» » Конспект урока по литературному чтению "как петух лису обманул" латышская сказка. Инсценировка латышской сказки "как петух лису обманул" Как петух лису обманул чему учит

Конспект урока по литературному чтению "как петух лису обманул" латышская сказка. Инсценировка латышской сказки "как петух лису обманул" Как петух лису обманул чему учит
скачать

Латышская народная аудио сказка о животных "КАК ПЕТУХ ЛИСУ ОБМАНУЛ". Жила-была старуха, и был у неё петух. Кривоглазый и кривобокий, а такой забияка, такой задира... Что ни день - прибегают соседки жаловаться на петуха-забияку: то он за цыплёнком погонится, то котёнку чуть глаз не выклюет, то соседскую наседку с яиц сгонит. Наконец не вытерпела старуха и прогнала петуха прочь. Петух заважничал, что прекрасно проживёт один. Далеко он не ушёл, остался в селе. Днём по всему селу разгуливает, зёрна подбирает, ночью в стогу сена спит. Однажды обнаружила его в стогу лиса, схватила и понесла к себе в лес. Заметил сосед лису с петухом и погнался за ней. Хитрый петух и давай подначивать лису, мол мужик не в своё дело вмешивается, не его я петух, а ты терпишь такое оскорбление. Лиса остановилась и давай с мужиком ругаться, а петух тем временем и удрал. С тех пор лиса никогда с людьми не разговаривает, а как увидит человека, сразу прочь бежит.
Предлагаем вашему вниманию краткое содержание, а также слушать онлайн и скачать латышскую народную аудио сказку "Как петух лису обманул".

Латышская народная сказка "Как петух лису обманул"

Жанр: сказка о животных

Главные герои сказки "Как петух лису обманул"

  1. Петух, большой задира и забияка, никому от него покоя не было, да и хитрецом оказался почище лисы
  2. Лиса, позарилась на одинокого петуха, да вот поддалась на его уловку.
  3. Старуха, хозяйка петуха, которой тот надоел
  4. Мужик в поле, заступился за петуха.
План пересказа сказки "Как петух лису обманул"
  1. Петух-задира
  2. Жалобы соседей
  3. Петуха прогнали
  4. Петух живет один
  5. Лиса хватает петуха
  6. Мужик в поле
  7. Петух обманывает лису
  8. Спор лисы и мужика
  9. Обида лисы
Кратчайшее содержание сказки "Как петух лису обманул" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Жил у старухи петух-задира
  2. Пожаловались на него соседи и прогнала петуха старуха
  3. Живет петух один и горя не знает
  4. Но схватила его лиса, в нору понесла
  5. Мужик на лису заругался, а петух лисе говорит про то, что не имеет мужик права ругаться, не его петух
  6. Пока лиса с мужиком ругалась, петух и сбежал.
Главная мысль сказки "Как петух лису обманул"
В спокойное время никто петуху ненужен, а как припекло, так сразу про старуху вспомнил.

Чему учит сказка "Как петух лису обманул"
Эта сказка учит нас быть добрыми, доброжелательными. Не ругаться с соседями, не проказничать, уважать своих родителей и во всем их слушаться. Учит эта сказка и тому, что попав в сложную ситуацию надо не сдаваться, а искать выход.

Отзыв на сказку "Как петух лису обманул"
Сказка мне показалась очень смешной. Задиристый петух показался таким забавным и немного наивным. Он решил, что хозяйка ему не нужна, да не учел, что много вокруг бродит охочих до его мяса. Но петух оказался еще и хитрым и придумал, как обмануть лису.

Пословицы к сказке "Как петух лису обманул"
Крикуна и драчуна на пиры не зовут.
Хитростью силу борют.
Тот мне и свой. кто до меня добр.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Как петух лису обманул"
Жил у одной старухи очень боевой, задиристый петух. Никому в деревне проходу не давал, со всеми дрался, ко всем лез, а чуть-что, кричал, что он старухин петух.
Стали на петуха соседи жаловаться и решила старуха прогнать петуха. А петух обиделся, сказал, что и сам один проживет
Стал петух один по деревне ходить, зерно клевать, а ночевать в стогу.
Увидела как-то лиса одинокого петуха и схватила его. Несет лиса петуха, а мужик ее увидел, закричал, заругался.
А петух лису подначивает - как ты терпишь, не его я петух, а старухин. Мужик сам меня забрать захотел.
Повелась лиса, остановилась, стала с мужиком ругаться. Оглянулась, а петуха и след простыл.
Обиделась лиса на людей, и с тех пор всегда в сторону морду отворачивает при встрече.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Как петух лису обманул"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 000

"ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА"

Урок по литературному чтению

2 класс

по программе "Школа-2100"

,

«Как петух лису обманул»

(латышская сказка)

Словесное рисование героев

г. Ростов-на-Дону

Цель урока:

1) развивающий аспект:

Развитие речи учащихся;

Развитие умений анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения;

Формирование действий контроля и оценки;

2) воспитательный аспект:

урок нацелен на воспитание честности,

требовательности к себе и другим,

радости сопереживания успехам товарищей, усердия,

а также на формирование представления о различных качествах персонажей,;

3) познавательный аспект:

- формирование общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения ;

Формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературной авторской сказки о животных;

Формирование умения понимать замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения.

Основной словарь урока: герой (персонаж),

Характеристика героя (персонажа);

Тема и главная мысль сказки;

Интонация произведения.

Оборудование урока:

I .Фронтальное:

Название раздела;


Название сказки;

Пословицы;

Герои сказки (таблицы, рисунки);

Схема анализа;

Предыдущие работы

– анализы персонажей

I I .Индивидуальное:

Таблицы анализа

I . Орг. момент: 2 мин

– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться…

II. Беседа “Сказки о животных?” з мин

Как называется раздел, который мы изучаем? (“Сказка - ложь, да в ней намек…”)

Намек на что делается в сказках о животных?

Если посмотрим любую сказку, увидим сюжет. События, детали, но в тексте часто нет подробного описания героев, а тем более нет рассуждений об их характере, целей их поступков и морали….

Сегодня мы с вами попробуем установить определенный порядок анализа героев сказок…..

II . - Но, сначала,РАЗМИНКА + проверка д/з: 10 мин

1.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно (конкурс на лучший дуэт) - Каждый дуэт читает по два предложения. Лучшие «награждаются» пятёрками.(оценки) 1,2 ряд

2 .Дикторское чтение. Показать образец чтения на двух предложениях. Лучший диктор… (оценки) 3 ряд.

3.«Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву П; состоит из трёх слогов; с ударением на первом слоге - ПРАВИЛАМ).

4.«Сканирование» пословиц и поговорок (пословицы после работы на доску)…

Не гляди, каков в плечах, - слушай, каков в речах.

Не всё то золото, что блестит.

И лиса хитра, да шкуру ее продают.

С хитростью - до обеда, а с умом - целый день.

Сколько веревку ни вить, а концу быть.

(Какие орфограммы …..)

III . Постановка проблемы:

Так на какие вопросы необходимо получить ответы, чтобы определить конкретные черты характера героев сказки? (ответы детей)

Установим определенный порядок анализа: действии героя (Д), о целях этого действия (Ц), характере героя (Х), достигнутом результате (Р) и морали (М).

(на доске таблички: Д, Ц,Х, Р,М) 3 мин

IV. Исследование сказки:

Для того, чтобы понимать лучше себя и окружающих, попытаемся проанализировать героев сказки, с которой познакомились вчера.

Вспомним её содержание (пересказ детей –оценки )

Итак, главные герои…(дети……) (достраиваем таблицу на доске)

Петух

Лиса

Действия

___ _______________________

____________________________

______________________________

____________________________

Характер

____________________________

____________________________

Цель

____________________________

____________________________

Результат

________________________________

____________________________

________________________________

____________________________

Мораль

_______________________________

____________________________

__________________________________

____________________________

На уроке мы с вами исследуем одного героя – Петуха и попробуем составить о нём обобщающее суждение – рассказ… 3 мин


Работаем с текстом, выберите слова, которые описывают действия Петуха (подчеркнуть карандашом), после обсуждения пишем в таблицу

Действия Петуха: дерётся, обижается, уходит из дома, обманывает Лису, убегает от неё….

Мы часто говорим с вами, что поступки определяют характер, так каким мы видим нашего героя?

Характер: задиристый, хитрый, настойчивый….

Почему он “кривоглазый” и “кривобокий”?

Не все нам рассказывает сказка, определите сами цели нашего героя…

Цель: бездельничал,……………………………

Почему же он кричит и бочком - бочком к дому прячется?

Результат: - Каким образом петух попал в лапы к лисе?

Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком?

Как он поддразнивал лису? Прочитайте этот отрывок.

Какое человеческое качество помогло ему в этом?

Как вы понимаете выражение: “Так разошлась лиса, что и остановиться не может”?

Как же петух одурачил лису?

Почему же он, драчун, решил расправиться с лисой не силой, а хитростью?

