» » Действие ведьм. Волшебная метла ведьмы

Действие ведьм. Волшебная метла ведьмы

Houssoir Balai de branchages.

Предмет домашнего обихода, с древнейших времен наделяемый значительной магической силой. Символика и обрядовое использование мётел, веников и т. п. связаны, г.о., со сферой духов и бытовой магии. Связь метлы с миром духов обусловила наличие ряда запретов (например, на подметание ночью).

Представление об использовании ведьмами мётел для полётов на шабаши верхом отчасти связаны с представлениями о возможности завладения метлы (злым) духом. Впрочем, в качестве транспортного средства называется и другая домашняя утварь: ухваты, скамейки, бочки, каминные щипцы и т. д.

Метла с длинной рукоятью - несомненный фаллический символ, особенно как атрибут обнаженных ведьм.

Прутья метлы несут, очевидно, символику плодородия и роста. Эти прутики, по поверью, могли отпугивать непогоду, потому коньки крыш украшались «ведьмиными метлами».

В настоящее время - символ переустройства («новая метла»).

См. также:

Орудия Ведьмы Полёт

Африка

В Северной Африке существует запрет на подметание в доме, в котором находится покойник.

Античность

Сказка об ученике волшебника, который превратил метлу в водоноса и лишь своим хозяином был выручен из беды, восходит ещё к древнеегипетским мотивам и была известна в античное время.

Пифагор запретил, если верить старому народному поверью, переступать через метлу.

На празднике душ (антестерий) в дома людей в гости приходили тени умерших, которым предлагалось угощение и которых затем снова прогоняли, выметая метлой.

Китай

Мудрость, проницательность и устранение всех невзгод и трудностей.

Игроки опасаются метлы, которая может «вымести везение».

Богиня ясной погоды, почитаемая во время празднования Нового года за то, что выметает дождевые облака.

Япония

Метла, сделанная из травы, используется в весеннем ритуале как символ очищения.

Мезоамерика

Праздник выметания метлой (охпаництли) известен в Древней Мексике. Он посвящён старой богине Земли Тетеоиннан и, по преданию, изгоняет несчастья и болезни.

Славяне

Веник, метла - который в народных верованиях ассоциируется с «нечистым», демоническим началом и одновременно выступает в роли оберега. Считалось, что в виде летящей метлы могли появляться:

  • духи, приносящие человеку богатство,
  • дух-любовник,
  • огненный змей;

Верхом на помеле или венике летали ведьмы, колдуньи, босорки, стриги и др. персонажи нечистой силы. С помощью веника ведьма сбивала росу на пастбище, чтобы отобрать у чужих коров молоко. Во вредоносной магии восточных славян старый веник подбрасывали под порог дома, в огород, перебрасывали его через крышу дома, бросали вслед человеку, чтобы навести на него порчу, вызвать в доме ссоры, болезни и несчастья. По севернорусским поверьям, банник обитает в куче не ошпаренных банных веников, а домовой сидит в углу под домашним веником, поэтому при переезде в новый дом хозяева брали с собой старый веник, чтобы не оставить домового в прежнем жилье.

С веником связано множество запретов и предостережений:

  • старый В. нельзя было выбрасывать вблизи дома, чтобы на него не наступили домочадцы или скот (это грозило им болезнями);
  • запрещалось бить веником детей и погонять им домашних животных;
  • не рекомендовалось сжигать старый веник в своей печи, так как это могло вызвать бурю, сильный вихрь или нашествие насекомых (вшей, клопов, тараканов).

Вместе с тем веник использовали для защиты от вредоносных сил:

  • против проникновения в дом нечистой силы возле входной двери ставили перевернутую прутьями вверх метлу;
  • оберегая роженицу и новорожденного, веник клали в изголовье кровати или под колыбель;
  • веником расчищали путь свадебному поезду или невесте, которую вели в баню, чтобы оградить ее от порчи.

К помощи старого веника прибегали и в случае, когда не удавалась какая-нибудь работа:

  • им били маслобойку, если плохо сбивалось масло;
  • проводили веником по основе, чтобы не путались нитки при тканье;
  • били по дну квашни, если не удавалось дрожжевое тесто и т. п.

Метлы и веники втыкали в грядки с овощами и в посевы льна, конопли, злаков, чтобы уберечь их от порчи и стихийных бедствий. Сербы Косова затыкали веник в коровник «от вештицы»; жители Полесья подвешивали веник в хлеву как оберег скота; в Силезии клали метлы крест-накрест в дверях хлева в особенно опасные дни (накануне Юрьева или Иванова дня).

Широко использовался веник и в лечебной магии:

  • больных били веником, «обметали» их или прикасались к больному месту;
  • укладывали на веник, перебрасывали веник через больного или заставляли его перешагнуть через веник;
  • процеживали через веник воду и обмывали ею заболевшего и т. п.

Особое значение приобретал «покойницкий» веник, то есть тот, которым подметали пол после выноса из дома умершего: его выбрасывали вместе с мусором подальше от дома или бросали в воду, сжигали. У сербов было принято относить такой веник на кладбище, чтобы «душа умершего там и осталась». Украинцы Покутья считали, что «покойницкий» веник следует выбрасывать в отдаленных местах, «чтобы не затоптать покойника»; в польской Силезии это делали с той целью, чтобы «покойник не вернулся в дом». В болгарском проклятье «пусть заметет его черная метла» веник и действие метения являются метафорой смерти. Увидеть метлу во сне означало предвестие беды.

