» » Война с хазарией. Кто уничтожил хазарию

Война с хазарией. Кто уничтожил хазарию

Русь была против Хазарии, но военных действий против нее не вела. Именно Святослав положил конец существованию Хазарского каганата .

Последним восточнославянским племенем, которое платило дань хазарам оставались вятичи, занимавшие обширные лесные территории в бассейне Оки. Готовясь к войне с Хазарией, Святослав задумал распространить власть Киева на Вятичскую землю, включить ее в состав единого государства руссов.

  Первый поход на вятичей. Летописец весьма немного словно описывает первое состоявшееся в 964 году, военное выступление Святослава. По его словам, киевский князь "пошел на Оку-реку и на Волгу, и встретил вятичей, и спросил их: "Кому дань даете?" Они же отвечали: "Хазарам по щелягу от рала" ". Таким образом, в тех краях единицей обложения служил плуг земледельца, с которого следовало уплатить кочевникам "щеляг" - серебряную монету. Переговоры Святослава со старейшинами о признании его своим властелином результата не принесли. Они опасались, что едва киевский князь с войском уйдет, налетят хазары и покарают их.

  "...Пошел Святослав на хазар". В 965 году, покинув владения вятичей, Святослав направился к западным провинциям Хазарского каганата, расположенным на Кубани и в Среднем и Нижнем Подонье. Летописец рассказывает: "...Пошел Святослав на хазар. Услышали о том хазары, выступили против с князем своим, каганом, и сошлись на битву. И в битве одолел Святослав хазар... " Русские захватили и разрушили мощный форпост в среднем течении Дона - крепость Саркел. Другие захваченные территории каганата разорению не подвергались, и многие жители тех мест вернулись в свои жилища. Это свидетельствует о том, что Святослав не просто нанес Хазарии поражение, а постарался подчинить ее власти Киева.

  Крепость Саркел. Взятая Святославом крепость Саркел была выстроена в первой половине IX века византийскими инженерами во главе с Петроной Каматиром, посланными в Хазарию басилевсом Феофилом по просьбе кагана. Форпост был необходим для контроля над передвижением судов по Дону. Прибыв на место, греки не обнаружили там никаких строительных материалов. Они соорудили печи и стали делать кирпич, готовя известь из мелких речных ракушек. Крепость возводили на мысе, но затем выкопали широкий и глубокий ров, превратив мыс в остров. В плане крепость была прямоугольной, причем углы всех строений были ориентированы по сторонам света. Толстые, высокие крепостные стены были усилены башенными выступами и массивными угловыми башнями. Крепость имела несколько линий обороны. Внутри делилась на две части поперечной стеной. В меньшую юго-западную часть можно было попасть только изнутри, в ее южном углу располагалась укрепленная квадратная в сечении башня - донжон. Гарнизон Саркела составлял 300 человек.

  Победа над ясами и касогами. Разгромив главные силы хазар, Святослав двинулся вниз по Дону. "Повесть временных лет" сообщает, что князь "победил ясов и касогов ". Историки подразумевают под "ясами" осетин (алан), а под "касогами" - черкесов. Когда-то они действительно проживали в предгорьях Северного Кавказа, однако Святославу они встретились на Дону, на землях Хазарского каганата. Далее, следуя вдоль побережья Азовского моря, русский князь направился к хазарскому городу Тмутаракани, где основал военный форпост. Возможно, тогда же Святослав занял Корчев (Керчь) на восточной оконечности Крымского полуострова.

«Сохраняйте память о всех ратных людях, кои положили животы свои за други свои, за землю Отцов своих, за Святую Веру Предков своих, за процветание и будущее Родов своих…»

«Славяно-Арийские Веды» ,
Слово мудрости волхва Велимудра

Помнить великие победы наших предков - святой долг каждого из нас, ибо знание о тех великих победах прошлого несут в себе ключи к пониманию того, как нужно строить своё будущее. Как помним мы победу дедов наших в Великой Отечественной войне над гитлеровским нацизмом 1945 года, так должны мы чтить и помнить неоценимый вклад в развитие Руси победы князя Святослава Храброго в 964 году над Хазарией.

О Святославе замолвите слово

Мало кому за пределами нашей Родины известно имя воина, правителя и человека - Великого князя Киевского Святослава Игоревича, прозванного Храбрым. Но ещё меньше известно, что правильное имя его Све тослав, а не Свя тослав, так как имя его происходит от слова «Свет », а не «свят ». Так, заменив лишь одну букву, враги Руси убили правильное понимание его имени, которое образовано из двух таких прекрасных слов как Свет и Славить. В итоге, получилось мужское имя Светослав, означавшее того, кто славит свет или свет славящего. Кроме того, в отличие от Александра Македонского, которого наши предки называли тёмным воином , князя-воина Светослава народ называл Светлым Князем и Светлым Воином.

Князь Светослав Игоревич с детства воспитывался, как воин. Воспитателем, наставником Святослава был варяг Асмуд (варяги были высшей кастой профессиональных воинов, формировавшейся из разных народов Славяно-Ариев), учивший юного воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьёй, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству обучал Светослава другой варяг - главный киевский воевода Свенельд .

Будучи трёхлетним ребёнком в лето 6453 от СМЗХ (Сотворение Мира в Звёздном Храме - новое летоисчисление наших предков, которое берёт своё начало от момента заключения мирного договора после победы в войне над Древним Китаем) (945 год н.э.), он принял участие в своём первом сражении. Было это в тот раз, когда княгиня Ольга вместе с дружиной отправилась на войну с древлянами, чтобы отомстить за убитого мужа, князя Игоря. Князь Игорь решил собрать подать по второму кругу, за что и был убит древлянами. Впереди киевской дружины на коне сидел Святослав. И когда сошлись оба войска - киевское и древлянское, то маленький Светослав бросил копьё в сторону древлян. Тогда ещё Светослав был совсем мальчиком, поэтому копьё улетело недалеко - пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу. Но киевские воеводы сказали: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». Таков был древний обычай русов - только князь мог начать битву. И неважно, в каком возрасте пребывал князь.

Кстати, слово КНЯЗЬ по расшифровке Гриневича Г.С. на древнем праязыке наших предков - КЪНАЗЬ, означает «к совершенству (утончённости) земли имеющий отношение или, просто, сокровенность (утончённость) земли»!

Пока Светослав подрастал и набирался опыта и мужества, княжеством правила его мать княгиня Ольга. Но Светослав Игоревич не был похож на свою мать. Если Ольга приняла крещение в греческую религию, которая впоследствии стала христианской, то Светослав оставался носителем ведических знаний и традиций своих предков.

Сквозь века сохранилось описание его портрета византийским историком Львом Диаконом: «Среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами…»

Больше всего Светослав ценил боевые доспехи и оружие. Древняя летопись «Повесть временных лет» повествует о князе Светославе, как об истинном воине. Ночевал не в шатре, а на конской попоне, с седлом в головах. В походах не возил он с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или говядину, или же мясо диких зверей, жарил на углях и так ел. Такими же выносливыми и неприхотливыми были и его воины. Зато дружина Светослава, не обременённая обозами, передвигалась очень быстро и появлялась перед противником неожиданно, наводя на них страх.

Сам же Светослав не боялся своих противников. Когда выходил он в поход, то всегда посылал в чужие земли весть-предупреждение: «Иду на вы!» Что означало - хочу идти на вас, то есть вы мои враги. Забавно то, что на «вы» наши предки называли врагов, а сейчас это слово уважительного обращения к незнакомому человеку или старшему по возрасту.

Не нападать без предупреждения, не стрелять в безоружного, или не равного по силе противника - это кодекс воинской чести , древняя традиция Славяно-Ариев, которую чтил и соблюдал великий Светлый Воин князь Светослав.

