого: «Много знаний нужных и важных. Но самое главное -- как жить».

Френсис Бэкон был первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей философии. Он завершил эпоху позднего Ренессанса и провозгласил вместе с Р. Декартом главные принципы, характерные для философии Нового времени.

Именно Ф. Бэкон кратко выразил одну из основополагающих заповедей нового мышления: «Знание -- сила». В этом кратком по содержанию афоризме можно усматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф.Бэкона. Благодаря ему, по-новому понимается отношение человек-природа, которое трансформируется в отношение субъект-объект, и входит в плоть и кровь европейской ментальности, европейского стиля мышления, сохраняющегося и поныне, мы все ощущаем на себе влияние идей Бэкона. Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа - как объект, подлежащий познанию и использованию.

Активистский утилитаризм полагает, что с появлением человека природа распадается на субъект и объект, которые одновременно и разделены и связаны посредство инструментальной деятельности. "Естественнонаучный способ представления исследует природу, как поддающуюся расчету систему сил. В знании, в науке Бэкон видел мощный инструмент прогрессивных социальных изменений. Исходя из этого, он ставил «дом Соломона» -- дом мудрости в его работе «Новая Атлантида» -- в центр общественной жизни.

При этом Ф. Бэкон призывал «всех людей к тому, чтобы они не занимались ею ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Для Бэкона природа выступает объектом науки, которая предоставляет средства человеку для упрочения его господства над силами природы.

Стремясь соединить «мысль и вещи», Ф. Бэкон сформулировал принципы новой философско-методологической установки. «Новая логика» противостоит не только традиционной аристотелевской концепции мышления, его органону, но и средневековой схоластической методологии, отвергавшей значимость эмпирии, данные чувственно воспринимаемой реальности. По мнению К. Маркса, Ф. Бэкон является родоначальником «английского материализма и всей современной экспериментирующей науки» и «у Бэкона, как первого своего творца, материализм таит еще в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития. Материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку».

философский бэкон научный опытный

Список литературы

  • 1. Радугин А.А. Философия: курс лекций. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2009. - 272 с.
  • 2. Бэкон Ф. Сочинения. Тт. 1-2. - М.: Мысль, 2010.
  • 3. Бэкон Ф. Новый Органон. // Библиотека М. Мошкова (lib/FILOSOF/BEKON/nauka2.txt)
  • 4. Гуревич П.С. Философия. Учебник для вузов. - М.: Проект, 2013. - 232 с.
  • 5. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: Логос, 2012. - 288 с.
  • 6. Лега В.П. История западной философии. - М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 2010.

«Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность». — Бернард Шоу

«Язык — это здание, изучение его — строительство». — Като Ломб

«Не в возрасте дело, а в культуре общения и уровне интеллектуального развития». — Уинстон Черчилль

«Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим». Константин Станиславский

«Знание и только знание делает человека свободным». — Дмитрий Писарев

«Если я знаю, что мало знаю, я добьюсь того, чтобы знать больше». — Владимир Ленин

«Ученья корень горек, да плод сладок». — Леонардо да Винчи

«Доказывать человеку необходимость знания — это все равно, что убеждать его в полезности зрения». — Максим Горький

«Самая большая трагедия человека — остывание страсти к познанию». — Евгений Богат

«Человек страшится только того, чего не знает. Знанием побеждается всякий страх».
— Виссарион Белинский

«Должно стремиться к знанию не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни». Фрэнсис Бекон

«Тот, кто мало знает, малому может и учить». — Ян Коменский

«Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». — Менандр

«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». — Анатоль Франс


«Знать много языков — значит иметь много ключей к одному замку». — Вольтер

«Знание без нравственной основы — ничего не значит». — Лев Толстой

«Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека». Лев Толстой

«Оратор вещает не истину, а защищает и обосновывает свою позицию, а также мотивирует людей». — Аристотель

«Великими узами человечества является язык. Слова — единственное, что остается навеки». — Уинстон Черчилль

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Иван Тургенев

«Образование — это не ответ на вопрос. Образование учит самому находить ответы на все вопросы». — Билл Эллен

«Я убежден, что самообразование и есть истинное образование». — Айзек Азимов

«Если человек облегчает свой кошелек в пользу ума, то никто не отнимет у него ум. Инвестиции в знание всегда приносят наилучший доход». — Бенджамин Франклин

«Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, читая, изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она затягивает». Дмитрий Лихачев

«Интеллектуальное недовольство — главная движущая сила цивилизации». — Юджин Дебс

«Единственный способ победить — учиться быстрее всех». — Эрик Райс

«Внимание легче удается разуму, богатому знаниями, свободному и оригинальному. Разум, не снабженный материалом — застывший, ординарный — вряд ли сможет долго что-нибудь обдумывать». — Уильям Джеймс

Наверное, каждый из нас не раз слышал фразу «Знание - сила». Кто сказал эти слова? В связи с чем была произнесена такая фраза? И почему знания - это сила? Поговорим об этом далее.

