» » Американские джазовые оркестры начала 20 века. История музыки: джаз. Джаз — уникальное явление музыкального искусства

Американские джазовые оркестры начала 20 века. История музыки: джаз. Джаз — уникальное явление музыкального искусства

Джаз – явление музыки ХХ века

Джаз представляет собой значительную часть американской музыкальной культуры. Возникнув на базе народной музыки, музыки черных американцев, джаз превратился в самобытное профессиональное искусство, оказывая заметное влияние на развитие современной музыки.

Джазовую музыку называют американским искусством, вкладом Америки в искусство. Джаз получил признание и среди тех, кто в основном воспитывался на традициях западноевропейской концертной музыки.

Сегодня джаз имеет приверженцев и исполнителей во всех частях света, проник в культуру всех стран. Справедливо сказать, что джаз – это всемирная музыка, и первая в этом плане.

Джаз (англ. jazz) сложился в южных штатах США на рубеже XIX – XX веков в результате синтеза европейской и африканской музыкальной культуры. Носителями африканской культуры выступали американские негры – потомки рабов, вывезенных из Африки. Это проявилось в обрядовых плясках, рабочих песнях, духовных гимнах – спиричуэлс, лирических блюзах и рэгтаймах, госпелсах (негритянских псалмах) возникших на протяжении XVIII – XX веков в процессе ассимиляции неграми культуры белого населения США.

Основные черты джаза - основополагающая роль ритма, регулярная метрическая пульсация, или «бит» (англ. beat – биение), мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения (swing), импровизационное начало и т. д. Джазом также называют оркестр, состоящий преимущественно из духовых, ударных и шумовых инструментов, предназначенных для исполнения такой музыки.

Джаз является по преимуществу исполнительским искусством. Впервые это слово появилось в 1913 г. в одной из сан-францисских газет, в 1915 г. вошло в название джазового оркестра Т. Брауна, выступавшего в Чикаго, а в 1917 г. появилось на грампластинке, записанной знаменитым новоорлеанским оркестром Original DixieIand Jazz (Jass) Band.

Происхождение слова «джаз» само по себе довольно неясно. Тем не менее не вызывает никакого сомнения. Что оно имело довольно вульгарный смысл в то время, когда его стали применять к этому виду музыки – приблизительно в 1915 г. Следует подчеркнуть, что первоначально это название музыке дали белые, показывая свое к ней пренебрежительное отношение.

Первое время слово «джаз» можно было услышать только в сочетании «джаз-бэнд», обозначавшем небольшой ансамбль в составе трубы, кларнета, тромбона и ритм-секции (это могли быть банджо или гитара, туба или контрабас), интерпретировавший мелодии спиричуэлс, рэгтаймов, блюзов и популярных песен. Исполнение представляло собой коллективную полифоническую импровизацию. Позднее коллективная импровизация сохранялась лишь во вступительных и заключительных эпизодах, а в остальных солировал один голос, поддержанный ритм-секцией и несложным аккордовым звучанием духовых.

В Европе XVIII в., когда импровизация являлась обычной чертой музыкального исполнения, импровизировал только один музыкант (или певец). В джазе, при условии определенного согласия даже восемь музыкантов могут импровизировать одновременно. Именно это происходило в самом раннем стиле джаза – в так называемых ансамблях «диксиленд».

Блюз является самой важной и влиятельной из всех афро-американских идиом для джаза. Блюз, используемый в джазе, не обязательно отражает грусть или печаль. Эта форма представляет собой соединение элементов традиций Африки и Европы. Блюз поется с мелодической спонтанностью и с высокой эмоциональностью. В начале 20-х годов, а возможно и раньше блюз стал не только вокальным, но и инструментальным жанром.

Подлинный рэгтайм появился в конце 1890-х годов. Он сразу же стал популярным и подвергся всевозможным видам упрощения. В основе своей рэгтайм был музыкой для исполнения на инструментах, имеющих клавиатуру, подобной клавиатуре пианино. Не вызывает сомнения тот факт, что танец «кейкуок» (сначала основывавшийся на на элегантной стилизованной пародии на жеманные манеры белых южан) предшествовал рэгтайму, поэтому должна была быть и музыка «кейкуок».

Различают так называемые нью-орлеанский и чикагский стиль джаза. Уроженцы Нью-Орлеана создали наиболее известные ансамбли и произведения джаза. Ранний джаз обычно исполнялся маленькими оркестрами от 5 до 8 инструментов и отличался определенным инструментальным стилем. В джаз проникают чувства, отсюда больший эмоциональный подъем и глубина. В своей завершающей фазе центр развития джаза перемещается в Чикаго. Его виднейшими представителями стали трубачи Джо Кинг Оливер и Луи Армстронг, кларнетисты Дж. Доддс и Дж. Нуи, пианист и композитор Джелли Ролл Мортон, гитарист Дж. Сент-Сир и ударник Уоррен Бэби Доддс.

Исполнение пьес одним из первых джазовых коллективов – Original Dixieland Jazz-Band – в 1917 году было записано на грампластинки, а с 1923 года начинается систематическая грамзапись джазовых пьес.

Широкие круги публики США познакомились с джазом сразу после окончания первой мировой войны. Его техника была подхвачена большим числом исполнителей и наложила отпечаток на всю развлекательную музыку США и Западной Европы.

Однако начиная с 20-х и до середины 30-х годов было принято применять слово «джаз» без разбора почти ко всем видам музыки, которые испытывали влияние джаза в ритмическом, мелодическом и тональном плане.