Кроме воинской чести и мужества, выдающейся особенностью характера Светослава, как Светлого Воина, была его непримиримая борьба с ростовщичеством , приносимым на Русь хазарами. За то, что брали деньги под проценты и давали под проценты другим, рубил обе руки . Считал ростовщичество растлением души и денежным рабством, порождающим все пороки. А хазар, промышлявших на Руси кредитованием, приковывал к плоту и сплавлял по Днепру в Чёрное море.

Хазарcкий Каганат

Хазарское государство - Хазарский Каганат - самое сильное и богатое государство на юго-востоке от границ Киевской Руси. Располагалось оно в низовьях Волги, растянувшись на запад и на восток вплоть до Мордовии, включая такие территории, как Северный Афганистан, Крым (Тмутаракань - один из её городов). Хазарский город Семендер находился на Северном Кавказе, Саркел - в междуречье Волги и Дона, нижнего их течения. Столица Итиль находилась как раз в устье Волги, примерно на месте современной Астрахани.

До закабаления персидскими иудеями (и-УД-ей - означает иссекающие УД, т.е. обрезанные, а УД - мужской половой орган, откуда произошли слова УДовольствие - получение сексуального наслаждения, УДочка, УДилище) в середине 6 века н.э. Хазарии, в ней довольно дружно жили белые и чёрные хазары. Белыми хазарами называли тогда правящую касту профессиональных воинов из Славяно-Ариев, в то время как чёрными хазарами называли тюркские племена, пришедшие в низовья реки РА (Волги - Итиль) из глубин Азии, как беженцы из Древнего Китая. По сути своей, чёрные хазары были представителями жёлтой расы с примесями чёрной расы. У них были чёрные волосы, чёрные глаза и смуглая (жёлтая) кожа, за что и были они прозваны чёрными хазарами .

Хазария существовала как многонациональное государство, в котором люди как белой, так и жёлтой расы мирно жили бок о бок друг с другом. В таком же мире и согласии Хазария жила и со своими соседями. Выгодное месторасположение Хазарии (через Хазарский Каганат проходил знаменитый «Великий шёлковый путь») привлекло в страну персидских иудеев из колена Симонова, которые начали переселяться сюда после совершённой ими революции в Персии, когда евреи начисто обобрали персидский народ, и со всеми их богатствами бежали из страны. Подробнее о том, как была уничтожена Персидская Империя, которую основали предки Славяно-Ариев, можно прочитать в 1-м томе книги Николая Левашова «Россия в кривых зеркалах».

Выбор Хазарии, как места нового переселения иудеев, далеко неслучаен. Разорив персов, кроме как на север, бежать им было просто некуда. И, кроме того, на северо-востоке от разграбленной ими Персидской Империи располагалась Хазария, которая занимала очень выгодное месторасположение - через неё проходили торговые пути из Азии в Европу. А кто контролировал Хазарию, тот контролировал и весь «Великий шёлковый путь», и все богатства, через него проходящие!

Используя так называемый институт еврейских жён (специально обученные сексуальной магии еврейские женщины), отдавая их замуж за представителей высшей хазарской знати, евреи завладевали всеми ключевыми государственными постами. Как? Очень просто. Дети, рождённые от иудейки, являются исключительно иудеями. Именно по материнской линии передаётся национальный признак среди евреев. Итак, через поколение все ключевые должности в хазарском государстве были заняты детьми, рождёнными от иудейских жён и мужских представителей правящей иерархии Хазарского Каганата. Занимая высокие должности среди элиты, евреи-хазары стали всячески способствовать развитию торгового бизнеса для своих соплеменников. Получив экономику страны в свои руки, они также стали прибирать к рукам и политическое влияние.

Евреев по матери среди военной элиты было всё ещё немного, но и в их среде пришло время для восстания. Обадия, опираясь на хазарскую знать еврейского происхождения, с помощью наёмников - печенегов и гузов - развязал гражданскую войну, в результате которой хазарские тюрки были разбиты и вынуждены были покинуть Родину и осесть на территории современной Венгрии. После победы над хазарскими тюрками в гражданской войне, хазарские евреи обложили местное население тяжелейшей данью. Тех хазар, которые не покинули свою Родину, евреи превратили в самых настоящих рабов .

В очередной раз евреи старательно «отблагодарили» народ, который предоставил «беженцам» убежище на своей территории. Параллелей в недалёком прошлом можно найти много - Палестина, Персия, а современная Украина и Россия пребывают в таком же положении, как и тысячу лет назад народ Хазарии.

Полный контроль караванных путей, проходящих через Хазарский Каганат, позволил евреям создать торговую монополию, когда они стали контролировать закупочные цены и продажные цены ввозимых и местных товаров. В результате чего на товары местного производства были установлены минимальные закупочные цены, что приводило к ограблению местных товаропроизводителей, а на продаваемые евреями товары устанавливались максимальные цены, что давало евреям сверхприбыли за счёт откровенного грабежа производителей и покупателей.

Когда же гражданская война в Китае привела к резкому снижению товарооборота, хазарские евреи двинулись на север и разгромили и подчинили Камскую (Волжскую) Булгарию, а также заняли безкрайние земли Великой Перми, где организовали свои торговые поселения - фактории. Завоёванные земли давали драгоценный мех соболей, куниц, горностаев, а кроме того, хазарские евреи организовали торговлю детьми (прямо как сейчас в России). И снова потянулись караваны с мехами и рабами уже с Севера на Юг, а деньги - в закрома хазарских иудеев.

Разгром Хазарии

Киевская Русь оказалась самым могучим и последовательным врагом иудейского Хазарского Каганата. Смертельный удар по Хазарскому Каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесён Киевским князем Светославом, сыном Игоря.

В Лето 6472 от СМЗХ (964 год н.э.), будучи 22 лет от роду, готовя поход против Хазарии, Светослав не пошёл прямо в лоб по степи через волго-донское междуречье, предприняв искусный манёвр. Всего с 20-тысячным войском он обошёл её стороной, достиг Рязани, по Оке спустился до Волги и далее двинулся на 500 ладьях с небольшим количеством войска и сразу же осадил столицу Итиль . Хазары не ожидали удара с севера, и не смоги организовать серьёзную оборону. Светослав взял её штурмом, и, как пишут летописи, не оставил в ней камня на камне. Далее Светлый Воин предпринял поход в Северо-Кавказский регион, где разбил опорный пункт хазар - крепость Семендер . После этого дружина Светослава двинулась к Дону, где штурмом взяла и разрушила восточную крепость хазар - Саркел .

Таким образом, Светослав, совершив беЗпрецедентный поход длиной в тысячи километров, захватил основные опорные пункты хазар на Дону, на Волге и на Северном Кавказе. Одновременно он создал базу для влияния Славяно-Ариев на Северном Кавказе - Тмутараканское княжество. Эти походы сокрушили мощь Хазарского Каганата, который прекратил своё существование на рубеже X-XI вв.

В результате походов Великого князя Светослава Древнерусское государство добилось безопасности своих юго-восточных рубежей и стало в тот период основной силой в Волжско-Каспийском регионе. Хазарский Каганат рухнул и дал возможность Руси развиваться как государству. Одновременно были спасены славянские и многие другие племена, проживавшие вокруг. В результате, на много веков вперёд было определено их развитие. Положив конец хазарской кабале, Русь очистила со своего пути военный заслон, закрывающий торговые пути на Восток, что позволило возродить торговлю между Европой и Азией.

После уничтожения Хазарского Каганата, евреи покинули пределы Руси и расселились по своим торговым факториям в различных государствах и стали оказывать мощное влияние на экономику приютивших их стран, подрывая их экономику изнутри и влияя на политику этих государств.

Смерть Великого Воина

Защищая интересы русского государства Киевской Руси, Великий князь Святослав не проиграл ни одного сражения. Тем более странной выглядит смерть Великого Светлого Воина. Это было весной 6480 года от СМЗХ (972 год н.э.). После заключения мира в продолжительной войне с Ромейской Империей (Византией), когда неизбежное поражение Светослав превратил в очередную победу, тогда небольшая дружина князя нанесла ощутимый удар армии императора, и продолжение войны могло оставить императора вообще без армии, а окружённая дружина Светослава при оружии и своей добычей покинула вражеские земли.