Уничтожение старых и заготовка новых веников обычно были приурочены к Иванову дню: использованные старые веники удалялись за пределы «своего» пространства, туда, где не ступает нога человека и скотины (веники выбрасывали в овраги, в воду, сжигали в ритуальном костре). Растительный материал для новых веников можно было заготавливать лишь после Иванова дня, когда - по поверьям - в растениях уже нет злых духов (болг.). Белорусы Виленской губ. выставляли новые «ивановские» веники на высоких шестах возле дома, чтобы защитить детей от сглаза.

В сербской традиции ритуальными функциями и магической силой наделялась метла, которой подметали гумно. В р-не Косова по окончании молотьбы украшали «стожер» (столб в центре гумна) прутьями метлы или укрепляли ее на вершине столба со словами: «Дай, Бог, в будущем году еще больше!» Прутья этой метлы затем опускали в воду и лечили ею детей от ночного плача.

Активно использовался веник и в очистительных обрядах. Так, в южнославянских ритуалах символического изгнания из дома змей и насекомых (приуроченных к 1 марта, Тодоровой неделе, к Благовещению) хозяева поджигали старые веники, обходили с ними свой двор с криками: «Вон, блохи!», «Убегайте, змеи!»

У восточных славян при гаданиях о замужестве девушки часто использовали так называемый «колядный» веник (которым подметали пол в период святок):

  • его подбрасывали вверх, примечая, в какую сторону прутьями он упадет;
  • бросали на дорогу и ждали, кто его поднимет;
  • подкладывали прутья от него себе под подушку на ночь в ожидании вещего сна.

В Полесье известен особый ритуал рассечения топором «колядного» веника по истечении святок - это делал тот, кто нарушил запреты шить, ткать и вообще работать в «святые» вечера, чтобы таким магическим способом снять с себя грех.

Христианство

  • Марта, Св.;
  • Петронилла, Св. - обе покровительницы и защитниц домашних работниц.

Магия

Древко метлы использовалось для втирания мази ведьм в стенки влагалища.

Ad vocem

Поговорки:

  • «В чужие дела не суйся» - букв. «Подметай у своего порога»;
  • «Новая метла чисто метет»;
  • «Вымести железной метлой».

Литература

  • Виноградова Л. Н. Статья «Веник» в SMES
  • Лит.: Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Символический язык вещей: веник (метла) в славянских обрядах и верованиях // Символический язык традиционной культуры: Балканские чтения-Н. М., 1993. С. 3-36 < SMES

Иллюстрации

  • Метла в качестве летательного аппарата «ведьмы из Вальдензера». Книжная миниатюра. Ле Шампюи де Дам, 1451 г.

Все началось с хлеба. В Европе эпохи средних веков и начала Ренессанса хлеб пекли в основном из ржаной муки. А рожь и некоторые близкие ей злаки иногда бывают заражены грибком – спорыньей – который в больших дозах может вызвать смерть. Между тем, небольшие дозы спорыньи являются мощным галлюциногенным средством.

В летописях той эпохи часто упоминается некий недуг европейцев, который получил название «танцевального помешательства»: на улицах городов и деревень временами можно было встретить группы танцующих людей, изо рта которых шла пена и которые часто несли всякий вздор – и так продолжалось до тех пор, пока они не падали от изнеможения. Люди, пережившие это «помешательство», позже рассказывали о невероятных видениях, которые его сопровождали. (В 20 веке, занимаясь изучением спорыньи, Альберт Хофманн - Albert HofMann - открыл галлюциногенные свойства ЛСД.)

Вскоре люди – как они это часто делают – решили воспользоваться этими знаниями и найти способ приручить спорынью, в частности в качестве галлюциногена. Они также начали экспериментировать с другими растениями. Дэвид Кролл (David Kroll) из Forbes пишет, что галлюциногенные вещества содержатся также в Atropa belladonna (белладонне обыкновенной), Hyoscyamus niger (белене), Mandragora officinarum (мандрагоре) и Datura stramonium (дурмане обыкновенном). В 16 веке врач испанского двора Андрес де Лагуна (Andrés de Laguna) заявил, что он нашел «горшок, полный зеленой мази, изготовленной из таких трав, как болиголов, белладонна, белена и мандрагора», в доме людей, обвиняемых в колдовстве.

Ведьминский процесс в Салеме

Так откуда в этих легендах взялись метлы? Дело в том, что для достижения галлюцинаций первым наркоманам требовался несколько более сложный метод употребления наркотика, чем простое проглатывание. При проглатывании эти старинные галлюциногены могли спровоцировать массу неприятных побочных эффектов – в том числе тошноту, рвоту и раздражение на коже. Тогда люди поняли, что, если эти вещества попадают в организм через кожу, это может вызывать галлюцинации, которые не сопровождаются неприятными побочными эффектами. Они также выяснили, что лучше всего эти вещества впитываются потовыми железами подмышек и слизистой оболочкой половых органов.

Таким образом, люди использовали свои накопленные знания в области фармакологии для производства наркотических бальзамов – то есть «колдовских снадобий». А чтобы наносить эти снадобья с максимальной эффективностью, они воспользовались одним из инструментов ведения домашнего хозяйства – метлой. В частности черенком метлы – думаю, смысл вы уловили.