Симфоджаз (англ. simphojazz) - стилевая разновидность джаза в сочетании с легкожанровой симфонической музыкой. Впервые этот термин употребил в 1920-х годах известный американский дирижер Пол Уайтмен. В большинстве случаев это была танцевальная музыка с оттенком «салонности». Однако тот же Уайтмен стал инициатором создания и первым исполнителем знаменитой «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина, где слияние джаза и симфонической музыки оказалось на редкость органичным. Были попытки воссоздать подобный синтез в новом качестве и в более позднее время.

К началу 30-х годов на смену нью-орлеанскому и чикагскому джазу пришел стиль «свинг» (swing), который олицетворялся «биг-бэндами», включавшими 3-4 саксофона, 3 трубы, 3 тромбона и ритм-секцию. Термин «свинг» пришел с Луи Армстронгом и применялся при определении того стиля, в котором сильно чувствовалось его влияние. Увеличение состава заставило перейти к исполнению предварительно созданных аранжировок, записанных на ноты или разучиваемых прямо на слух по непосредственным указаниям автора. Наиболее значительный вклад в «свинг» внесли Ф. Хендерсон, Э. Кеннеди, Дюк Эллингтон, У. Чик Уэбб, Дж. Ландсфорд. В каждом из них сочетался талант руководителя оркестра, аранжировщика, композитора и инструменталиста. Вслед за ними появились оркестры Б. Гудмена, Г. Миллера и других, которые заимствовали технические достижения негритянских музыкантов.

К исходу 30-х годов «свинг» исчерпал себя, превратившись в набор формально-технических приемов. Многие видные мастера «свинга» начинают развивать жанры камерного и концертного джаза. Выступая в составе небольших ансамблей, они создают серию пьес, адресованных в равной мере как танцующей публике, так и сравнительно узкому кругу слушателей-знатоков. Эллингтон записал со своим оркестром сюиту «Реминисценция в темпе», которая вывела джаз за рамки трехминутного танцевального номера.

Решающий перелом наступил в начале 40-х годов, когда группа музыкантов возглавили новое направление джаза, назвав его звукоподражательным словом «бибоп». Он положил начало модерн-джазу (англ. modern jazz - современный джаз) – этим термином принято обозначать стили и направления джаза, возникшие после господства свинга. Бибоп утверждал окончательный разрыв джаза с областью развлекательной музыки. В художественном отношении он открыл дорогу самостоятельному развитию джаза как одной из ветвей современного музыкального искусства.

В 40-х годах самым популярным оркестром был оркестр Гленна Миллера. Тем не менее честь подлинного творчества в джазе в эти годы принадлежит Дюку Эллингтону, который, по словам одного критика, выпускал шедевры, кажется, каждую неделю.

В конце 40-х годов возникает направление «прохладного» джаза (англ. cool jazz), характеризуемого умеренной звучностью, прозрачностью красок и отсутствием резких динамических контрастов. Возникновение этого направления связано с деятельностью трубача М. Дейвиса. В дальнейшем «прохладный» джаз практиковался по преимуществу коллективами, работавшими на западном побережье США.

В джазе 40 – 50-х годов гармонический язык становится все более и более хроматическим, даже «неодебюссианским», и музыканты исполняют сложные популярные мелодии. В то же время они продолжают выражать традиционную сущность блюза. И музыка сохраняла и расширяла жизненность своей ритмической основы.

Самые важные события в истории джаза концентрируются вокруг композиторов, которые синтезируют музыку и придают ей общие формы, а затем вокруг отдельных музыкантов, изобретательных солистов, которые периодически обновляют джазовый словарь. Порой эти этапы взаимозаменяются, от синтеза Мортона – к нововведениям Армстронга, от синтеза Эллингтона – к нововведениям Паркера.

Со второй половины ХХ века увеличивается количество самых различных художественных концепций и манер исполнения джазовой музыки. Заметный вклад в усовершенствование техники джазовой композиции был внесен ансамблем «Модерн Джаз Квартет», который синтезировал принципы «бибоп», «прохладного джаза» и европейской полифонии XVII - XVIII веков. Эта тенденция привела к созданию развернутых пьес для смешанных составов оркестров, включавших академических оркестрантов и джазовых импровизаторов. Это еще более углубило разрыв между джазом и областью развлекательной музыки и окончательно оттолкнуло от него широкие круги публики.

В поисках подходящего заменителя танцующая молодежь начала обращаться к жанру бытовой негритянской музыки «ритм-энд-блюз» (rhythm-and-blues), сочетающему экспрессивное вокальное исполнение в блюзовом стиле с энергичным аккомпанементом ударных и репликами электрогитары или саксофона. В этом виде музыка послужила предшественницей «рок-н-ролла» 50 - 60-х годов, оказавшего большое влияние на сочинение и исполнение популярных песен. В свою очередь, «буги-вуги», пользовавшиеся большой популярностью в США в конце 30-х годов (на самом деле они гораздо старше), являются стилями блюза, исполняемого на пианино.

В конце 50-х годов к «ритм-энд-блюз» присоединился другой популярный жанр – «соул» (англ. soul – душа), представляющий собой светский вариант одной из ветвей негритянской духовной музыки.

Другая тенденция джаза конца 60 - начала 70-х годов обусловлена возрастанием интереса к фольклору и профессиональному музыкальному искусству Азии и Африки. Появляется ряд пьес разных авторов, построенных на материале народных напевов и танцев Ганы, Нигерии, Судана, Египта и стран Аравийского полуострова.