На пути домой, находясь в районе днепровских порогов на острова Хортица, большая часть его дружины, подавляющая часть которой приняла крещение в греческую религию, внезапно покинула его. А ночью во время сна на спящих, оставшихся верными князю воинов, напали печенеги. Печенегами назывались славянские племена, ведшие кочевой образ жизни. Они имели свои поселения, куда они возвращались на зимовки, во время которых они валялись на своих печах и предавались неге или нежились. От этого и пошло их прозвище - ПЕЧеНЕГИ! И в этой последней битве погибли практически все верные князю Светославу воины и сам князь. По летописи, из отрубленной головы Светослава печенежский князь Куря сделал себе чашу, оправив её в серебро и золото.

В одном из поздних летописных списков приведена любопытная подробность - чашу эту печенежские князья использовали в обряде зачатия детей. Перед тем, как лечь на ложе, князь и княгиня поочередно пили из этой чаши, твердя, словно заклятье: «Пусть дети наши будут такими, как Он».

Смерть князя Светослава была выгодна как Ромее (Византии), ибо живой князь был опасен для них, так как мог в очередном походе уничтожить их империю, так и силам, которые стояли за малолетним Владимиром, будущим крестителем Киевской Руси в греческую религию, что повлекло за собой смерть 9 млн. из 12 млн. населявших тогда эту Русь в угоду «мирного бога», оставив только малолетних детей, в головы которых уже вкладывались понятия о господе боге и рабском подчинении ему.

Также смерть Светлого Воина была ещё и актом мести за полностью разрушенную еврейскую Хазарию, со стороны правящей еврейской элиты.

Значение разгрома Хазарии для Руси

3 июля 6472 от СМЗХ (964 год н.э.) государство Хазария прекратило своё мерзкое существование, принёсшее Славяно-Ариям неисчислимые беды, и угрожавшее белому человеку - Белая РАСА (Роды Асов Страны Асов, а Ас - бог, живущий на Земле) - полным и окончательным истреблением.

Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников в виде еврейской Хазарии.

Не за горами тот день, когда наш Великий предок - Светлый Воин Киевский князь Светослав по прозвищу Храбрый, будет объявлен национальным героем , как в России, так и в Украине! А дети будут брать пример не с бэтменов, суперменов и прочей нечисти, а с таких мужественных, храбрых и сильных, а самое главное настоящих героев нашей Великой Родины!

«Изведайте, чада Расы Великой, Мудрость сию: Никто не сможет защитить Роды ваши от чужеземных Родов и жестоких ворогов, ежели сами не захотите защищать себя. Никто не создаст достаток в Родах ваших, если сами не захотите созидать для Рода. Никто не воспитает достойно детей ваших, пока сами не воспитаете потомство своё». (Слово мудрости Волхва Велимудра )

Пусть эта заповедь предков наших станет напоминанием всем нам, о том, что только мы сами можем и должны заботиться о себе и о будущем земли нашей, которая окроплена кровью предков наших. И никакие другие народы никогда не проявят, как и не проявляли за всё наше прошлое, должного внимания или заботы о судьбе наших братских народов (Украины, Белоруси и России), еже ли мы сами себя не в силах защитить!

Слава нашим предкам, сложившим светлые головы на полях брани за землю нашу Руськую!

Подпишитесь на нас

В 939 году Киевская Русь оказалась вовлечена в византийско-хазарский конфликт в Северном Причерноморье.

В начале 30-х гг. Х в. отношения между Византией и Хазарией приняли неприкрыто враждебный характер. Общей для обеих стран арабской угрозы больше не существовало, а вместе с ее исчезновением истаяла и та почва, на которой только и было возможно их временное сближение.

Собственные интересы Византии и Хазарии в Северном Причерноморье были прямо противоположны. Безопасность крымских владений всегда рассматривалась имперскими властями как насущная, а порой и первоочередная внешнеполитическая задача. Таврические области были необходимы Византии одновременно и для контроля над акваторией Черного моря, и для оказания военно-политического давления на варварские народы Северного Причерноморья; кроме того, по свидетельству Константина Багрянородного, на Таманском полуострове и в Адыгее находились многочисленные источники, дающие нефть важнейшую составную часть греческого огня. Официальное принятие Хазарией иудаизма вносило в политические распри заметный оттенок религиозного противоборства.

В борьбе с каганатом Византия прибегла к своей излюбленной тактике войны чужими руками, натравив на Хазарию соседние племена и народы. В 932 г. по просьбе императора Романа I Лакапина в набег на северокавказские земли каганата отправились аланы.

(Примечание: В 919 г. законный василевс ромеев Константин VII Багрянородный, 14-летний сын умершего императора Льва VI Мудрого, женился на Елене, дочери влиятельного вельможи Романа Лакапина, и присвоил тестю вначале титул василеопатора (отца императора, регента), а затем венчал его как кесаря и соправителя. С 920 по 944 г. Роман Лакапин фактически замещал на троне Константина VII. В 921 г. он сделал своим соправителем старшего сына Христофора (ум. в 931 г.), а в 924 г. соправителями Романа стали и два других его сына Стефан и Константин).

Однако они потерпели поражение, и по настоянию хазар аланский князь должен был удалить из Алании византийских миссионеров. Спустя несколько лет злодей Романус, как называет византийского правителя еврейский автор Кембриджского документа, возбудил жестокое преследование иудеев в самой империи. Византийские евреи толпами хлынули в сопредельные страны. Это произошло потому, объясняет арабский историк Масуди, что правящий ныне византийский император Арманус [Роман I] принуждал всех евреев своего царства к принятию христианства. Многие евреи удалились вследствие этого из Византийского царства в Хазарскую землю. В Хазарии поступок Романа оценили как недружественный акт. В ответ на преследование единоверцев хазарский царь (бек) Иосиф обрушил гонения на христиан, уничтожив, по свидетельству Кембриджского анонима, многих необрезанных. Тогда, говорит тот же источник, злодей Романус послал большие дары Х-л-го, царю Руси, подстрекнув его совершить злое дело напасть на хазар.

Обращение Романа I к Олегу II (Х-л-го, см. историю) говорит о том, что именно его Византия рассматривала как легитимного правителя Руси. Это и естественно, поскольку он был прямым наследником вещего Олега, с которым империя в 911 г. заключила договор о непревратной любви. Непосредственных политических обязательств стороны тогда на себя не взяли. Но знаменитый щит, повешенный Олегом на царьградских вратах, остался символом того, что вещий князь с этих пор объявил себя военным союзником Византии (В символике народов средневековой Европы щит символизировал защиту, покровительство; в древнерусском языке имелось слово победница со значением заступница. См.: Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX XII вв.). М., 1999. С. 365 366). Империя вспомнила об этом уже в 924 г., когда болгарский царь Симеон с огромным войском осадил Константинополь. Чтобы спасти столицу, Роман I, по свидетельству константинопольского патриарха Николая Мистика, призвал на помощь всех задунайских варваров русов, венгров, печенегов, аланов. Мощное нашествие, насколько я могу судить, готовится или уже готово императорскими стараниями против вашей державы и твоего народа, писал Николай Симеону, поскольку росы, а с ними печенеги, еще аланы и западные турки [венгры] все единодушно настроены идти войной на тебя Знай же, говорю снова, если я что-нибудь понимаю относительно императорского предприятия, поднятого против вас, что вся эта масса народа, собравшегося для вашей погибели, и турки, и аланы, и печенеги, и росы, а также другие скифские племена, не остановятся, пока не уничтожат вконец весь народ болгаров.

Антиболгарская коалиция, впрочем, так и не состоялась, но угроза подействовала, и Симеон пошел на мировую.