Что такое знание?

Итак, сегодня мы поговорим об известном высказывании «Знание - сила». Кто сказал эту фразу? Когда впервые были произнесены слова, ставшие известными каждому? На все эти вопросы мы ответим позже. А сейчас постараемся разобраться, что такое знание.

В широком смысле это понятие трактуют как совокупность усвоенных человеком норм и представлений. По сути, знание является результатом познавательной деятельности индивида или группы лиц.

В узком смысле это понятие означает обладание определенной информацией, что позволяет решать поставленные задачи.

Знание не ограничивается исключительно наукой. Оно может быть и вненаучным, или обыденно-практичным.

Кто сказал?

Итак, автор высказывания «Знание - сила» - Имя этого человека знают во всем мире. Фрэнсис Бэкон - знаменитый английский политик. Он родился в 1561 году в Лондоне. Окончил Кембриджский университет. Когда ему было всего 23 года, он был избран в палату общин английского парламента. При Якове I он стал хранителем королевской печати (эту должность занимал и его отец).

В 1605 году на свет появилась первая часть трактата Фрэнсиса Бэкона «Великое восстановление наук». Главной темой работы философа являлась идея о безграничности прогресса развития человека.

Фрэнсис Бэкон считается отцом эмпиризма - философского направления, признающего чувственный опыт главным Он отстаивал позиции, кардинально противоположные Аристотелю и средневековым схоластам.

Главные положения философии Фрэнсиса Бэкона можно свести к следующим тезисам:

  • Бог не запрещал познание вещей людьми.
  • Правильный метод - это залог успешного исследования.
  • В основе научного познания лежат индукция (т. е. при обобщении необходимо придерживаться известных всем правил) и эксперимент (метод исследования определенного предмета в управляемых условиях).
  • Существует 4 человеческих ошибки, которые препятствуют познанию. Это так называемые призраки: «рода» (происходят от самой сущности человека), «пещеры» (индивидуальные особенности восприятия мира), «лошади» (возникают вследствие общения), «театра» (передаются от одного человека другому).
  • Фрэнсис Бэкон не только искал положения, которые подтвердили бы какой-либо тезис, а и факты, опровергающие его.

Итак, мы рассмотрели происхождение фразеологизма «Знание - сила» (кто сказал его). Теперь постараемся узнать первоначальное значение знаменитой фразы.

Значение фразеологизма

Говоря, что «знание - сила», автор выразил одно из главных положений нового мышления. Именно Фрэнсис Бэкон пересмотрел уже установленное в философии понимание взаимоотношения человека с природой. Он утверждал, что люди - это субъект познания. В то же время природа в его философии выступает объектом исследования.

Фрэнсис Бэкон в знании видел мощный толчок для прогресса в социальных отношениях. Он явился основоположником научного метода познания. Он разделил исследования на практические и теоретические, а также разработал принципы так называемой новой логики.

Какие доказательства существования бога привел Фома Аквинский?

Фома Аквинский привел пять доказательств:

1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2. Доказательство через производящую причину - это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего - это Бог.

3. Доказательство через необходимость - каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто - Бог.

4. Доказательство от степеней бытия - люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее - этим является Бог.

5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, - это существо мы именуем Богом.

Реализм что это и его сторонники?

Реализм, в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыт.

Аврелий Августин так же был реалистом. Он считал, что в божественном сознании замысел всего.

Нет ничего в уме чего прежде не было бы в ощущениях автор и смысл?

тезис Локка.

Эта фраза выражает основной принцип сенсуализма. Только чувственные данные обладают качеством непосредственной истинности, все знание должно быть выделено из чувственного восприятия.

Деизм что это его сторонники?

(от лат. deus - бог) религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т.е. "промысел божий", чудеса и т.п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума.

сторонники допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Нет ничего в уме чего прежде не было бы в ощущениях кроме самого ума автор ее смысл?

Сказал это Августин. Смысл этого изречения в том, что он превозносит Веру за счёт разума, так же эта фраза является требованием, чтобы вера была предшественником разума

Позиция Дэвида Юма в теории познания

Юм - скептицист. Традиционно теория познания Юма рассматривается как один из изводов эмпиризма-сенсуализма XVIII столетия. Действительно, Юм исходил из того, что наше познание начинается с опыта. Однако, считал он подобно другим своим коллегам вроде Дж. Локка и Дж. Беркли, оно никогда не сводится только лишь к простому копированию опыта: в нашем познании мы всегда имеем попытки выйти за опытные рамки, дополнить опытные данные связями и выводами не представленными в опыте непосредственно, объяснить то, что непонятно и неясно из данности самого лишь опыта. Наконец, наше познание всегда тесно связано с фантазиями и созданием несуществующих объектов и миров, а также содержит в себе широкие возможности самого разного рода заблуждений. Опыт дает познанию лишь «сырой материал», из которого познавательная активность ума получает конкретные познавательные результаты и на основе которого выстраивает общий вид познаваемой реальности.