В одном из документов 1324 года говорится следующее:

«Во время обыска в комнате леди они обнаружили трубку с мазью, с помощью которой она наносила вещество, после чего она долго скакала и бегала».

В 15 веке Джорданес де Бергамо (Jordanes de Bergamo) написал следующее:

«Простой народ верит, а ведьмы признаются в том, что по определенным дням или ночам они наносят зелье на метлу и едут на ней к назначенному месту или намазывают себе подмышки и другие волосистые места».

Итак, мы теперь знаем, откуда взялись метлы. А как насчет полетов?

Отчасти образ полетов на метле объясняется местом метлы в языческих ритуалах. Метла воплощает в себе баланс мужской энергии (черенок, превращающийся в фаллический символ) и женской энергии (щетина) – это объясняет, почему метлу часто использовали во время церемоний бракосочетания. Однако более правдоподобным объяснением может служить то, что люди, подсевшие на «колдовское зелье», в самом практическом смысле использовали черенок метлы, чтобы словить кайф. Фактически, они пользовались своими метлами, чтобы «взлететь».


Видимо, так оно и было на самом деле. В 1966 году Густав Шенк (Gustav Schenk) описал эффекты воздействия тропановых алкалоидов следующим образом:

«Мои зубы были крепко сжаты, и мной завладела дурманящая ярость… но я также знал, что меня переполняло особое чувство радости, связанное с бредовым ощущением того, что мои ноги становились легче, что я становился больше и освобождался от моего тела. Все части моего тела как будто отделялись друг от друга, и я испугался, что распадаюсь на части. В то же время я испытывал упоительное ощущение полета… Я взлетел туда, где мои галлюцинации – облака, низкое небо, стада животных, опадающие листья… вздымающиеся клубы пара и реки жидкого металла – кружились вокруг меня.

Теперь вы знаете всю историю – от ржи до летающих метел. Однако в культурном воображении «ведьмам» необязательно было изменять назначение этих инструментов уборки, чтобы их обвинили в колдовстве. В 1976 году Линнда Капорэл (Linnda Caporael) представила свою работу, в которой она предположила, что Массачусетс 17 века стал невольной жертвой вспышки заражения ржи спорыньей.

Вокруг ее работы до сих пор не утихают споры, однако позже ученые доказали обоснованность ее предположений: в 1692 году Массачусетс действительно пережил вспышку заражения посевов этим грибком, ставшим основой «колдовского зелья».

Где был эпицентр этой вспышки? В Салеме (в 1692 году состоялся Судебный процесс над салемскими ведьмами, - прим. перев. ).

А Гарри Поттер еще не знает

Ведьмы умеют летать?..

Они летают на метле или на чем-то или на ком-то еще? Или…?

И, вообще, что есть полет для ведьмы?..



Ведьма, верхом на метле, летящая на фоне луны, это – азбучный образ ведьмы, утвердившийся в массовом сознании. Особенно среди людей, далеких от ведьмовства, или среди тех подростков, которые, прочитав замечательные романы о Гарри Поттере, перенесли большую часть написанного на современные магические и языческие практики.
Однако, любая современная ведьма, посмеется над подобными воззрениями. И в тоже время, вполне серьезно заявит о том, что «да, она – летает!»
Так как же выглядит правда о ведьмовском полете?


Откуда пришли мифы
Образ летающей ведьмы корнями своими уходит в глубину веков.
Одни источники восходят к древним мифам о том, что ведьмы умели превращаться в птиц - ворон и сов, и таком виде передвигались по воздуху. Со временем возникло мнение, что для полета ведьмы пользуются различными вспомогательными средствами, например, метлами или демонами, принимающими облик животных. И с тех пор в умах обывателей, прочно закрепилось мнение о том, что ведьмовские полеты – это нечто дьявольское, это то, чем дьявол наделил своих последователей (ехидный смех тех ведьм, что читают эти строки, я полностью разделяю!).


Так в чем же правда?
Начнем с того, что ни Дьявола, ни его понятия в Викке и ведовстве нет. А значит – и подарков от него мы никаких не получаем.
Это – во-первых.
Во-вторых, в рассказах о превращениях часто имеется ввиду не физическое превращение, а внутреннее, когда во время мистических трансов, медитативных путешествий, ведьма оборачивается в птицу, зверя или еще в какое-то существо и именно в этом облике совершает свое странствие. Другие источники восходят к римской мифологии, повествующей о Дикой охоте богини Дианы, которая мчится по ночному небу, неся гибель немногочисленным путникам. Эти мифы переплелись с более поздними рассказами о летающих итальянских ведьмах – стрегах.
При этом выбор средства передвижения, зависел о расстояния, которое надо было преодолеть. Чаще всего ведьмы преодолевали расстояния пешком – точно так же, как любят это делать современные последовательницы ведовства.
Но если расстояние оказывалось слишком большим…
народный фольклор уверен, что в этом случае ведьма прибегала к магическим методам. И чаще всего, она весело садилась на метлу и отправлялась в путь.

Почему именно метла???