В конце 60-х годов в США сложился жанр джазовой музыки с использованием традиционного рока, под влиянием негритянского музыканта Майлза Дэвиса и его учеников, пытавшихся сделать свою музыку более ясной и доступной. Бум «интеллектуального» рока и новизна стиля сделали его крайне популярным в середине 1970-х годов. Позднее джаз-рок распался на несколько более специфических форм, часть его адептов вернулась к традиционному джазу, некоторые пришли к откровенной поп-музыке и лишь немногие продолжали искать пути для более глубокого взаимопроникновения джаза и рока. Современные формы джаз-рока более известны как фьюжн.

На протяжении десятилетий развитие джаза носило по преимуществу стихийный характер и в значительной мере определялось случайным стечением обстоятельств. Оставаясь прежде всего феноменом афро-американской культуры, система музыкального языка джаза и принципы его исполнительства постепенно приобретают интернациональный характер. Джаз способен с легкостью ассимилировать художественные элементы любой музыкальной культуры, сохраняя при этом свою самобытность и целостность.

Появление джаза в Европе в конце 1910-х годов сразу же привлекло внимание передовых композиторов. Отдельные элементы структуры, интонационно-ритмические обороты и приемы использовали в своих произведениях К. Дебюсси, И. Ф. Стравинский, М. Равель, К. Вейль и другие.

Вместе с тем влияние джаза на творчество этих композиторов носило ограниченный и непродолжительный характер. В США слияние джаза с музыкой европейской традиции породило творчество Дж. Гершвина, вошедшего в историю музыки в качестве виднейшего представителя симфонического джаза.

Таким образом, историю джаза можно изложить на основе развития ритмических секций и отношения джазовых музыкантов к партии трубы.

Европейские джазовые ансамбли стали возникать в начале 1920-х годов, но вплоть до окончания второй мировой войны отсутствие поддержки со стороны массовой аудитории вынуждало их исполнять главным образом эстрадно-танцевальный репертуар. После 1945 года на протяжении последующих 15-20 лет в большинстве столиц и крупных городов Европы сформировались кадры инструменталистов, владеющих техникой исполнения практически всех форм джаза: М. Легран, Х. Литлтон, Р. Скотт, Дж. Данкворт, Л. Гуллин, В. Шлетер, Я. Квасницкий.

Джаз функционирует в обстановке, где он соревнуется с другими видами популярной музыки. В то же время он является таким популярным искусством, которое получило высшую и широко принятую оценку и уважение и привлекло внимание как критиков, так и ученых. К тому же изменения в других видах популярной музыки иногда кажутся капризом моды. Джаз, со своей стороны, эволюционирует и развивается. Его исполнители много взяли из музыки прошлого и построили на ней свою музыку. И, как сказал С. Дэнс, «лучшие музыканты всегда были впереди своих аудиторий» .


Список использованной литературы

Джаз / Музыкальная энциклопедия. Т. 2. С. 211-216.

Михайлов Дж. К. Размышления об американской музыке // США. Экономика, политика, идеология. 1978. №12. С. 28-39.

Переверзев Л. Рабочие песни негритянского народа // Сов. музыка. 1963. №9. С. 125-128.

Троицкая Г. Певец в джазе. К гастролям зарубежной эстрады // Театр. 1961. №12. С. 184-185.

Уильямс М. Краткая история джаза // США. Экономика, политика, идеология. 1974. №10. С. 84-92. №11. С. 107-114.

Класс: 6

Презентация к уроку
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Имя урока: “Герой нашей эпохи – джаз”.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Форма урока: урок-бенефис.

Общедидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме “Джаз – искусство XX века”.

Триединая дидактическая цель:

  • Обучающий аспект:
создать условия для осознания и осмысления истоков возникновения джаза, его основных направлений, познакомить с основоположниками джазового искусства; создать условия для расширения музыкально-интонационного словаря и музыкального кругозора;
  • Развивающий аспект:
  • создать условия для развития представлений о джазе как о роде профессионального музыкального искусства; создать условия для развития умственных способностей, ассоциативного и творческого мышления, для развития умения анализировать, сравнивать, обобщать; создать условия для развития вокально-хоровых навыков, развития эмоционально-волевой сферы учащихся;
  • Воспитательный аспект:
  • на основе эмоционального восприятия джазовой музыки воспитывать потребность в духовной стороне жизни, прививать любовь и интерес к музыкальному искусству, воспитывать толерантное отношение к музыкальной культуре других народов мира, создать условия для воспитания личностных качеств: внимательности, целеустремлённости, артистизма.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

    Оборудование: мультимедийный комплекс, CD – записи произведений А.Ермолова, С.Джоплина, Дж. Гершвина, Л.Армстронга, О.Хромушина, ноты, фортепиано, набор детских музыкальных инструментов, презентация в PowerPoint, раздаточный материал для учащихся.

    Структура урока:

    1. Организационный этап.

    2. Актуализация. Целеполагание и мотивация.

    3. Первичное усвоение учебного материала.

    4. Осознание и осмысление учебного материала.

    5. Закрепление учебного материала.

    6. Подведение итогов. Рефлексия.

    Ход урока

    I. Организационный этап.

    Слайд 1. Приветствие

    Пусть будет радостною встреча! В таком знакомстве дружбы суть.

    Мы начинаем бенефис наш. Как говорится, в добрый путь!

    II. Актуализация. Целеполагание и мотивация.

    Слайд 2. Джаз – герой нашей эпохи

    Сегодня наш урок посвящается одной известной знаменитости. Кто же этот таинственный гость? Из какой страны прибыл? Какой у него характер? Захочет ли он с нами подружиться? Для нас это пока загадка. Быть может, музыка поможет вам дать ответы на все эти вопросы.