Номинализм что это его сторонники?

номинализм -философское учение, противоположное средневековому “реализму”, считающее, что существуют только единичные предметы, а общие понятия суть лишь названия или имена. Номинализм представлял собою первое выражение материализма в разрешении основного вопроса философии об отношении между материей и сознанием. Представители: Т. Гоббс и Дж. Локк

Согласно Локку душа, новорождённого это?

Локк последовательно отстаивает тезис о том, что не существует никаких врожденных идей - ни теоретических (научных законов),» ни практических (моральных принципов), в том числе человек не обладает и врожденной идеей Бога. Все идеи, существующие в человеческом сознании, возникают из опыта. Душа новорожденного ребенка - это белый лист бумаги или «чистая доска» и весь материал, которым оперирует разум, берется из опыта, получаемого в течение жизни.

Позиция Фомы Аквинского в споре об универсалиях.

Важный спор схоластов: спор статусов универсалий (общих понятий).

1)номиналисты (нона – имя)

2)реалисты

Что такое общее понятия: есть конкретные столы, а есть общее понятие – стол вообще.

Номиналисты считали, что существуют только реальные столы. А реалисты что эти общие понятия реально существуют.

Фома – умеренный реалист. Он считал общие понятия существуют трояким образом:

1) До вещей, в уме бога.

2) В самих вещах, в качестве их формы.

3) После вещей, в мышлении человека в результате обобщения.

Согласно Лейбницу душа человека, это?

"Душа человека подобна каменной глыбе" лейбниц

Лейбниц сравнивает сознание человека с глыбой мрамора, прожилки которого намечают контуры будущей скульптуры т.е.он говорит,что идеи человеку не врождены, но существует нечто вроде их контура, который намечен в человеческой душе(у человека есть только предрасположенность к знаниям)

Позиция Августина в споре об универсалиях.

Суть спора об универсалиях (общих понятиях) состояла в вопросе соотношения идеальных понятий и реального бытия вещей, т.е. в соотношении общего и единичного, мышления и действительности.

В схоластический период сформировались три подхода к решению этих вопросов, которые развивались в трех основных направлениях схоластической философии - реализме, номинализме и концептуализме.

Августин Блаженный – реалист, т.к. считал, что общие понятия, т.е. универсалии, реально существуют и не зависят от человеческого сознания.

Этапы развития средневековой философии.

Этапы развития средневековой философии:

1. Этап патристики (2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта)

2. Этап становления схоластики ((7–12 вв.) –Боэций, Эриуген, П. Абеяр)

3. Расцвет схоластики (13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)

Виды идолов по Бэкону?

четыре группы идолов: идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка и идолы театра.

1) Идолы рода находят основание в самой природе человека, в ее несовершенстве, поврежденности.

2) Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека, прирожденные свойства каждого, особенности воспитания и окружающей среды - личная «пещера». Общая пораженность природы проявляется по-разному.

3) Идолы рынка возникают из-за неправильного использования слов, что порождает их беспорядочное употребление и видет «людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям».

4) Идолы театра - искажающее воздействие на человека ложных теорий и философских (в нашем случае религиозных) учение, которые мешают его движению к истине, «слепое преклонение перед авторитетами"

Креационизм, теоцентризм.

Креационизм (лат. creatio – сотворение, создание) – религиозная концепция, согласно которой, человек был создан неким высшим существом – Богом или несколькими богами – в результате сверхъестественного творческого акта.

Теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

20. "Существовать значит быть воспринимаемым" автор и смысл?

Джордж Беркли.

Согласно Беркли, формула эта применима лишь к объектам чувственно воспринимаемого мира.Смысл этой формулы заключается в отрицании существования материального мира: Все чувственные вещи, по Беркли, существуют лишь в сознании человека так же, как предметы, которые человек представляет во сне. Но, в отличие от образов сновидений, объекты, воспринимаемые наяву, являются не плодом воображения, а результатом воздействия Божества, которое возбуждает «идеи ощущений».

Монотеизм, провиденциализм

монотеизм - существует только 1 бог. он един, бывает эксклюзивный- вера в 1 бога, кот. объявляется личностью. Бывает инклюзивный - допускает сущ бога в нескольких ипостасях (иудаизм христианство ислам).

Провиденциализм - в основе всех исторических событий лежит воля бога. все заранее было предначертано. является историко-философских методом.

Выражение "Знание - Сила" было сказано Ф.Бэконом.

Смысл данного выражения следующий:

Ф.Бэкон выражает отношение к науке как главному средству решения человеческих проблем.

Высказывание Ф.Бэкона обусловлено провозглашенной им целью науки в увеличении власти человека над природой и его предложением реформы научных методов в очищении разума от заблуждений (идолов или призраков), обращения к опыту и обработке этого опыта посредством индукции, основу которой должен составлять эксперимент.

Это высказывание актуально тогда, когда человек обладает знанием и может плодотворно его применить.