Метла или Помело – это один из древнейших магических инструментов. В Древней Греции она являлась символом Гекаты как триединой Богини, как богини, связанной с деторождением. Ее жрицы - акушерки после рождения ребенка обязательно обметали порог дома, чтобы избавиться от злых духов.
С тех самых пор метла, в глазах человека, всегда имела непосредственное отношение к магии и вскоре стала непременным атрибутом европейских ведьм.
В эпоху гонений ведьм обвиняли именно в полетах на метле, и это рассматривалось как доказательство их связи с дьяволом. Да-да, мы опять вернулись к излюбленным выдумкам средневековой церкви.
И, повторюсь, сказки о ведьмах, летающих на метлах – это результат неправильного объяснения и непонимания сути медитативных и астральных путешествий.

«Летательная мазь»
Другой важнейшей составляющей ведьмовского полета была, конечно же, особенная «Летательная мазь». Ее еще называли Зеленая мазь, Волшебная или Волчья мазь. Согласно преданиям, последняя особенно использовалась оборотнями. Она давала им возможность обернуться волками.
Как тут не вспомнить мифы о превращениях ведьм в птиц!
В документах, описывающих следствия эпохи гонений, можно встретить такие описания:
«…при обыске чулана был обнаружен флакон с мазью, которой женщина смазывала шест, на котором она перемещалась по воздуху…»
«…ведьмы признают, что в определенные дни и ночи они смазывают шест и летят на нем в условленное место»
И все-таки, такую мазь было принято наносить на кожу.
В ее состав входили:
Дурман - используется для крепкого сна, в защитной магии, в шаманских практиках;
Аконит – используется в магии защиты;
Белладонна – используется в военной магии, для астральных путешествий, усиливает видения; к ней прибегли, чтобы заглянуть в будущее;
Черная белена – ее использование в магии дарует любовь, ясновидение, помогает при вызове духов; используется так же в культе Кибелы;
Болиголов – используется для астральных путешествий, разрушение чар, сексуального влечения; очень сильное средство очищения.
Все эти растения:
*находятся под покровительством Сатурна,
*являются растениями богини Гекаты,
*ядовитые: попадание сока или частей этих растений на кожу может вызвать раздражение,
*обладают галлюциногенным эффектом.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что такая мазь использовалась для:
*шаманских практик,
*астральных и медитативных путешествий,
*для вызова видений и вещих снов,
*в практиках прорицания.
Т.е. – для получения знаний.


Метла и современная ведьма
Сегодня метла – это очень важный атрибут ведьмы. Только используется он – не для полетов.
Это один из чудесных инструментов, используемый как в магии, так и в быту:
1.Готовясь к ритуалу, ведьма подметает ритуальное пространство (место проведения магического ритуала) магической метлой. Однако, такое подметание – это нечто большее, чем физическое очищение. Чаще всего, метла не касается земли. Подметая, ведьма представляет, как метла выметает астральный «мусор», скапливающийся в любом месте, где живут люди.
Такая очистка ритуального пространства способствует более удачному выполнению ритуала.
Однако метлу можно использовать и для очищения вашего дома от негативной энергии.
Для этого: начните от входной двери и метите против часовой стрелки. Когда вернетесь к началу, откройте дверь и выметите весь негатив наружу.


2. Так как в современных практиках метла чаще всего используется в ритуалах очищающей магии, то ее принято связывать со стихией Воды. Поэтому, ее рекомендуется использовать во всех видах водных заклинаний, включая любовную магию, а также – для психологической работы.
3. Защитная магия тоже не оставила метлу в стороне.
В традиции многих народов, принято ставить метлу у дверей прутьями вверх, положить ее поперек порога. В этом случае метла защищает от зла и заклятий и дом, и всех живущих в нем.
А уж если маленькую метелку положить под подушку, она отгонит кошмары, будет навевать хорошие сны и охранять спящего. Этакий европейский вариант «Ловца снов» получился.
Хе-хе, кстати, когда ведьма ставит метлу прутьями вверх (или прикрепляет так на стене своей гостиной) – этим действом она еще и оказывает почитание Богине.
4. Метла считается не только символом защиты, но и символом плодородия. Сегодня некоторые викканские и языческие ритуалы обручения включают в себя прыжки через метлу. Считается, что таким образом, пара благословляется силой плодородия. В этом случае рукоять метлы символизирует мужчину, а прутья – женщину.

Ведьмина метла: сделай сам
Если вы хотите сделать свою магическую метлу, вы можете использовать старую магическую формулу:

палка из ясеня, прутья березы, ивовая оплетка.

Ясень привносил защиту, береза — очищение, а ива - посвящена Богине, и в первую очередь – Богине Луны.
Конечно, ветки с любых деревьев и кустов могут быть использованы вместо метлы.
Для ведьмовской метлы также подходящими являлись:
Вереск (Calluna vulgaris) – это растение, которое открывает врата, соединяющие наш мир с миром фей. Латинское название происходит от греческого «подметать» - из него делали веники и метлы.
Береза – использовалась в защитных целях, ей также приписывались очищающие свойства. Именно из березовых веток традиционно делались ведьмины метлы.
Впрочем, вы можете добавить ветви и пахучие травы тех растения, которые считаете нужным.



Свобода полета...
И все-таки, неужели ведьмы летают только во время астральных и медитативных путешествий?..
На протяжении многих веков метла – это символ ведьмы и колдовства. Она олицетворяет уютный домашний очаг, дом и… свободу полета.
И в самом деле, полет – это состояние абсолютной свободы. И оно достигается не только во время медитативных странствий. Состояние полета ведьма может почувствовать… в любой момент, в который пожелает.