    В исполнении учителя звучит 1-й куплет песни “Находка”

    А.Ермолова на слова А.Бочковской.

    Текст песни “Находка”– см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Кто догадался, какой герой к нам пожаловал? (Джаз, потому что музыка звучала очень ритмично, ярко, чуть необычно.)

    Сегодня мы поговорим с вами об удивительном музыкальном стиле – о Джазе. Джаз – настоящий герой своего времени! Мы узнаем, где и когда появился джаз, познакомимся с его характерными особенностями, послушаем музыку в исполнении лучших джазовых музыкантов и попытаемся сами спеть и сыграть джаз.

    Слайд 3. Эпиграф к уроку

    Что же такое джаз? Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов прошлого столетия, говорил: “Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз”.

    Слайд 4. Тема урока: “Джаз – искусство ХХ века”

    История джаза - часть истории 20-го века. В ноябре 2011 года Генеральная конференция ЮНЕСКО объявила о введении новой даты в календарь – 30 апреля – Международный День Джаза. Учредители праздника считают, что джаз – это сила, содействующая “миру, единству, диалогу и расширению контактов между людьми”.

    “Вот уже на протяжении века джаз - универсальный язык увлечённости и человеколюбия - объединяет людей, несмотря на их различную культурную, религиозную и национальную принадлежность”, – говорится в послании Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой и Посла доброй воли ЮНЕСКО, ректора Института джаза им. Телониуса Монка Херби Хенкока.

    III. Первичное усвоение учебного материала.

    Слайд 5. Заглянем в словари... Определение “Джаз”

    Джаз возник в конце XIX - начале XX века в США как синтез африканской и европейской культур и по сей день остается уникальной формой музыкального искусства, которая объединяет расы и национальности и стирает границы между людьми и государствами.

    Чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни. Перенесёмся в начало XX столетия...

    Слайд 6. Заглянем в словари... Определение “Джаз-банд”

    В то время и Новый, и Старый Свет бурлил разговорами о каком-то джаз-банде. Послушаем?

    Подготовленные учащиеся показывают небольшую сценку, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Все – и друзья, и враги Джаза сходились в одном: они хотели знать, откуда взялась эта скандальная личность.

    Слайд 7. История возникновения. Первые джаз-банды

    А было Джазу в ту пору лет 10, не больше. Родился он на юге США и любовно называл свой край Диксиленд. Особенно тепло вспоминал Новый Орлеан – город, где и появились первые оркестры, состоящие из 5-10 музыкантов, которые называли джаз, или джаз-банды. В Новом Орлеане, как и по всему югу Америки жило много негров, бывших рабов с плантаций. Негры жили трудно, но веселились с азартом и вдохновением.

    Кстати, именно в Новом Орлеане была записана первая джазовая грампластинка. Запись принадлежала известному “Original Dixieland Jazz Band”. Диксилендами также называли джазовые ансамбли, состоящие из белых исполнителей, подражающих традиционным темнокожим джазовым коллективам.

    Слайд 8. Первые джаз-банды

    Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках. Иногда случалось так, что они встречались на одной площади, в одном городе. Тогда устраивались настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа. А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?.. С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.

    Слайд 9. Первые джаз-банды

    Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать.

    Слайд 10. Джазовая лихорадка

    Во многих городах Америки наш герой нашёл и кров, и пищу, и поклонников. Добрался он туда по реке Миссисипи на стареньком колёсном пароходике. В начале XX века на таких прогулочных пароходах выступали новоорлеанские оркестры, музыка которых стала наиболее привлекательным развлечением для пассажиров во время речных туров. Но больше всего работы для Джаза оказалось в Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику в клубах и увеселительных заведениях музыкой и танцами. Так прошла юность Джаза...

    Слайд 11. Мировая популярность

    А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Благодаря бурному развитию грамзаписи наш герой завоевал огромную популярность. Джаз звучал и в Америке, и в Европе. И везде умудрился завести верных друзей. Теперь джаз играли не только чернокожие музыканты, но и европейцы.

    Слайд 12. Джаз в СССР

    Полюбили джаз и в нашей стране. В 20-е и 30-е годы у нас появились свои джазовые знаменитости. Среди них – Леонид Осипович Утёсов и его оркестр “Теа-джаз”, первое выступление которого зрители увидели 8 марта 1929 года в Ленинграде.

    Слайд 13. “Весёлые ребята”

    Вместе со своим театральным джаз-оркестром Утёсов снялся в музыкальной комедии “Весёлые ребята”, премьера которой состоялась в декабре 1934 года.

    Просмотр видеофрагмента из джаз-комедии “Весёлые ребята”.

    Итак, мы уже знаем, в какой стране появился джаз (В США), какой город считают родиной джаза (Новый Орлеан), как назывались оркестры, исполнявшие джаз (джаз-банды, диксиленды).

    Слайд 14. Основы джаза

    Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И узнали – от серьёзного дядюшки Спиричуэла, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.

    Слайд 15. Спиричуэл

    Спиричуэл в переводе с английского означает духовный, церковный. Негритянский спиричуэл – духовный хоровой гимн, часто сочинявшийся на библейские сюжеты и тексты. Гимны пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев. Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается хлопками, притопыванием и танцевальными движениями. Спиричуэл исполняют коллективно, выражая идеи и чаяния всей общины.