Легко ли ему было это сделать?

Что он мог чувствовать (испытывать) при этом?

Мораль -какая из пословиц подходит… 7 мин

V. Рефлексия: обобщающее обсуждение героя по таблице… 3 мин

VI. Физминутка.

Изобразите ежа, лису, медведя с характерными им повадками.

VII. Чтение отрывка из сказки “Как петух лису обманул” по ролям при наличии свободного времени .

Мы с вами хорошо смогли разобраться в характерах героев сказки. А теперь, я думаю, вы сможете показать своей интонацией их повадки и взаимоотношения .

VIII. Завершение анализа иллюстрации к сказке при наличии свободного времени.

Какой эпизод сказки изображен на иллюстрации?

Какое высказывание лисы вызывает улыбку?

IX. Подведение итогов урока.

Что необычного в образе петуха в сказке, прочитанной на уроке?

Как бы вы кратко ответили на вопрос в названии сказки?

X. Инструктаж домашнего задания - закончить анализ лисы по образцу, изобразить героев (по желанию)

Предварительная работа

Вспомнить название раздела, который изучаем,

Поработать над чтением по ролям (подобрать отрывок)

Проговорить орфограммы в пословицах

Предложить подобрать дома пословицы к сказке(перечитав свои книжки)

Петух

Лиса

Действия

_______________________________

_________________________________

_________________________________

Характер

_______________________________

_________________________________

Цель

____________________________________

_______________________________

______________________________________

_________________________________

Результат

____________________________________

_______________________________

______________________________________

_________________________________

Мораль

____________________________________

_______________________________

______________________________________

________________________________

Петух

Лиса

Действия

___ ___________________________

_______________________________

_________________________________

_________________________________

Характер

____________________________________

_______________________________

______________________________________

_________________________________

Цель

____________________________________

_______________________________

______________________________________

_________________________________

Результат

____________________________________

_______________________________

______________________________________

_________________________________

Мораль

____________________________________

_______________________________

______________________________________

________________________________

Петух

Лиса

Действия

___ ___________________________

_______________________________

_________________________________

_________________________________

Характер

____________________________________

_______________________________

______________________________________

_________________________________

Цель

____________________________________

_______________________________

______________________________________

_________________________________

Результат

____________________________________

_______________________________

______________________________________

_________________________________

Мораль

___________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 189-194.

2. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.

3. Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.

4. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http:///ru/ct_tcp_ru

5. Cелевко, образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

6. Столбунова, критического мышления. Апробация технологии / // Русский язык. – 2003. – 16.07. – С. 2-6.

Разделы: Начальная школа

  • познакомить учащихся с древнейшим жанром устного народного творчества – народной сказкой;
  • развивать умение понимать прочитанное, анализировать произведение, выделять главное, сравнивать, обобщать, развивать речь и внимание;
  • воспитывать интерес к устному народному творчеству, нравственные качества личности ребенка.

Оборудование: викторина, выставка книг, карточки, картинки со сказочными героями, политическая карта Европы.

Ход урока

I

. Организационный момент.

– Сегодня мы продолжим путешествие в мир сказок.

Вот медведь,
Вот дроздок,
Серый волк – зубами щёлк!
Вот и заяц,
Вот петух
Лиса мчится во весь дух!
Хоть лиса и хитра –
Обманом не нажить добра!
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди!

II

. Актуализация знаний.

– Сейчас проведем викторину и проверим насколько вы – внимательные читатели.

Задание: определите название сказок.

(Инсценирование отрывков подготовленными учащимися)

– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

– Одеваюсь…

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

– Шубу надеваю…

(“Лиса и заяц”)

– Битый небитого везёт, битый небитого везёт.

– Что ты там, лисонька, говоришь?

– А я говорю: битый битого везёт.

– Так, милая, так!

(“Лиса и волк”)

– Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

Петя выглянул, лиса его цап – царап и понесла.

Петушок испугался, закричал:

– Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик – братик, выручи меня!

(“Кот, петух и лиса”)

– Кто главные герои этих сказок? (животные)

– К какой группе сказок они относятся? (сказки о животных)

– Кто главная героиня этих сказок? (лиса)

– Определите какие качества ей присущи? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость)

– Какую главную задачу выполняют сказки о животных? (сказки о животных высмеивают людские пороки, плохие черты характера, поступки, вызывают сострадание к слабому, обиженному, это своеобразная энциклопедия людских пороков и недостатков)

III. Постановка темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы рассмотрим, как другие народы рассказывают о характерах, поступках героев и оценивают их.