Почему?

Потому, что ведьма – абсолютно свободна. Всегда.

Мы – гармоничная часть окружающего мира – паутины. Его бескрайние просторы – часть нашей души.
Благословляя новый день, с его холодным дождем или ярким солнцем, с его ледяной метелью или сатиново - серым небом, затянутым тучами, вдыхая воздух этого дня, мы чувствуем, как крылья нашей души расправляются навстречу новому дню и тем свершениям, что он нам несет.
А где крылья – там полет.

Нужно лишь набраться смелости и сделать шаг навстречу сияющей бездне новых дел…


Метла Ведьмы — один из самых древних магических инструментов. Сделать метлу можно самостоятельно, либо обратиться к практику.

Как сделать Метлу Ведьмы

Выбирайте ветки деревьев, с которыми вы чувствуете особую связь. Не забудьте, после того, как срубите ветку оставить подношение дереву. Раз вы что-то забираете, то должны оставить что-то взамен. Подношение выбирайте таким, чтобы оно полностью растворилось в природе, не оставив мусора. Можно оставить молока или монет.

Если у вас нет определенного дерева, с которым вы чувствуете связь, используйте дерево ясеня (для палки) а для для щетки — прутья березы, рябины или ивы. Прутьев должно быть нечетное количество.

Затем следует активировать материалы для будущей метлы. Лучшее для этого время — полнолуние (особенно если это месяц вашего рождения). Попросите богов благословить и освятить вашу метлу, почтите деревья, из которых вы взяли материалы. После соедините палку и ветки, попросите богов благословить ваш магический инструмент, чтобы он был полезен.

Затем украсьте свою метлу. Вырезайте символы, как магические, так и личные, которые отражают связь, которую вы разделяете с вашим инструментом, вы можете прикреплять ленты с определенными цветами или добавлять на нее маленькие колокольчики и перья, выбор за вами. Как только это будет сделано, вы можете активировать инструмент, пропустив каплю своей крови (альтернатива — слюна).

Попросите Богов благословить вас и ваш инструмент и поблагодарить их за их любовь. Ваша работа выполнена, вы создали мощный инструмент который будет защищать вас.

Какая польза от Метлы Ведьмы?

Метла Ведьмы может использоваться для разных целей. Самое основное применение — это очищение магического пространства. Метла мгновенно удаляет все отрицательные энергии конкретного места. Кроме того, если вы чувствуете, негативную энергетику в вашем доме, то возьмите горсть соли, бросьте на пол и начинайте мести вашей волшебной метлой. Негативная энергия будет удалена.

Если вам снятся кошмары, если у вас сонный паралич или психические атаки, положите метлу под кровать. Метла создаст магический барьер и эффективно защитит вас.

Если вы хотите защитить свой дом от нежелательной магии, от нежелательных гостей, от сплетен — поставьте метлу возле входной двери с внутренней стороны.

В народе говорят, если метла падает без причины — ждите незваного гостя.

Реджинальд Скотт

Один смелый англичанин по имени Р. Скотт, видный демонолог. Не опасаясь последствий, зло высмеивал все «эти иллюзии» в отношении всемогущества ведьм, якобы способных влиять на погоду и вызывать бури.

Действия ведьм
Рецепт Реджинальд Скотта
Он составил для смеха список таких способов вызывания дождя, града и бури, которые пользуются «тароватые старушенции колдуньи». «Нужно бросить кремень через левое плечо в сторону Запада; намочить метлу и потрясти ее; сжечь свиную щетину; вырыть ямку и налить в нее воды; зарыть щепотку шалфея и ждать, когда он сгниет». Скот конечно не мог выполнить абсолютно все бессмысленные способы такого колдовства. Приведем здесь несколько рецептов из других руководств по магии: нужно варить яйца, но непременно в ведре; стоя на палубе корабля, громко свистеть; сварить живым младенца в чугунке; яростно бить мокрой тряпкой о камни и пр.
Странные болезни
16 апреля 1594 года граф Дерби Гердин Стэнли умер после странной болезни, которая длилась всего 12 дней. За это время его вырвали 52 раза и 29 раз у него был " вулканический" стул. За пять дней до кончины он обнаружил в своей спальне "восковую фигурку с волосами на голове, точно такими, как у него; её живот был плотно забинтован от пуповины до паха". Схватив куклу, граф тут же швырнул её в горящий камин, надеясь, что таким образом погибнет сама колдунья, но увы, он ошибся. Когда воск расплавился, ему стало ещё хуже.

В своей книге "Человек, Бог и маги дикари" Листер сообщает одну интересную, на наш взгляд, подробность. При проведении раскопок ученым удалось выяснить, что на каком-то историческом этапе примитивный человек вдруг... прекратил изготовлять человеческие фигурки из глины, земли и дерева, почему-то оставив своё любимое занятие. Чем же это было вызвано, чем объяснялось?

Оказывается, дело в том, что примитивные люди на самом деле поверили в их магическую силу. Если можно убить зубра или крупного оленя с помощью их глиняных изваяний, размышляли они, то можно убить, значит, и человека?

Врачи утверждали, что некоторые наркотические средства, используемые в ведьминых мазях, способны вызвать " запирание" сердца у человека, временную смерть или даже помешательство. Борец и паслен - довольно ядовитые растения, а настойка пастернака и крапчатого болиголова являются сильными токсичными средствами.