    (В помощь учащимся – “Словарь эстетических эмоций”, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

    Слушание фрагмента произведения Луи Армстронга “Let my people go!”

    Какие черты характера унаследовал мистер Джаз от Спиричуэла? (Важность, горделивость, учтивость, религиозность, торжественность. Музыку сначала исполнял солист, а затем хор. Они пели без сопровождения, а затем появился аккомпанемент.)

    Слайд 16. Блюз

    В конце XIX века появились и другие песни – песни-жалобы, песни протеста. Их стали называть блюзами. В блюзах говорится о нужде, о тяжелом труде, об обманутых надеждах. Исполнители блюзов обычно аккомпанировали себе на каком-нибудь самодельном инструменте. Например, приспосабливали гриф и струны к старому ящику. Лишь позднее они смогли покупать себе настоящие гитары. В отличие от спиричуэла, блюз – сольно-песенный жанр. В блюзе есть всё – и драма, и конфликт, и сатира, и юмор.

    Послушаем “Блюз Западной окраины” Луи Армстронга и попробуем определить, какие черты характера унаследовал джаз от блюза.

    Слушание фрагмента произведения Луи Армстронга “Блюз Западной окраины”.

    Вот о чём пел Л.Армстронг: “Блюз наполняет меня с головы до ног, я печален сегодня, я полон мрачных предчувствий, когда я еду на западную окраину, где меня ждет так много страданий...”. Как звучала эта музыка? (Музыка была задумчивая, добрая, плавная. Можно сказать, что джаз унаследовал от блюза романтичность, мечтательность, нежность.)

    Слайд 17. Регтайм

    Совсем другой характер у регтайма. Регтайм (рваный ритм) – танцевальная музыка особого ритмического склада. Появлению регтайма предшествовала популярность танцев “кейк-уок” и “ту-степ”. В этих танцах негры пародировали своих господ, подражая их манерам и походке. В конце актеры получали в награду маленький кусочек пирожного из рук “хозяина”.

    Слайд 18. Скотт Джоплин

    Сейчас вы услышите музыку первого короля регтайма Скотта Джоплина, афроамериканского композитора и пианиста.

    Слушание регтайма С.Джоплина “Артист эстрады”.

    IV. Осознание и осмысление учебного материала.

    Я предлагаю вам, ребята, поучаствовать в исполнении этого произведения. Перед вами инструменты – бубны, барабаны, маракасы (учащиеся берут инструменты и распределяются на 3 группы).

    Попробуем, импровизируя, создать ритмический аккомпанемент к этому произведению. Предложите, пожалуйста, ритмический рисунок, который будет исполнять только ваша группа инструментов. (Учащиеся предлагают группе барабанов играть на сильную долю, группе бубнов – на слабую, а маракасам – звучать постоянно).

    Исполнение “Артист эстрады” С. Джоплина учителем на фортепиано и учащимися на ДМИ.

    Ноты “Артист эстрады” - см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4

    Вижу, что все получили удовольствие, и музыканты, и слушатели! И действительно, джазовая музыка никого не оставляет равнодушным, впечатляет своей неповторимостью, красотой и оригинальностью.

    Теперь мы можем сказать, какие черты характера унаследовал Джаз от Регтайма? (Весёлый, жизнерадостный и яркий характер.)

    Спиричуэлы, блюзы, регтаймы – это еще не джаз, а только подступы к нему. Об этом мы поговорим в следующий раз.

    Слайд 19. Особенности джазовой музыки

    Когда Джаз сделался совсем знаменитым, настоящим героем дня (с 30-х г. 20 века), многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. “Похож, - соглашались люди, глядя на его портреты, - но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности”. Итак, попробуем нарисовать портрет Джаза. Какими особенными чертами характера он обладает? (Необычным ритмом.)

    Совершенно верно. Наш мистер Джаз очень сложная натура – при всей своей постоянности (регулярная пульсация – “бит”), он совершенно непредсказуем (отклонения от пульсации – “свинг”, т.е. звук в движении).

    Когда мы с вами исполняли регтайм, ритмический аккомпанемент вы сочинили прямо на уроке, а некоторые ребята сочиняли его прямо во время звучания музыки, то есть... (импровизировали.)

    Импровизация – это одна из самых важных отличительных черт нашего мистера Джаза. И, конечно же, эмоциональность – это то, что у нашего Джаза не отнять!

    Конечно, вы понимаете, что свободно, эмоционально и раскованно играть джаз может только настоящий профессионал. Джаз – это всегда ансамбль солистов, в отличие от других оркестров. А какие же инструменты входят в состав джазового оркестра? (ответы детей)

    Слайд 20. Состав джазового оркестра.

    Как вы правильно заметили, многие инструменты симфонического оркестра входят в состав джаза. Но в отличие от симфонического в джазовом оркестре постоянного состава инструментов нет.

    V. Закрепление учебного материала.

    Итак, мы познакомились с истоками возникновения джаза, его отличительными чертами. Давайте попробуем сами дать определение этому музыкальному стилю. (Джаз – это сплав европейской и африканской музыки с необычными мелодиями и ритмами. Джаз – это музыка, основанная на импровизации и ритме. Джаз – это музыка виртуозов. Джаз – это особая оригинальная музыка, которую слушают во всём мире.)

    Слайд 21. Заглянем в словари...

    Спасибо. А я открываю “Толковый словарь русского языка”, так как хочу вам зачитать определение, которое даёт С.И.Ожегов: “ДЖАЗ, -а, м. 1. Оригинальная импровизационная музыка с неровным ритмом и темпом, сочетающая в себе черты европейской и африканской традиций. ...”. Как видите, вы всё верно подметили, молодцы.