И все же это обращение византийского правительства к русам было скорее жестом отчаяния, нежели обдуманным политическим шагом. По большому счету византийская дипломатия не принимала Олегову Русь в расчет при создании благоприятных для империи политических комбинаций в Северном Причерноморье. И вот появление в 930-х гг. киевских дружин в устье Днепра и в Горном Крыму наконец-то заставило константинопольских политиков учесть эту новую силу, дабы использовать ее в своих интересах. Богатые подарки, отправленные Романом Олегу II, должны были подтвердить, что любовь византийских императоров к светлым князьям русским за эти годы нисколько не охладела.

Война Олега II с Хазарией

Никакое другое состояние не ценилось русами так высоко, как положение наемника на службе у василевсов. В старинных песнях карпатских русинов, записанных в XIX в., поется: В чистом поле шатер стоит; в шатре сидят добры молодцы, сидят они, думу думают: как пойдем мы к кузнецу доброму, покуем себе медные челна, медные челна, золотые весла; как пустимся мы на тихий Дунай, вдоль Дуная под Царь-город. Ой, чуем там доброго пана, что платит щедро за службу молодецкую: дает, что год, по сту червонных; по сту червонных да по вороному коню; по вороному коню да по сабельке; по сабельке да по кафтанчику; по кафтанчику да по шапочке; по шапочке да по красной девице (Соловьев С.М. Сочинения. История России с древнейших времен. Кн. I. Т. 1. М., 1993. С. 258).

Поэтому привезенные в Киев груды золотых монет и украшений сами по себе были в глазах русов достаточным основанием для того, чтобы взяться за мечи. Но Олег, легко и быстро соглашаясь на предложение Романа, имел на это свои личные резоны. Недавние военные подвиги Свенгельда на Нижнем Днепре подняли политический престиж Игоря и Киевского княжества, но ничего не дали Олегу и державе светлых князей. Олег нуждался в громком успехе, он грезил об обильной добыче, чтобы укрепить свое шаткое положение в Киеве. Для достижения этой цели он мог рассчитывать только на свои собственные силы. Одна деталь из сообщения Кембриджского анонима, о которой будет сказано ниже, позволяет заключить, что численность Олегова отряда была невелика. По всей видимости, в походе против хазар ему сопутствовала только его личная дружина четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников, упоминаемых Ибн Фадланом.

Олег нацелился разорить хазарский город в восточной Таврике, обозначенный в Кембриджском документе как С-м-к-рай или С-м-к-рия. Точной локализации этот топоним не поддается. Вероятно, эта крепость находилась поблизости от Керчи, запиравшей проход из Черного моря в Азовское, и, следовательно, была хорошо известна русам, так как торговый маршрут русских купцов, связывавший Черное море с Хазарией и Волжской Булгарией, пролегал через Керченский пролив. Таким образом, захват С-м-к-рая должен был нанести сильный удар по торговым и военным интересам каганата в Северном Причерноморье. Развязывая войну против Хазарии на территории восточного Крыма, Олег явно рассчитывал на поддержку местных русских князей. Возможно, он надеялся впоследствии противопоставить дружины Черноморско-Азовской Руси возраставшему могуществу Киева.

В 939 г. русские ладьи внезапно вошли в Керченский пролив. Нападение было хорошо подготовлено. Олег нанес удар в то время, когда в С-м-к-рае не было градоначальника. Организовать оборону было некому. В темноте русы подплыли к С-м-к-раю, и той же ночью город оказался в руках Олега. И пришел тот [Олег] ночью к городу С-м-к-раю, сокрушается Кембриджский аноним, и захватил его обманным путем, так как не было там правителя, раб-Хашмоная. Ограбив жителей и городскую казну, Олег отослал добычу в Киев, сам же с дружиной засел в С-м-к-рае. Черноморские русы, видимо, не остались в стороне от этих событий и, возбужденные успехом Олега, принялись грабить хазарские поселения в Крыму и хазарских купцов.

Дальнейшие события развивались стремительно. Очень скоро о случившемся узнал местный хазарский губернатор. В Кембриджской рукописи он носит еврейское имя Песах или Бул-ш-цы. Последнее прозвище является титулом. В форме балгиций он известен по византийским источникам, где означает правителей черных булгар орды, осевшей в Восточном Приазовье. Черные булгары еще в VII в. подчинились хазарам, сохранив, однако, племенную автономию (Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. С. 373; Коковцов В.К. Еврейско-хазарская переписка в Х веке. Л., 1932. С. XXXIV). Вероятно, Песах был представителем хазарской администрации, начальником области, включавшей Керченский пролив, или зависимым от Хазарии булгарским князем, принявшим иудейство. По словам анонимного автора Худуд аль-Алам, черные булгары (Внутренняя Булгария) народ храбрый, воинственный, внушающий ужас он обладает овцами, оружием, военным снаряжением. Их отношения с русами были враждебными: Внутренняя Булгария находится в состоянии войны со всей Русью.

Песах оказался талантливым организатором и деятельным военачальником. Очень скоро он вторгся в Крым со своим войском должно быть, с подчиненной ему ордой черных булгар. Глубокий Керченский пролив, в котором господствовал русский флот, был непреодолимой водной преградой для булгарской конницы, и, по всей видимости, войско Песаха проникло на полуостров с севера, через Перекопский перешеек. Сам ход крымской кампании подтверждает это предположение. Прежде всего Песах ударил по византийским владениям на южном побережье Крыма так называемым Климатам, протянувшимся от Херсона до Боспора. Эта линия приморских укреплений империи в Х в. состояла более чем из 30 крепостей, замков, монастырей (Баранов И.А. О восстании Иоанна Готского // Феодальная Таврика. Киев, 1974. С. 153 и след.; Домбровский О.И. Средневековые поселения и исары крымского Южнобережья // Феодальная Таврика. Киев, 1974. С. 8 и след.). Многие из них были разрушены Песахом. Как сообщает Кембриджский документ, и пошел тот [Песах] в гневе на города Романуса и перебил всех от мужчин до женщин. И захватил он три города и, кроме того, много селений. Затем его войско осадило Херсонес, но крепкие стены спасли город от разграбления.

Из южного Крыма военные действия перенеслись в восточную его часть. О войне Песаха с русами Кембриджский документ говорит очень невнятно. Можно только понять, что Олегу пришлось оставить С-м-к-рай, причем из его людей умерло 90 человек. Такие потери могли быть чувствительны для русов лишь в том случае, если все их войско состояло из трех-четырех сотен дружинников. Следовательно, как уже говорилось выше, набег на С-м-к-рай был предпринят Олегом силами одной его дружины, численность которой Ибн Фадлан оценил в четыреста богатырей. Вслед за поражением Олегова войска разгрому подверглись поселения русов в восточной Таврике: И избавил [Песах хазар] от руки русов и поразил всех находившихся там мечом.

Далее в Кембриджской рукописи говорится, что Песах не удовлетворился водворением порядка и спокойствия в Крыму и пошел на Х-л-го, то есть совершил поход в глубь Русской земли. Война Песаха с Х-л-го продолжалась четыре месяца почти весь военный сезон того времени. Подробности похода остаются неизвестными, но в конце концов русы были вновь побеждены: и Бог подчинил его [Х-л-го] Песаху, и он направился и нашел добычу, которую [Х-л-го] захватил в С-м-к-рае.

Торжество Песаха было полным. Олегу пришлось не только расстаться с награбленным добром, но и повернуть оружие против своего союзника Византийской империи. На переговорах с хазарским полководцем он попытался свалить вину за свой крымский набег на василевса ромеев: Это Романус побудил меня сделать это. Песах возразил: Если это так, то иди войной на Романуса, как ты воевал со мной, и тогда я оставлю тебя в покое. Если же нет, то умру или буду жить, пока не отомщу за себя. И тогда Олег против своей воли пообещал Песаху выполнить его требование. Но война с Византией закончилась еще более сокрушительным поражением русов.