М. Ф. Гуццо включал в список "усыпляющих лекарственных препаратов" белладонну, плевел, корень мандрагора, клещевину обыкновенную и мак.

В общем, втирание таких мазей способно увеличивает в организме человека протекание всех психологических процессов. В древней Мексике для подобных настоек и мазей употребляли различные токсичные и галлюциногенные грибы, которых там растёт великое множество.


Вот как описывает Ричард Иден в своей книге «История путешествий на Запад и в Вест-Индию» (1577) действия финских ведьм: «На веревочке, свисавшей с кнутовища, они завязывали три узелка. Стоило им развязать один, как начинал дуть несильный, вполне терпимый ветер. Если развязывали второй – ветер усиливался. Но как только они развязывали третий, последний, тут же начиналась настоящая буря с громом и молниями».

Ведьмы вызывали бури

Умение ведьм вызывать бури и грозные штормы на море – это еще одно традиционное и весьма распространенное поверье, существующее в фольклоре многих народов, но в XIII столетии почти никто не считал это выдумкой.

Борьба с такими ведьмами и колдунами началась давно, так как бури и штормы на морях грозили людям, особенно мореплавателям и рыбакам, неисчислимыми бедами, приносили весьма значительный материальный ущерб, уничтожали посевы, обрекая миллионы людей на голодную смерть.

Еще в 700 году архиепископ Кентерберийский Теодор в своем уложении в статье XXI предусматривал для виновных в вызывании бури тюремное заключение с покаянием на боде и черном хлебе. Тем самым, получается Церковь признавала могущество и власть ведьм и колдунов над погодой.

В 1563 году шведский король даже приказал включить в состав своей армии, выступившей против датчан, четырех ведьм, овладевших таким искусством.

«Метеорологическое » мастерство ведьм особенно ценилось во время засухи, когда все христианские заклинатели, как они ни старались, так и не могли выжать из неба ни капли влаги.

Один из демонологов Генри Мор, рассказывает историю о ведьме по имени Констанца. Как иногда бывает, ее обидели, забыв пригласить на свадьбу, «лишив, таким образом угощенья, хмельных напитков и веселья». Затаив в сердце злость, она попросила дьявола отнести ее на высокую гору, расположенную прямо над деревней. Там она, вырыв не большую ямку, помочилась в нее и вдруг раздалась такая буря, которая не только расстроила свадьбу, но и погубила все посевы.

Таким образом, не вызывает сомнений, что с помощью определенных слов, заклинаний и ритуальных церемоний ведьмы способны вызывать какие-то перемещения в воздухе и даже бурю.

Существовала и иная версия , у которой было немало сторонников. Бури, гроза или все ломающий на пути ветер – это совсем не дело рук каких-то женщин-злодеек, а лишь природные явления природы или проявление божественного безволия, позволяющего Дьяволу наказывать нас, или, возможно, тем самым заставлять нас крепче поверить в силу его благодати.

В 1645 году главвный слеователь по делам о ведовстве в Англии, чудовищный Мэттью Гопкинс организовал суд над пастором, преподобным Джонсом Лоусом. Под пыткой священник признался, что вызвал бурю, что бы потопить корабль у берегов Норфолка. В результате кораблекрушения погибли 14 человек.

Когда этого полусумасшедшего спросили на суде, раскаивается ли он о содеянном, старик весело воскликнул:

Ни в коем случае! Как приятно видеть, какой громадной власть ты владеешь!

На суде в Кресси, возле Лозанны, две ведьмы признались, что видели как оборотень унёс младенца. Высосав всю кровь из больших пальцев на его ножках, он бросил трупик на дороге. Ведьмы подобрали его, сварили из него густой бульон, из него сделали мазь, добавив кое-какие другие ингредиенты. В результате они превратились во что-то неопределённое, утратив все человеческие черты и форму, и взлетели в воздух. После таких признаний обеих ведьм отправили на костёр.


Всем известно, что ведьмы летают, причём каждая выбирает себе "транспорт" по вкусу. Одни летают на помеле, другие на палках, третьи в ступе, четвёртые облюбовали кусок плетня, пятые предпочитают воспользоваться услугами Дьявола, а вот например, тосканские ведьмы летают исключительно на козлах!

Ведьмы изобрели собственный "двигатель". Им стала сатанинская мазь, которую они тщательно, подолгу втирали в тело перед тем, как отправится в свободный полёт.

Демонолог Нидер, который, всегда подвергал сомнению способность ведьм левитации, утверждал, что, по сути дела, все эти полёты были лишь игрой их воображения. И происходило это под воздействием сильных галлюциногенных средств.

Рассказывают, что одна женщина, сидя в большой квашне, натерев себя летательной мазью, очень скоро уснула, и ей появилось, что она летит. От удовольствия она трясти свой летательный " аппарат", что квашня перевернулась и она выводилась из нее. "Приземление" оказалось неудачным - ведьма сломала себе руку и сильно поразила голову.

Тем не менее почти, все известные демонологии верили в физическую возможность таких "летательных" метаморфоз. Они объясняли свою уверенность воздействием на организм ведьмы чудодейственных целебных трав, часто фигурирующих в народном фольклоре, частичным применением классической магии, и богатым воображением.