– Прочитайте подчеркнутые буквы и определите, сказку какого народа будем читать?

ЗЛ ОЧА БТ МВ НИ ЖЯ

– Найдите на карте эту страну.

– Что вы можете сказать о её местонахождении?

– Составив из слов предложение, вы узнаете название сказки.

Петух, как, обманул, лису.

(“Как петух лису обманул”)

– Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:

Познакомимся…

Будем учиться …

Будем воспитывать…

IV. Работа с текстом до чтения.

– Чем интересно название сказки? (в нем спрятался вопрос)

– Как вы думаете, какой ответ дается: научный или сказочный?

– А вы хотели бы узнать ответ на этот вопрос?

– Откройте учебник (Бунеев Р.Н. “Маленькая дверь в большой мир”, стр. 79).

– Рассмотрите иллюстрацию. Зная название сказки, и рассмотрев иллюстрацию, предположите, о чем пойдет речь? (предположения детей)

V. Первичное восприятие.

Самостоятельное чтение сказки учащимися.

– Понравилось ли вам произведение?

– Чье предположение совпало с сюжетом сказки?

– Кто главные герои сказки?

– Кто вам симпатичен?

– Что нового вы узнали о лисе?

Физминутка.

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора вставать.
Глазки все мы открываем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

VI

. Работа с текстом во время чтения на уровне содержания.

Читаем текст, вслух, с попутными комментариями, подчеркиваем слова и выражения, которые характеризуют главных героев.

1. Чтение 1 абзаца.

– Как называется постоянный элемент сказок? (зачин)

– Что узнали о главном герое? (забияка, задира)

2. Чтение второго абзаца.

– Каков петух? (драчливый)

– Что значит норовит? (настойчиво стремиться что-нибудь сделать или добиться)

– Как вы понимаете выражение “по всем петушиным правилам пойдет бой”?

3. Чтение 3 абзаца про себя.

– Что нового вы узнали о герое? (хитрый)

– Как вы понимаете выражение “бочком-бочком”? (очень осторожно)

4. Чтение 4-5 абзацев.

– Почему старуха прогнала петуха?

– Какой художественный прием используется? (троекратный повтор)

– Каков был петух? (обидчивый)

– Почему петух оказался в лапах у лисы? (был одинок)

5. Чтение в парах 6-7 абзацев.

– Что значит браниться? (использование Толкового словаря)

– Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком? (поддразнивал)

– А как вы понимаете слово “позарился”?

6. Чтение 8-9 абзаца.

– Как петух одурачил лису?

– Как себя проявила лиса? (злая, грубая)

– На кого обижается лиса?

– Какая здесь лиса? (обидчивая, злопамятная)

– Какая лисья повадка нашла свое объяснение в сказке?

VII. Работа с текстом после чтения.

1. Проблемный вопрос.

– Почему петуху удалось провести и одурачить лису?

Ох, и норовиста лиса,

Да и на нее нашлась узда.

– А так ли плохо быть хитрым?

– А когда особенно ценно это качество? (когда есть угроза жизни)

– Что необычного в образах лисы и петуха в латышской сказке? (поменялись местами)

– Что осуждает народ в сказке?

Вывод: условия жизни разных народов могли отличаться, а вот представления, что хорошо, что плохо у них были схожи.

2. – Можно ли данное произведение отнести к сказке и почему? Докажите, используя сказочные приметы: зачин, присказка, волшебные герои, волшебные события, сказочная концовка, народная мудрость.

3. Работа с пословицами.

– Составьте пословицы:

– Из данных пословиц выберите те, которые подходят к содержанию сказки.

Объясните смысл.

4. Чтение по ролям.

VIII

. Итог урока.

– С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?

– Кто узнал для себя что-то новое?

– Чему учит эта сказка?

– Какая из пословиц могла бы стать названием сказки?

IX. Рефлексия.

– Выберите и дополните одно из предложений:

Мне на уроке было интересно…

Мне на уроке было трудно…

Урок заставил меня задуматься о том, что…

X. Домашнее задание.

– Выберите себе домашнее задание:

– Подготовить пересказ сказки от первого лица.

– Нарисовать героя, который вам симпатичен.

– Найдите сказки с вопросом в заглавии.

– Проиллюстрируйте понравившийся отрывок сказки.

В мире много сказок, грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

  1. Организационный момент.

Психологический настрой:

а) “Придумано кем-то просто и мудро СЛАЙД 2
При встрече здороваться:
- Добрый день! - солнцу и птицам
- Добрый день! - улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым….
Добрый день длится до вечера”

(Все здороваются друг с другом)

Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Мы живём в одном краю
Всех я вас приветствую!