Историки, некритично использующие указанное сообщение Кембриджского документа, порой говорят даже о размещении в Киеве хазарского гарнизона, ссылаясь на название одного киевского района Козаре (Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х века / Науч. ред., послесл. и коммент. В. Я. Петрухина. М.; Иерусалим, 1997). Однако мнение это неосновательно. Термин козаре имеет общеславянские корни, а сходные топонимы распространены далеко за пределами Киевской Руси: в средневековых польских документах встречаются населенные пункты Козара, Козарки, Козаровичи; на Среднем Дунае имелись Козар и Козари; даже Новгородская земля обзавелась урочищем Хазарницы на реке Ловати. Названия всех этих местечек, не исключая и киевского Козаре, восходят к праславянскому слову kozarъ козий пастух (Этимологический словарь славянских языков. Вып. 12. М., 1985. С. 21 22). Столь же неоправданна ссылка на известие Масуди: русы и славяне войско царя [Хазарии] и его рабы. Под рабством русов арабский писатель в данном случае подразумевает не владычество Хазарии над Киевской Русью, а абсолютную власть кагана над жизнью его воинов, среди которых было немало русско-славянских наемников. По сообщению Йакута, если хазарское войско обращалось в бегство, то предается смерти всякий, кто из него возвратится к нему [кагану] .

Нет ни малейших сомнений, что, начиная с сообщения о разорении Песахом собственных владений Х-л-го, история под пером еврейского анонима перерастает в ура-патриотический роман. Появляются выразительные диалоги, зато исчезают исторические реалии, события происходят в безвоздушной среде авторского вымысла. Куда, например, девались печенеги? Ведь совершить переход от Азовского моря к Киеву, минуя их кочевья, было невозможно. Не назван ни один географический пункт, даже место переговоров Песаха с Х-л-го. Очевидным абсурдом выглядит объявление войны русами более сильному противнику (грекам) после поражения от более слабого (черных булгар). Нечего и говорить о том, что покорение Русской земли силами булгарской орды, пусть даже при помощи более или менее многочисленного хазарского отряда, в середине Х в. было уже совершенно немыслимым делом. В договоре Игоря с греками 944 г. соотношение сил русов и черных булгар предстает совершенно в ином (и безусловно истинном) свете: киевский князь берет на себя обязательство не допускать набегов булгарской орды на херсонские земли. А его современник хазарский царь Иосиф, был озабочен не тем, как собрать дань с русов, а тем, чтобы не допустить ограбления ими прикаспийских областей. В письме к Хасдаю ибн Шафруте, датируемом 40 50-ми гг. Х в., одну из главных своих заслуг он видел в том, что не позволяет русам, приходящим на кораблях, входить в Каспийское море и нападать на мусульман.

(Примечание: Сефард (испанский еврей) Хасдай ибн Шафрут был приближенным кордовского халифа Абдаррахмана III (912 961). Узнав от еврейских купцов, что правитель далекой Хазарии является его единоверцем, он отправил с ними письмо, содержавшее различные вопросы к хазарскому царю, касавшиеся его страны. Ответил на это послание один из последних правителей каганата царь Иосиф).

Если бы я оставил их в покое на один час, пишет Иосиф, они уничтожили бы всю страну измаильтян до Багдада. Стало быть, в 939 г. победоносный Песах поразил мечом далеко не всех русов Таврики.

Ничего не знает о подчинении киевских русов хазарам другой современный писатель Константин Багрянородный.

Для лаврового венка досточтимого Песаха эти свидетельства столь же пагубны, как осенняя буря для увядшей листвы. Наконец, то обстоятельство, что вся история с покорением Руси нужна автору Кембриджской рукописи лишь для того, чтобы мотивировать последующий поступок Х-л-го нападение на Константинополь, совершенное на самом деле не им, а князем Игорем, окончательно изобличает литературное происхождение всего фрагмента. Во времена Игоря эпоха хазарской дани для киевских полян давно канула в прошлое.

Истина заключается в том, что неудача Олега в Крыму действительно имела следствием его поражение в Русской земле. Но победителем светлого князя здесь был не опытный военачальник дряхлевшего каганата, а юный предводитель киевских дружин, использовавший победу Песаха в Крыму в своих интересах.

Изгнание Олега II из Киева

Правда, до открытого столкновения, по-видимому, не дошло. Во всяком случае, моравское летописание (в изложении Хр. Фризе) представляет дело так, что Игорь старался осторожно устранить его [Олега] с дороги. Но Олег был слишком умен и слишком прозорлив, он сейчас заметил расставленные сети и потому заблаговременно позаботился о безопасности, собрав все свои сокровища, бежал с ними в Моравию. Когда же Оттон I вооружил в 939 г. моравов против герцога богемского [чешского князя] Болеслава, знатнейшие моравы, во внимание к высоким доблестям Олега, предложили ему моравскую корону и сделали королем [великим князем] (Фризе Хр.Ф. История польской церкви. Т. I. Варшава, 1895. C. 41).

Неизбежное свершилось: Киев был навсегда потерян для светлого князя. Но победитель подчинен необходимости в не меньшей степени, чем побежденный. Следующий политический шаг Игоря был предопределен его вновь приобретенным положением независимого государя, великого князя Русской земли он должен был добиться подтверждения своего политического статуса со стороны императора ромеев.

-//W3C//DTD HTML 3.2//EN">

ХАЗАРЫ

(Первый внешнийвраг ЗемлиРусской)

"Как нынесбирается ВещийОлег отмcтитьнеразумнымхазарам..." Именноэтими пушкинскимистрокамиограничиваютсяу большинстварусских людейзнания о хазарах.А ведь хазары- это первыйсерьезныйвнешний врагКиевской Руси.Кроме того -это еще и первоезнакомствоДревней Русис иудаизмом,еврейскойрелигией,провозглашающейбогоизбранностьи право на мировоегосподствоэтого ветхозаветногонарода.

Когда в серединеVII века на обломкахТюркскогокаганата подняласьдержава Хазар- Хазарскийкаганат, наземлях восточныхславян еще небыло единогогосударства.Славяне жилиотдельнымиплеменами.Значительнаяих часть, попавпосле многочисленныхвоенных столкновенийпод властьхазар, платилаим дань. В числеданников былиполяне, северяне,радимичи, вятичи.Покоренныхрусских князейобязали выставлятьпо первомутребованиюхазарскихправителейвспомогательноевойско, вынуждаяих тем самымвопреки собственныминтересам,участвоватьв войнах настороне хазар.Помимо всегопрочего, завоевателизаставлялирусских князейотдавать вгарем хазарскогоправителя своихдочерей. Описаниеэтого унижениячасто встречаетсяв древнерусскихсказаниях ибылинах, повествующихо том, как славянскиекнязья длятого, чтобысохранить своиземли от разорения,отдавали своихлюбимых дочерейпоганому змею.

Что же представлялоиз себя хазарскоецарство, существовавшеесвыше тысячилет назад натерриториинашей Родины?Хазарскиикаганат былгигантскимгосударством,занимавшимвсе СеверноеПричерноморье,большую частьКрыма, Приазовье,Северный Кавказ,Нижнее Поволжьеи ПрикаспийскоеЗаволжье. Врезультатемногочисленныхвоенных сраженийХазария превратиласьв одну из могущественнейшихдержав тоговремени. Вовласти хазароказалисьважнейшиеторговые путиВосточнойЕвропы: ВеликийВолжский путь,путь "Из Варягв греки", великийшелковый путьиз Азии в Европу.Огромная дань,собираемаяс многочисленныхпокоренныхнародов, обеспечивалапроцветаниеи благополучиеэтого государства.ЭтническиХазария представлялаиз себя конгломераттюркских ифинно-угорскихнародов, ведшихполукочевойобраз жизни.Зимой хазарыпроживали вгородах, в теплоеже время годакочевали иобрабатывализемлю а также,устраивалирегулярныенабеги на соседей.Во главе хазарскогогосударствастоял каган,происходившийиз династииАшинов, властькоторого держаласьна военной силеи глубочайшемнародном почитании.В глазах простыхязычников-хазаркаган былолицетворениембожественнойсилы. Он имел25 жен из дочерейподвластныххазарам правителейи народов, 60наложниц, иявлялся какбы залогомблагополучиягосударства.В случае серьезнойвоенной опасностихазары выводилисвоего кагана,один вид которого,как считалось,мог обратитьврага в бегство.Правда, прикаком-либонесчастье -военном поражении,засухе, голодеи т.д., знать инарод моглипотребоватьсмерти кагана,так как бедствиенапрямую связывалосьс ослаблениемего духовноймощи.