    А вот какое "емкое" определение было дано джазовой музыке в 1917 году – американский журнал Literary Digest разъяснил, что "джаз – это музыка, заставляющая людей трястись, прыгать и корчиться".

    Что ж, и они по-своему правы, ведь благодаря джазу на свет появились такие танцы, как фокстрот, твист, буги-вуги, чарльстон, рок-н-ролл и др.

    Кстати, рок-н-ролл может прозвучать в классе прямо сейчас.

    Слайд 22. Урок рок-н-ролла

    Исполнение всем классом песни О.Хромушина “Урок рок-н-ролла” наизусть с акустическим аккомпанементом (хлопками и щелчками) во вступлении и проигрышах и танцевальной импровизацией в 3 куплете.

    Текст песни “Урок рок-н-ролла” – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5

    Итак, какие музыкальные средства вам помогли определить стиль этой песни? (Песня написана в джазовом стиле. Ритм своеобразный, есть синкопы, акцент на слабую долю, танцевальный характер, добавление хлопков и щелчков.)

    Слайд 23. Знаменитые джазовые исполнители

    Прошло время, и Джаз повзрослел. Со времени своего возникновения в Нью-Орлеане джаз успел пройти огромный путь. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно. Имена выдающихся мастеров джаза известны во всём мире. Это Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, певица Элла Фицджералд и другие.

    Слайд 24. Первая леди джаза

    Слушание фрагмента “Summertime” из оперы “Порги и Бесс” Дж.Гершвина.

    Как звучала эта музыка? (Музыка очень спокойная, нежная, добрая, мягкая, завораживающая. Это блюз.) Какой инструмент солировал? (Труба – медный духовой инструмент.)

    Слайд 25. Король джаза

    Имя этого музыканта сегодня мы уже слышали не раз. Про него говорили: “Это не у тебя труба, а ты у трубы”. Действительно, Луи Армстронг играл на трубе неподражаемо. Его труба была способна выразить всё и могла петь как человеческий голос.

    Слайд 26. Король свинга

    Величайший джазовый кларнетист всех времен, Бенни Гудмен заслужил свое звание “Король Свинга” за безупречную игру, стал первым из джазменов, исполнявших классическую музыку.

    Слайд 27. Дюк Эллингтон – джазовый пианист

    Эдвард Кеннеди “Дюк” Эллингтон - негритянский пианист, композитор, руководитель оркестра, аранжировщик. Прозвище “Duke” (герцог) Эллингтон получил от друзей из-за любви к щегольской одежде. Со своим большим джазовым оркестром он объехал весь мир, а в 1971 году с гастролями Эллингтон побывал и в нашей стране.

    VI. Подведение итога урока. Рефлексия.

    Слайд 28. Джаз – лёгкая или серьёзная музыка?

    До сих пор ведутся споры о том, к какой музыке – лёгкой или серьёзной – можно отнести джаз? На уроке звучали разные джазовые произведения – разные и по настроению, и по содержанию. Каково ваше мнение? (Учащиеся высказывают свои мнения)

    Учитывая ваши ответы, сделаем вывод: джаз – это такой музыкальный стиль, в котором происходит взаимопроникновение сфер музыки.

    Слайды 29-30. Минутка творчества

    А сейчас я предлагаю вам обобщить впечатления от урока на тему “Джаз – искусство ХХ века” и поработать в группах.

    Самостоятельная работа в группах.

    • Работа с раздаточным материалом, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6
    • Учитель заслушивает ответы учащихся, оценивает работу групп и каждого за урок.

    Слайд 31. “Джаз – герой нашей эпохи”

    Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей, он герой нашей эпохи. Ему уже более 100 лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями. Надеюсь, в лице Мистера Джаза вы нашли сегодня хорошего друга, который будет радовать вас в счастливые мгновения вашей жизни и поддержит в трудную минутку. До новых встреч!

    Слайд 32. Спасибо за внимание

    Литература.

    1. Конен В. “Рождение джаза”. Москва, “Советский композитор”, 1990 г.

    2. Михеева Л. “Музыкальный словарь в рассказах”. Москва, “Советский композитор”, 1984 г.

    3. Финкельштейн Э. “Музыка от А до Я”. Издательство “Композитор”, Санкт-Петербург, 1992 г.


    Кому знакома эта музыка? Как Вы с ней познакомились?

    На доске написаны 3 слова (ДЖАЗ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, РИТМ). С помощью музыки, которая звучала в начале урока и слов написанных на доске мы определим для себя тему нашего сегодняшнего урока. И поставим учебную задачу.

    Запишем в тетрадь тему и проблемные вопросы.

    Сегодня на уроке Вы найдете ответы на интересующие нас вопросы. Чтобы представить образ Джаза, проследим историю его появления.

    Джаз возник в США в результате синтеза многочисленных элементов переселенных музыкальных культур народов Европы и африканского фольклора. Африканская музыка по природе своей импровизационна, важнейшую функцию в ней несет ритмическое начало, ритмическое многоголосие. В европейской же музыке более развито мелодическое и гармоническое начало. Музыка для африканцев часто связана с трудовой деятельностью, с обрядами, с культом и выступает не самостоятельно, а в соединении с танцем, пластикой, молитвой.

    Миссионеры обращали негров-рабов в христианство, обучали их гимнам. В пенях они просили Бога вывести их из мира горя, нищеты и угнетения. Так появился стиль спиричуэлс. (негритянские религиозные песнопения). У каждой группы есть музыкальные словари. 1 группа ищет название своего тиля, прочитает и расскажет о его особенностях.