Поприветствуйте наших гостей!

(дети поворачиваются, приветствуют гостей и друг друга)

На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё видят, ушки внимательно слушают, и всё слышат, голова хорошо работает.

Ребята, я предлагаю вам определить ваше настроение.

Поднимите зелёный круг, если вы уверены в своих знаниях, если у вас хорошее настроение.

Жёлтые кружки, если у вас есть сомнения. Красный кружок, если вам трудно.

Учитель: Спасибо, мы определили ваше настроение. А сейчас чтобы подготовить себя к работе, выполним разминку.

б) Речевая разминка. (СЛАЙД 3)

Дыхание (короткий вдох - выдох длиннее).

Лучше упражнения выполнять в парах:

Одуванчик” (сильный выдох)

Задуй свечу” (быстро)

Задуй свечки на торте” (длинный выдох).

Чистоговорка:

Ко-ко-ко - нам работать всем легко.

Ку-ку-ку - узнавать я все могу.

Ки-ки-ки - в школе мы ученики

Проверка домашнего задания.

Оформление выставки иллюстраций.

Рассказы ребят о Зайце (1 ученик о зайце из сказки)

II . Актуализация знаний.

- Мы с вами прочитали много сказок о животных. Сейчас проведем викторину и проверим насколько вы - внимательные читатели.

Задание: определите название сказок. (Выставка книг животных)

(Инсценировка отрывков подготовленными учащимися кукольный театр)

- Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

- Одеваюсь…

- Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

- Шубу надеваю…

(“Лиса и заяц”)

- Битый небитого везёт, битый небитого везёт.

- Что ты там, лисонька, говоришь?

- А я говорю: битый битого везёт.

- Так, милая, так!

(“Лиса и волк”)

- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

Петя выглянул, лиса его цап - царап и понесла.

Петушок испугался, закричал:

- Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик - братик, выручи меня!

(“Кот, петух и лиса”)

- Кто главные герои этих сказок? (животные)

- К какой группе сказок они относятся? (сказки о животных)

- Какую главную задачу выполняют сказки о животных? (сказки о животных высмеивают людские пороки, плохие черты характера, поступки, вызывают сострадание к слабому, обиженному, это своеобразная энциклопедия людских пороков и недостатков)

Какими бывают сказки о животных (Народные (разных народов) и авторские

- А какому народу принадлежит авторство сказок отрывки, которых мы сейчас увидели? (русскому)

А в карельских сказках можно встретить этих героев?

Может кто-нибудь вспомнит название сказок!

Как ведут себя герои сказок о животных? (Звери говорят и ведут себя как люди.) Люди в животных могут узнать себя.

- Кто же главная героиня в сказках отрывках? (лиса)

- Определите какие качества ей присущи? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость)

- Кто главная героиня этих сказок? (лиса)

- Определите, какие качества ей присущи в сказках? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость)

ДОКЛАД О ЛИСЕ СЛАЙД 4

Лиса и особенности её характера

Главным действующим лицом сказок этих сказок является лиса. Ей приписываются некоторые человеческие качества: способность думать, говорить и разумно действовать.

Её образ постоянный. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мёртвой («Лиса крадёт рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух, и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадёт мёд («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчётливая, злопамятная, ловкая, жестокая. Народ наделил её разными именами: Лиса Патрикеевна, лисичка-сестричка, лисица - масляна губица, лиса - кумушка, Плутовка, Лисафья. Таким образом, лиса имеет свой характер, свои отличительные черты, но все они олицетворяют человека и особенности его склада (13).

Мы классифицировали черты характера человека, воплощённых в сказочном образе лисы (СЛАЙД 5)

п/п

Черты характера человека, воплощённых в сказочном образе

Примеры сказок

хитрость, двуличность

«Ли

2ичка-сестричка и волк»

жадность

«Лиса и кувшин»

притворщица, подлиза

«Лиса и волк» «Лиса и медведь»

лживость

«Заюшкина избушка»

воровка

«Кот, петух и лиса»

Из данной таблицы видно, что лиса в сказках представитель человеческих пороков (жадности, глупости, трусости, хвастовства, плутовства и проч.),

Но во всех ли сказках лиса является отрицательной героиней?

Может кто-нибудь знает название этих сказок? (ответы детей)

Из этого можно сделать вывод, что у лисы есть и положительные черты характера человека (заботливость, храбрость воина, защитника, благородство, мужество).