По существовавшемутогда обрядупри возведениина престолнового каганаему набрасывалина шею шелковуюпетлю и, хорошопридушив, спрашивалио том, сколькоон собираетсяцарствовать.Когда каганв полубессознательномсостоянииназывал числолет, его возводилина престол.Если правитель,процарствовавназванный срок,не умирал своейсмертью - егоумерщвляли.Максимальныйсрок правлениякагана ограничивалсясорока годами.По истечениюэтого времениего убивали,так как по верованиюхазар ум и рассудоккагана, а такжеего божественнаясила ослабевали,и он уже был нев состоянииприноситьпользу своемународу.

В первойполовине VIII векаодин из знатныхлюдей ХазарииБулан принялиудейскую веруи сумел навязатьее ряду другиххазарскихкнязей. Принялиудаизм и самкаган.

Потомок БуланахазарскийвоеначальникОбадия, совершивгосударственныйпереворот,захватил встране властьи превратилкагана в послушнуюмарионетку.Каган стал лишьсакральнымгосударственнымсимволом иолицетворениемв глазах простыххазар могуществаи силы Хазарии.Вся же реальнаяполитическаявласть полностьюперешла к царю-иудею(беку) и егоближайшемуиудейскомуокружению,состоявшемуиз несколькихтысяч человек.Каган, лишенныйвласти, превратилсяв своего родажертвенноеживотное, котороепри любом слухеоб ослабленииего божественнойсилы можно былоспокойно убить"по требованиюнарода" илисамого бека.Это превратилокагана в послушноеи безропотноесущество, слепоповиновавшеесяБеку и его иудейскомуокружению ирабски благословлявшеевсе их действия.Удаленный отнарода, каганстал жить вполном затворничествев своем дворцепод пристальнымнаблюдениембека и иудеев.И лишь изредкаего показывалилюдям, дабыубедить их втом, что он живи здоров.

Обадья построилв Хазарии синагогии школы, собралбольшое количествоеврейскихмудрецов совсего светаи заплатив иммного золотаи серебра, получилразъяснениясвященныхиудейскихписаний, Талмуда,Мишны и праздничныхмолитв. Именнос Обадии пошли12 хазарскихцарей-иудеев.

Реформы Обадияспособствовалирезкому увеличениюеврейскойдиаспоры Хазарии,сложившейсяеще ранее врезультатебегства иудеевиз СасанидскогоИрана и, позднее,из Византии.Одна из крупнейшихеврейских общинсуществовалав Крыму.

К IХ-Х в.в. произошлосерьезноеизменениеположенияиудеев в мире- на базе Хазарскогокаганата имудалось завершитьсоздание мощноймеждународнойторговой организации,оказывавшейсильнейшеевлияние на всюмировую политикутого времени.Французскиеимператорыдинастии Каролинговполучали средстваот хазарскихиудеев. Покровительствовалиим и испанскиеОмейяды. В рукаххазарскихевреев оказаласьзначительнаячасть всеймеждународнойторговли. Большинствособираемойхазарами даниоседало у царя-бека,его ближайшегоокружения иеврейскойдиаспоры,сосредоточившейв своих руках,фактически,всю монополиюна торговлюв государстве.Иудеи-торговцы,будучи главнойопорой властей,составляливерхний слойхазарскогообщества. Простымже хазарампредоставлялосьправо лишьохранять их,живших во всехгородах Хазариив роскоши идостатке.

Бек и егоближайшееиудейскоеокружение недоверяли коренномунаселению.Хазарскогоцаря охранялахорошо вооруженнаястража, состоявшаяиз 10-12 тысячнаемников-мусульман,с помощью которыхиудеи подавляливсякие антиправительственныевыступления,держа народв страхе ипокорности.

Жестокая,беспощаднаяполитика продолжалаосуществлятьсяхазарами вотношенииславян, земликоторых сталидля поработителейнеисчерпаемымисточником"живого товара".Основной цельюславянскойполитики Хазарскогокаганата быломаксимальноеослаблениерусских территорийи уничтожениеКиевскогокняжества. Этопревратилобы евреев вфинансовыхгоспод всегоевроазиатскогопространства.

Итак, в Х векеиудейскаядиаспора, оплотомкоторой сталХазарскийкаганат, былана пороге невиданноговзлета. Хазариястала мощнойопорной базойиудаизма иочагом егораспространенияпо всему миру.Казалось, что"избранныйнарод", спустятысячелетиепосле сокрушительноговоенного поражения,нанесенногоему римскимилегионерами,вновь близокк осуществлениюсвоей давнеймечты о мировомгосподстве...

Далеко идущиепланы хазарскихправителейоказалисьразрушеныблагодарямужеству, волеи военномугению одногочеловека. Русскийкнязь Святославнанес сокрушительныйудар по иудейскойимперии, послекоторого она,фактически,прекратиласвое существование,как единоегосударство.

Спустившисьв 965 году по Волгев хазарскиеземли, Святославразгромил воткрытом боюкагана и еговойско, захватилгород Саркел(Белая Вежа),столицу Хазариигород Итиль,а, чуть позже- город Семендер.Эти победырешили судьбувойны и определилидальнейшийраспад Каганата.Еврейскаядиаспора вужасе разбежалась,оказался разрушениудейский центрсложной политической,военной и торговойсистемы, чтоповлекло засобой серьезноеизменение всейгеополитическойобстановкитого времени.

В результатесокрушенияХазарии произошлослияние большейчасти восточнославянскихплемен в единоегосударство,получившееполную политическуюи экономическуюнезависимость.Киевская Русьустановилаконтроль надважнейшимиторговымипутями по Волгеи Дону, обезопасиласвои границыи стала однимиз сильнейшихевропейскихгосударств.

Окончательныйразгром Хазарскогоцарства былзавершен княземВладимиромв конце Х века.Отголоскамитех давнихсражений являютсярусские былиныи сказания о"Бое Ильи Муромцас жидовином".

Впоследствиипровалом закончиласьпопытка хазарскихевреев взятьреванш за военноепоражение черезнавязываниекнязю Владимируиудаизма вкачествегосударственнойрелигии (тоесть повторитьхазарскийсценарий захватавласти в странечерез правящуюверхушку). Владимирс негодованиемотверг этопредложение,остановив свойвыбор на христианстве.В 1917 году кучкабольшевиков-иудеевво главе с полуевреемЛениным (Бланком),совершивгосударственныйпереворот,захватила вРоссии власть.В новом советскомправительствеиз 556 человек,занимавшихвысшие партийныеи государственныедолжности, 448были евреи.(Дикий А. "Евреив России и СССР".Нью-Йорк. 1976 год.)

Далекиепотомки хазарскихработорговцев,разгромленныхтысячелетиеназад Святославом,превратилиРоссию в некоеподобие Хазарскогокаганата. Также, как когда-тов Хазарии, онидержали коренноенаселение припомощи наемниковиз Латвии, Эстонии,Чехии, Венгриии Китая в страхеи покорности,топя в кровивсякое антиправительственноевыступление.Усмиряя народпри помощитеррора и насилия,большевикиуничтожилипри этом десяткимиллионоврусских людей,сопротивлявшихсягосподствуинородцев.Укрепив огнеми мечем собственнуювласть, большевикиво главе государства,как и в Хазарии,поставили двухправителей:бека и кагана.Мало кто знает,что во главеправящейкоммунистическойпартии с 1936 по1939 гг. стояло двасекретаря:Сталин и Каганович(см. А.Дикий, "Евреив России и СССР").