    В период отмены рабства в 1865 году расцветает Блюз

    2 группа ищет название своего стиля, прочитает и расскажет о его особенностях.

    В 70 годы 19 века сложился еще один стиль предшественник блюза – регтайм.
    3 Группа ищет в музыкальном словаре определение регтайм.
    В начале 20 века произошло слияние спиричуэлс, блюза и регтайма. И этот стиль назвали джаз. Название возникло из бытовавшего тогда выражения: «джэзинг ит ап», т.е. «играть с воодушевлением, энергично, грубо, беспорядочно». Каждый участник оркестра должен уметь импровизировать на своем инструменте, т.е. сочинять музыку на ходу, что может далеко не каждый.

    Особенности джазовой музыки заключаются в сплаве элементов двух музыкальных культур: в мелодии и гармонии можно узнать влияние «белой» (европейской) культуры, а вот сложный и разнообразный ритм – это и синкопы, и полиритмия, и свинг (эффект раскачивания), грубоватый тембр звучания – это влияние африканской культуры.

    Колыбелью джаза стал город Нью-Орлеан. Считается, что произошло это 17 ноября 1887года. Одним из отцов джаза был темнокожий весельчак Термидус Браун, музыкант-любитель, парикмахер, имевший кличку Джаз-бо (джазовичок-страшилка)-уж очень этот Браун любил модные костюмы. Ночью 17 ноября в новоорлеанском ресторанчике «У Чокнутого» этот самый Браун вытащил свой видавший виды КОРНЕТ-духовой медный инструмент, похожий на трубу, и начал наигрывать незатейливую мелодию. Но вдруг Браун начал сбиваться с мелодии, которая благодаря этому приобрела совершенно необычный ритм и странную тональность. Эта удивительная мелодия привела публику ресторанчика в неописуемый восторг.

    Такое необычное, с неровным ритмом звучание, вскоре переняли многие музыканты из оркестров, исполнявших в Нью-Орлеане танцевальную музыку. В такой манере стал играть и Чарлз Болден по кличке Бадди-Дружище, который работал репортёром в маленькой газете. Прославился Бадди прежде всего тем, что в новомодной манере играл ужасно громко. Благодаря громкой игре именно Бадди, а не Термидус Браун, остался в истории джаза как основатель этого нового музыкального направления.

    Особенностями джаза являются сложный ритм с акцентами (резким выделением одного звука), бит – пульс, удар, биение, драйв – гонка, езда, атака, свинг – ход, мерное качание. Джаз – музыка оркестровая.

    Встали! Быстро потянулись! И в исходную вернулись!

    Сейчас мы прослушаем музыку и попробуем угадать, какие инструменты звучат. Включим наше воображение и поиграем на них.

    Теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок. Для этого отберем инструменты, характерные лишь для него.

    Учитель показывает карточки с изображением инструменты.

    Какие инструменты входят в состав джаз-оркестров.

    Прослушаем песню Р. Бойко «Дело было в Каролине»


    • К какому стилю относится прослушанная песня?

    • С помощью каких музыкальных средств Вы определили музыкальный стиль песни?
    Вокально-хоровая работа

    1. Проговаривание слов песни в ритмической формуле

    2. Пропевание слов в ритме на одном звуке, сопровождая пение хлопками

    3. Работа над интонацией в песне

    4. Пение группами по фразам.

    Презентация по музыке

    тема: « Джаз - искусство XX века »


    Истоки возникновения Джаза

    Северная Америка

    Родина Джаза

    Африка

    Южная Америка

    Джаз в Новом Свете

    Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили, начиная с XVIII века.

    И в XIX веке привели к возникновению «протоджаза» , а затем и джаза в общепринятом понимании, как слияние африканских ритмов и европейской гармонии.

    Истоки ДЖАЗА :

    Спиричуэл - песни североамериканских негров религиозного содержания. Их пели хором рабы с плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев в Америку. Спиричуэл оказали заметное влияние на развитие джазового искусства. Жанр спиричуэл – духовные песнопения рабов в США – возник в результате обращения негров в христианскую веру. Для этого использовались гимны и псалмы, завезённые в Америку белыми переселенцами и миссионерами.

    Блюз - народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Блюзы пелись в сопровождении банджо или гитары «Блюз».

    Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм: музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания.

    На этой основе в конце XIX века сложился музыкальный жанр регтайм (танцевальная музыка особенного склада – это попытки негритянских музыкантов использовать перекрёстные ритмы африканской музыки при использовании танцев).

    Впоследствии, спиричуэл и ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению - ДЖАЗУ .

    Архаический (ранний) джаз – обозначение наиболее старых традиционных типов джаза, бытовавших с середины прошлого столетия в ряде южных штатов США. Архаический джаз был представлен, в частности, музыкой негритянских и креольских марширующих оркестров XIX в.

    Период архаического джаза предшествовал возникновению новоорлеанского (классического) стиля .

    Корни джаза - музыкальный фольклор привезенных в Америку негров.

    В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.

    Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли со своей родины. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие, - создание единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев.

    Первые джазовые импровизации (представители)

    Американской родиной, где возник собственно Джаз , считают город песен и музыки – Новый Орлеан . Хотя и ходят споры, что джаз возникал по всей Америке, а не только в этом городе, но именно здесь он развился наиболее мощно.