Самое подробное описание составов таких мазей дал Жан де Нино в своей книге "О ликантропии". Ликантропия - особый вид помешательства, при котором больной считает, что превратился в волка или какое-то другое животное. Нино подразделить все "летательные "мази на три категории:

1. Для воображаемого " путешествия" на шабаш.

Такая мазь, по его мнению, порождала в сознании ведьм фантастический мир, воспоминания о котором не улетучились и после того, как она просыпалась.

Однако подобно Гуаццо де Нино считал её главным ингредиентом вытопленный жир младенца, к которому добавляли настойку из пастернака, бореца, ползучей лобчатки, ядовитого паслена и сажу.

Он приводил примеры, когда за женщинами, натиравшимися такими мазями, осуществлялось наблюдение всю ночь. Проснувшись, они передавали в мельчайших подробностях праздник шабаша, происходившие в эту ночь за многие десятки километров от их местонахождения.

2. Для катания на помеле и полётов по воздуху.

Этот вид мазей создавал физическое ощущение быстрого передвижения и, в основном состоял на простых наркотиках, таких, как белладонна. Существовали и другие способы: можно было полакомиться мозгом убитой кошки или напиться в стельку.

3. Для превращения в зверя или животное.

Ведьмы верили, что после просыпания ночью они прибывали в совершенно ином облике: волка, лисы, оленя или ещё какого-то животного. Такая мазь включала в себя куски расчлененных жаб, змей, ежей, волка и лисицы. Все они обильно поливались человеческой кровью, смешивались с чудодейственными травами, коренными и прочими ингредиентами, которые обладали единственным свойством - будоражить сознание, рождать в нём фантастические иллюзии. Такую мазь полагалось накладывать на себя ровным слоем толщиной "на два пальца".

Проклятия насылаемые ведьмами

Но главным оружием в арсенале злодейства у ведьм всегда были проклятия. Их боялись везде, в любой европейской или азиатской стране.

Даже древние греки, обладавшие высокой репутацией мыслителей, были чрезвычайно восприимчивы к суевериям и верили в волшебную силу любого проклятия. Они отправлялись к ведьмам, что бы получить у них такие проклятия, которые им нужны были в каждом отдельном случае для того, чтобы причинить зло сопернику, расквитаться с врагом.

Вот, например, типичное греческое проклятие, направленное против оратора-конкурента: "Я связываю язык и душу Тигенса, а также речь, которую он приготовил. Я также связываю руки и ноги Пирреаса и его речь". Чары такого рода, по их представлению, должны былина время парализовать члены и язык соперника.

С того момента, когда человек подвергался проклятию, друзья и родственники - все, как по команде, отворачивались от него, покидали, оставляя в полном одиночестве, словно он прокаженный или живой мертвец.

Полная изоляция порождала у человека чувство глубокого отчаяния, стресс, что вело иногда к сильнейшим психическим расстройствам, а порой кончалось смертельным исходом. Невежественные люди относили это все к эффективному воздействию злых проклятий.

Полёты на метле

Первое упоминание о шабашах относится ещё к IX веку. Оно, вероятно, было включено в поставление Вселенского Собора в Алеквире. Само поставление в ватиканских архивах не сохранилось, но в нём, по утверждению богословов, говорилось, что некоторые извращенец женщины, придавшись Сатане, по ночам с богиней Дианой летают верхом на её разных зверях на свои сходки, где предаются богомерзким безумствам. Собор призывал верующих не слушать эти россказни, потому что все это ложь и ни одна из этих нечистых женщин не совершала подобных "полётов", а если и совершала то во сне.

Таким образом, широкие народные верования шабаши ведьм появились гораздо позже, в XIV - XV веках, когда фактически началась массовая " охота на ведьм". Пародия на Христианский обряд?


Всем знакомое в наши дни изображение ведьмы, проносящейся в ночном небе на помеле, впервые появилась на рисунке из манускрипта в ХV века "Le Chamoion des Demes", или, в переводе с французского, " защитник женщин", швейцарского писателя Мартина Ле Франка.

Однако наделение метел Магическим смыслом произошло гораздо раньше появления этого рисунка. Метлы долгое время ассоциировались с женской магией и женщинами, обладающими незримой силой. В некотором смысле они стали эквивалентом магическому жезлу, наподобие жезла, которым Моисей разделил Красное море.

В Древнем Риме священные повивальные бабки пользовались метлами для обметания порогов домов, где принимались роды. Считалось, что они вылетают злых духов, отгоняя их от матери и младенца. С тех пор метлы стали символов тайной власти в делах мирских и возвышенных.

Наследия языческого прошлого

Особенно враждебно в отношении метел - наследия языческого прошлого - были настроены христианские охотники на ведьм. Этот прочно укоренившийся образ является неотделимым от ведьм символом её незримой власти.

Каждая ведьма следила за состоянием "своего передвижного средства", лелеяла и зорко просматривалась, чтобы, не дай Бог, прутики не перепутывались крест - накрест.


Сглаз - вид порчи

Во многих странах мира, в том числе и в России, " дурной cглаз ", сглаз или прозор считается одной из причин внезапного заболевания, а то и безвременной кончины.