И даже еврейскуюреспубликудолгое времяпланировалосьсоздать в Крыму- именно там,где во временаХазарскогоцарства существоваланаибольшаяеврейскаяторговая диаспора.

Объявивконечной цельюпостроениекоммунизмаи заботу о человекетруда, творцыновой религиизаставили народработать загроши и довольствоватьсякрохами, давитьсяв очередях дажеза самым необходимым.Сами же коммунистическиевожди, образуяизбранныйпривилегированныйклан, жили, подобнохазарскойверхушке, вроскоши и достатке,снабжаясьэлитными товарамии продуктамичерез спецраспределители,презрительнои сыто посматриваясвысока наостальное нищееи голодноеобщество.

И сейчас,вновь прорываяськ вершинамполитическойвласти, ониопять, как и 80лет назад обещаютнароду "светлоебудущее", изобилиеи благополучие.

Что же касаетсядалеких потомковпростых хазар...Так они до сихпор, как когда-тои их предки,занимаютсяв горах СеверногоКавказа грабежамии разбоем, совершаянабеги на русскиесела и торгуязахваченнымипленниками.

Военный жеопыт нашихпращуров,столкнувшихсяеще тысячу летназад с этойпроблемой,учит, что даннаяпублика понимаети уважает толькожесткость исилу оружия!

Кандидатисторическихнаук Д.Волгин.

ЛИТЕРАТУРА:

1. С.А.Плетнева"Хазары" М.1976г.

2. А. М.Макаров"СокрушениеХазарскогокаганата Святославом"М. 1995г.

3. М.И.Артамонов"История Хазар"Л. 1962г.

4. "Советскаяисторическаяэнциклопедия"М. 1974г.

5. Е.Л. Разин"История военногоискусства"Т.2.М. 1957г.

6. Л.Гумилев"ОткрытиеХазарии" т.б.1996г.

7. П.К.Коковцев"Еврейско-хазарскаяпереписка вХ в." Л. 1932г.

"РусскийПорядок" N 3(44) 1997г.

Сопоставитьпозиции лирическихгероев в стихотворениях«Ангел - хранитель»А. Блока и «Рыцарьна час» Н. А.Некрасова.


Стихотворения«Ангел - хранитель»А. Блока и «Рыцарьна час» Н. А.Некрасова напервый взглядне имеют междусобой ничегообщего. Действительно,А. Блок и Некрасов- это совершенноразные писатели,каждый из которыхотличаетсясвоим самобытнымстилем, характеромпроизведений,они жили и творили,по - существу,в разных эпохах:«Рыцарь на час»был написанв 1862 году, тогдакак произведениеА. Блока датируетсяначалом XX века,а именно 1906 годом.Но несмотряна все это естьочень важныйфактор, которыйсближает этипроизведения- это то, чтосоздавалисьони в трудныедля страныгоды, в годыпредшествующиеглобальнымпеременам вжизни общества.

Н. А.Некрасов мучительнопереживал годы,последовавшиеза «крестьянскойреформой».Крестьянскиебунты, вызванныеграбительскойреформой, властиподавляли сневероятнойжестокостью,революционнаядемократиятакже переживалатрудные дни.Некрасов, будучичеловеком,которомунебезразличнасудьба Родины,бал страшнопотрясен, видявсе это. В этовремя арестовываютближайшихдрузей Некрасова- М. Л. Михайлова,Н. Г. Чернышевского,запрещаетсяна восемь месяцевиздание «Современника». И в этот моментрождаетсястихотворениеНекрасова«Рыцарь начас», проникнутоечувствомответственностиперед судомистории и судомсобственногосердца. Воспоминанияо матери вызываютв душе лирическогогероя мукивечно беспокойнойсовести и мыслио своем местев жизни. Он проситмать спастиего, возродить«силу свободную,гордую»:

Выводина дорогу тернистую!

Разучилсяходить я поней,

Погрузилсяя в тину нечистую

Мелкихпомыслов, мелкихстрастей.

Отликующих, праздноболтающих,

Обагряющихруки в крови

Уведименя в станпогибающих

Завеликое делолюбви!


Стихотворениезавершаетсябеспощаднымиупреками вадрес лирическогогероя, которыераспространяютсяна всех, ктоактивно неучаствует вборьбе противнесправедливости:


Выеще не в могиле,вы живы,

Нодля дела вымертвы давно,

Сужденывам благиепорывы,

Носвершить ничегоне дано...


Такаяжесткая самокритикалирическогогероя обусловлена,по - видимому,ужасом сознаниябессилия каким- либо образомактивно повлиятьна сложившуюсяситуацию, онустал от постояннойборьбы, он невидит перспективы,и те действиячто он предпринимаетдалеки от настоящейсамоотверженнойборьбы. Отсюдаи горько - ироническоезаглавие: «Рыцарьна час». Но длялирическогогероя это нетолько упрек,это также мощныйстимул преодолетьдушевную слабость,это призыв кдействиям.

СтихотворениеА. Блока былонаписано в 1906году, также втрудные дляРоссии годы,в самый разгарреволюции.Однако психическоедавление наБлока было нетаким сильным,как на Некрасова,что обеспечиломенее жесткуюсамооценкусвоих жизненныхпринципов.

Революция1905 года произвелана него громадное впечатление, в сильно степенипрояснила егоидейное ихудожественноезрение. Он увиделактивностьнарода, еговолю к борьбеза свободу исчастье, в самомсебе открыл"гражданина", впервые ощутил присущее каждомуистинному ичестному художникучувство кровной связи с народоми сознаниеобщественнойответственностиза свое писательскоедело. Стихотворение«Ангел - хранитель»тоже, как и уНекрасова, своеобразнаяоценка своихдействий, онопоказываеткаким видит Блока своеместо в обществе,и какую рольдолжен он игратьна перепутьеисторическогоразвития страны.Лирическийгерой Блока,в отличие отнекрасовского,благодаритангела - хранителяза то, что онуберег его отпоспешных инеобдуманныхдействий. Здесьлирическийгерой показываетсвою силу, носила эта заключаетсяименно в том,что он не растерялсвои человеческиекачества, онможет говоритьправду и в этомвся его сила.Лирическийгерой Некрасоваупрекает себяза то, что онне смог активновключитьсяв борьбу занарод, тогдакак у Блока оннапротив благодаритангела за то,что он уберегего от необдуманныхрешительныхдействий. Чтоэто? Трусость? Нет, это скореездравая оценкасложившейсяситуации. Силапоэта, писателязаключаетсякак раз в том,что они в состояниивлиять посредствомсвоих произведенийна широкиемассы народа,и поэтому, еслитот или инойписатель илипоэт не участвуетоткрыто в народныхволнениях, тоэто вовсе неговорит о том,что он вне народа.Блок подчеркиваеттесную связьлирическогогероя с народнымимассами. Оносознаетнеобратимостьперемен, носвое участиев этих переменахон видит тольков рамках, ограничивающихсферу действийлирическогогероя. Лирическийгерой твердознает к чему,и каким путемон будет стремиться,а это – самоеглавное.

Помнить великие победы наших предков – святой долг каждого из нас, ибо знание о тех великих победах прошлого несут в себе ключи к пониманию того, как нужно строить своё будущее. Как помним мы победу дедов наших в Великой Отечественной войне над гитлеровским нацизмом 1945 года, так должны мы чтить и помнить неоценимый вклад в развитие Руси победы князя Святослава Храброго в 964 году над Хазарией.

О Святославе замолвите слово­

Мало кому за пределами нашей Родины известно имя воина, правителя и человека – Великого князя Киевского Святослава Игоревича, прозванного Храбрым. Но ещё меньше известно, что правильное имя его Светослав, а не Святослав, так как имя его происходит от слова «Свет», а не «свят». Так, заменив лишь одну букву, враги Руси убили правильное понимание его имени, которое образовано из двух таких прекрасных слов как Свет и Славить. В итоге, получилось мужское имя Светослав, означавшее того, кто славит свет или свет славящего. Кроме того, в отличие от Александра Македонского, которого наши предки называли тёмным воином, князя-воина Светослава народ называл Светлым Князем и Светлым Воином.

Князь Светослав Игоревич с детства воспитывался, как воин. Воспитателем, наставником Святослава был варяг Асмуд (варяги были высшей кастой профессиональных воинов, формировавшейся из разных народов Славяно-Ариев), учивший юного воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьёй, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству обучал Светослава другой варяг – главный киевский воевода Свенельд.

Будучи трёхлетним ребёнком в 945 году н.э., а правильнее в лето 6453 от СМЗХ (Сотворение Мира в Звёздном Храме – новое летоисчисление наших предков, которое берёт своё начало от момента заключения мирного договора после победы в войне над Древним Китаем), он принял участие в своём первом сражении. Было это в тот раз, когда княгиня Ольга вместе с дружиной отправилась на войну с древлянами, чтобы отомстить за убитого мужа, князя Игоря. Князь Игорь решил собрать подать по второму кругу, за что и был убит древлянами. Впереди киевской дружины на коне сидел Святослав. И когда сошлись оба войска – киевское и древлянское, то маленький Светослав бросил копьё в сторону древлян. Тогда ещё Светослав был совсем мальчиком, поэтому копьё улетело недалеко – пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу. Но киевские воеводы сказали: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». Таков был древний обычай русов – только князь мог начать битву. И неважно, в каком возрасте пребывал князь.

Кстати, слово КНЯЗЬ по расшифровке Гриневича Г.С. на древнем праязыке наших предков – КЪНАЗЬ, означает «к совершенству (утончённости) земли имеющий отношение или, просто, сокровенность (утончённость) земли»!

Пока Светослав подрастал и набирался опыта и мужества, княжеством правила его мать княгиня Ольга. Но Светослав Игоревич не был похож на свою мать. Если Ольга приняла крещение в греческую религию, которая впоследствии стала христианской, то Светослав оставался носителем ведических знаний и традиций своих предков.

Сквозь века сохранилось описание его портрета византийским историком Львом Диаконом: «Среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами…»

Больше всего Светослав ценил боевые доспехи и оружие. Древняя летопись «Повесть временных лет» повествует о князе Светославе, как об истинном воине. Ночевал не в шатре, а на конской попоне, с седлом в головах. В походах не возил он с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или говядину, или же мясо диких зверей, жарил на углях и так ел. Такими же выносливыми и неприхотливыми были и его воины. Зато дружина Светослава, не обременённая обозами, передвигалась очень быстро и появлялась перед противником неожиданно, наводя на них страх.

Сам же Светослав не боялся своих противников. Когда выходил он в поход, то всегда посылал в чужие земли весть-предупреждение: «Иду на вы!» Что означало – хочу идти на вас, то есть вы мои враги. Забавно то, что на «вы» наши предки называли врагов, а сейчас это слово уважительного обращения к незнакомому человеку или старшему по возрасту.

Не нападать без предупреждения, не стрелять в безоружного, или не равного по силе противника – это кодекс воинской чести, древняя традиция Славяно-Ариев, которую чтил и соблюдал великий Светлый Воин князь Светослав.

Кроме воинской чести и мужества, выдающейся особенностью характера Светослава, как Светлого Воина, была его непримиримая борьба с ростовщичеством, приносимым на Русь хазарами. За то, что брали деньги под проценты и давали под проценты другим, рубил обе руки. Считал ростовщичество растлением души и денежным рабством, порождающим все пороки. А хазар, промышлявших на Руси кредитованием, приковывал к плоту и сплавлял по Днепру в Чёрное море.

Хазарcкий Каганат

Хазарское государство – Хазарский Каганат – самое сильное и богатое государство на юго-востоке от границ Киевской Руси. Располагалось оно в низовьях Волги, растянувшись на запад и на восток вплоть до Мордовии, включая такие территории, как Северный Афганистан, Крым (Тмутаракань – один из её городов). Хазарский город Семендер находился на Северном Кавказе, Саркел – в междуречье Волги и Дона, нижнего их течения. Столица Итиль находилась как раз в устье Волги, примерно на месте современной Астрахани.

До закабаления персидскими иудеями (и-УД-ей – означает иссекающие УД, т.е. обрезанные, а УД – мужской половой орган, откуда произошли слова УДовольствие – получение сексуального наслаждения, УДочка, УДилище) в середине 6 века н.э. Хазарии, в ней довольно дружно жили белые и чёрные хазары. Белыми хазарами называли тогда правящую касту профессиональных воинов из Славяно-Ариев, в то время как чёрными хазарами называли тюркские племена, пришедшие в низовья реки РА (Волги – Итиль) из глубин Азии, как беженцы из Древнего Китая. По сути своей, чёрные хазары были представителями жёлтой расы с примесями чёрной расы. У них были чёрные волосы, чёрные глаза и смуглая (жёлтая) кожа, за что и были они прозваны чёрными хазарами.

Хазария существовала как многонациональное государство, в котором люди как белой, так и жёлтой расы мирно жили бок о бок друг с другом. В таком же мире и согласии Хазария жила и со своими соседями. Выгодное месторасположение Хазарии (через Хазарский Каганат проходил знаменитый «Великий шёлковый путь») привлекло в страну персидских иудеев из колена Симонова, которые начали переселяться сюда после совершённой ими революции в Персии, когда евреи начисто обобрали персидский народ, и со всеми их богатствами бежали из страны. Подробнее о том, как была уничтожена Персидская Империя, которую основали предки Славяно-Ариев, можно прочитать в статьях и книгах Николая Левашова…

Используя так называемый институт еврейских невест (специально обученные сексуальной магии еврейские женщины), отдавая их замуж за представителей высшей хазарской знати, евреи завладевали всеми ключевыми государственными постами. Как? Очень просто. Дети, рождённые от иудейки, являются исключительно иудеями. Именно по материнской линии передаётся национальный признак среди евреев. Итак, через поколение все ключевые должности в хазарском государстве были заняты детьми, рождёнными от иудейских жён и мужских представителей правящей иерархии Хазарского Каганата. Занимая высокие должности среди элиты, евреи-хазары стали всячески способствовать развитию торгового бизнеса для своих соплеменников. Получив экономику страны в свои руки, они также стали прибирать к рукам и политическое влияние.

Евреев по матери среди военной элиты было всё ещё немного, но и в их среде пришло время для восстания. Обадия, опираясь на хазарскую знать еврейского происхождения, с помощью наёмников – печенегов и гузов – развязал гражданскую войну, в результате которой хазарские тюрки были разбиты и вынуждены были покинуть Родину и осесть на территории современной Венгрии. После победы над хазарскими тюрками в гражданской войне, хазарские евреи обложили местное население тяжелейшей данью. Тех хазар, которые не покинули свою Родину, евреи превратили в самых настоящих рабов.

В очередной раз евреи старательно «отблагодарили» народ, который предоставил «беженцам» убежище на своей территории. Параллелей в недалёком прошлом можно найти много – Палестина, Персия, а современная Украина и Россия пребывают в таком же положении, как и тысячу лет назад народ Хазарии.

Полный контроль караванных путей, проходящих через Хазарский Каганат, позволил евреям создать торговую монополию, когда они стали контролировать закупочные цены и продажные цены ввозимых и местных товаров. В результате чего на товары местного производства были установлены минимальные закупочные цены, что приводило к ограблению местных товаропроизводителей, а на продаваемые евреями товары устанавливались максимальные цены, что давало евреям сверхприбыли за счёт откровенного грабежа производителей и покупателей.