Древние римляне несокрушимо верили сглазу, и у них даже было особое божество Фаскин, которое предохраняло от такой напасти людей и даже младенцев. Их спасали от неприятностей такого рода, надевая на шею коралловые ожерелья. Считалось, что домашние животные тоже легко становятся жертвами разящего, смертоносного взгляда, и поэтому защищали специальными амулетами или повязывали на шею красную веревочку или тряпку. Ключам от амбара подвешивался освящённый святой водой камушек.

Русские тоже опасались за жизнь и здоровье своих чад и, чтобы уберечься от сглаза, не допускали к новорожденному никого из посторонних, кроме родственников.

Такое же поверье существует в Испании и в Италии. Там особенно боятся цыганского сглаза, а если цыганка вдруг исподтишка бросит взгляд на младенца, то мать или кормилица не должны терять бдительность и тут же показать цыганке "кукиш". Кукишем древние народы отгоняли подальше от себя злых духов. Он был равносилен восклицанию - "Чур! Чур меня!". Самыми опасными глазами считались чёрные.

Древние считали, что глаза обладают способностью дурно воздействовать на людей, а василиску приписывали такую чудодейстенную силу, что люди якобы умирали в одночасье от взгляда этого мрачного животного с туловищем дракона и петушиной головой с крылышками.

Борьба с дурным сглазом

Способ противодействия "дурному сглазу" обычно разрабатывали белые ведьмы - это была их первейшая профессия. Но эти способы всегда были не приятными, отталкивающими, ибо отражали в своей сущности сумеречное примитивное мышление суеверных людей. Например, в XVII веке было изобретено особое устройство - "колдовская бутылка", которая отражала злые чары и уничтожала их виновницу - ведьму. Правда, это была скорее не бутылка, а котелок или чугунок, в который бросали сбритые волосы, сопряженные ногти, различали мочу жертвы. В полночь "бутылку" ставили на огонь и все терпеливо ожидали, когда начнётся волшебное действо и злоумышленница будет наказана.

Однако в большинстве случаев предпочтение отдавали гораздо более простой и радикальной расправе: обладательнице "дурного сглаза" глубоко расцарапывали лоб в кровь, заливая ведьме глаза и нейтрализуя её чары.

Иногда к услугам белых ведьм не прибегали - обходились своими доморощенными способами. В Южной Европе, например, в присутствии человека с "дурным взглядом" полагалось трижды плюнуть или дотронуться до какого-нибудь железного предмета.

На Британских островах такому человеку показывают сложенный из пальцев крест.

В Англии считали, что из всех домашних животных легче всего сглазу поддаётся свинья, и при малейшем подозрении безжалостно сжигали несчастное животное, чтобы таким не допустить "распространение инфекции".

Таким образом, дикари осознали, что занятие их - весьма опасное, и поэтому прекратили делать человеческие фигурки. Так начинался век магии. Это было около 60 тысяч лет тому назад.

Восковые подобия - Инвольтование


Когда проклятий, каким бы изощрённым и сильными они ни были, не хватало и поставленная цель не достигалась, ведьма извлекали из своего колдовского арсенала другое оружие - восковые подобия. Это происходило тогда, когда очередная жертва колдуна или ведьмы находилась далеко и доступ к ней был затруднён. Как извести такого человека, причинить ему больше зла или вовсе отправить на тот свет? Тароватые колдуньи и колдуны нашли выход из положения. Тело предполагаемой жертвы можно вполне заменить восковым изваяние, похожим на него, сделать " куклу", статуэтку из глины или дерева. Главное - это физическое сходство, а остальное - дело колдовской техники. Такие поверья были широко распространены повсюду - от Мезоамерики до Азии и Ближнего Востока. Особенно они были сильны в Египте, откуда в последствии перекочевали в Грецию, а из античного Рима - прямо в европейское ведовство.

Самый надёжный и самый быстрый способ лишить человека жизни с помощью колдовства - это сделать из его изображение (фигурку) из глины, очень похожего на того человека,которого нужно убить, и дать материалу как следует высохнуть. Если тебе нужно что бы у него завелась болезнь в том или ином месте, то возьми шип или булавку и кополи то место, которое следует. А если нужно, что бы у него отсохла какая-то часть тела, то отдели её от изваяния и сожги на огне. И, таким образом вскорости умрёт и все тело". Этот рассказ принадлежит матушке Дамдайк, когда она давала свидетельские показания во время суда над ланкаширскими ведьмами.

В Шотландии ведьмы поражали сделанные ими фигурки из глины на расстоянии, выпуская из лука острые стрелы.

В старину было широко распространенно, что если такую фигурку укрыть в надёжности месте, то жертва будет страдать от различных болезней, покуда глина не истлеет, что обычно происходит не ранее двух лет.


Глиняные куклы делались из таких ингредиентов, которые могут лишь вызвать омерзение у нормального человека: земля из свежи выкопанной могилы, кости или праха сожжённого мужчины или женщины, чёрные пауки, сердцевина бузины, причём все остальные части нужно было выдерживать в бульоне, полученном из сваренных лягушек.

Можно было бросить глиняного истукана в ручей или реку, отправить его вниз по течению, предварительно проколов иголкой то место, то место, где находится сердце. В таком случае жертва должна была испустить дух ровно через 9 дней.

В случае процедуры изгнания бесов священник должен был сам изготовить восковую фигурку терзаемого им человека, написать на ней имя демона, если только оно ему известно, а если он его не знает, - какой-нибудь бранный эпитет и бросить куклу в огонь.