    Кроме того, все старые музыканты – джазмены указывали на центр, которым считали Новый Орлеан. В Новом Орлеане сложилась наиболее благоприятствующая обстановка для развития этого музыкального направления: здесь была большая негритянская община и большой процент населения составляли креолы; здесь же активно развивались многие музыкальные направления и жанры, элементы которых потом включались в произведения известных джазменов. Разные группы развивали свои музыкальные направления, а афро-американцы создали из соединения блюзовых мелодий, регтайма и своих собственных традиций новое искусство, не имеющее аналогов. Первые грамзаписи джаза подтверждают прерогативу Нового Орлеана в зарождении и становлении искусства джаза.

    «Страна Дикси» – разговорное обозначение южных штатов США, одна из разновидностей традиционного джаза. Больше всего блюзовых певцов, пианистов буги-вуги, исполнителей рейгтайма и джазовых оркестров приехало с Юга в Чикаго, привезя с собой музыку получившуюв скоре прозвище «диксиленд» (наиболее широкое обозначение музыкального стиля самых ранних нью-орлеанских и чикагских джазовых музыкантов, записавших пластинки с 1917 – 1923 гг).

    Джонни Додс (12 апреля 1892 г. - 8 августа 1940 г.) - американский кларнетист, один из первых сольных джазовых исполнителей на этом инструменте. Высокий профессионализм, виртуозное владение инструментом и мягкое, отчасти блюзовое звучание отличали его игру. Творчество Додса оказало влияние на последующие поколения джазовых кларнетистов.


    Доминик Джеймс (11 апреля 1889 г. - 22 февраля 1961 г.) - один из первых джазовых корнетистов и трубачей, лидер группы Original Dixieland Jass Band. Он является композитором - автором одной из самых записываемых композиций, джаз-классики всех времен - "Tiger Rag". Он входил в состав первого записанного джаз-оркестра, группы, которая записала и выпустила первые записи джаза, "Livery Stable Blues " в 1917 году.

    Джимми МакПартланд (15 марта 1907 г.- 13 марта 1991 г.) -американский корнетист и один из создателей чикагского джаза. Макпартлэнд работал с Эдди Кондоном, Артом Ходесом, Джином Крупой, Бенни Гудменом, Джеком Тигарденом, Томми Дорси и другими. Был членом легендарной "Austin High School Gang».

    Музыканты искали возрождение классического Новоорлеанского джаза.

    Эти попытки оказались успешными.


    Первые известные исполнители в Америке

    Сидней Джозеф Беше (14 мая 1897 г. - 14 мая 1959 г.) - джазовый кларнетист и сопрано-саксофонист, один из зачинателей джаза. Выдающийся исполнитель новоорлеанского и чикагского стилей. Оказал большое влияние на музыкантов Севера США и способствовал становлению традиционного джаза в Европе.

    Луи Армстронг (4 августа 1900 г. - 6 июля 1971 г.) - американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля. Оказал наибольшее влияние на развитие джаза и сделал многое для его популяризации во всем мире. Он также был известен как мастер вокала, замечательный импровизатор, умеющий подстроить слова и смыслы в своём исполнении под эмоциональную окраску произведения.

    Каунт Бейси (21 августа 1904 г. - 26 апреля 1984 г.) - американский джазовый пианист, органист, знаменитый руководитель биг-бэнда. Бэйси был одной из самых значительных фигур в истории свинга. Он сделал блюз универсальным жанром - в его оркестре звучали и быстрые блюзы, и медленные, и трагические, и гротесковые.

    Первые известные исполнители в России

    Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему миру

    вне зависимости от их государственной принадлежности.

    В советский союз джаз пришел в начале 20-х годов. Первые джазовые концерты появились в Москве. В 1922 году был образован «Эксцентрический джаз-бенд» В.Я.Парнаха (1891-1951 гг.) - русский поэт, переводчик, музыкант, танцор, хореограф, основатель парижской литературной группы «Палата поэтов», зачинатель русского джаза. 1 октября 1922 года принято считать днём рождения джаза в СССР.

    Вскоре джазовые оркестры появились и в Ленинграде (ныне Санкт - Петербург). Весной 1927 года в зале Академической капеллы состоялось дебютное выступление «Первого концертного джаз-бенда». Его организовал выпускник дирижерско-хорового факультета Ленинградской консерватории Леопольд Яковлевич Теплицкий (1890-1965 гг.) .

    В качестве исполнителей он пригласил известных академических музыкантов.

    В 20-30-х годов немало для развития джаза в России сделал Георгий Владимирович Ландсберг (1904-1938 гг.) . Инженер по образованию, он несколько лет работал в Чехословакии, где подружился с местными джазовыми музыкантами и даже играл на фортепьяно в одном из пражских ансамблей. Вернувшись в Ленинград, Ландсберг в 1929 году создал «Джаз-капеллу».


    Одним из популярнейших исполнителей джаза стал Леонид Осипович Утесов (1895-1982 гг.) . В 1932 году композитор написал музыку для театрализованного спектакля «Музыкальный магазин». На его основе два года спустя режиссер Г.В.Александров снял одну из лучших советских комедий «Веселые ребята» с участием оркестра Утесова.

    Патриархом отечественного джаза по праву считают Олега Леонидовича Лундстрема (1916-2005 гг.) . Свыше шести десятилетий он возглавлял один из ведущих биг-бендов России. Лундстрем родился в Чите, затем жил в Китае (1921-1947). Свой коллектив он сформировал в Харбине (1934 г.). В Россию музыкант вернулся в 1947 году. Коллектив Лундстрема стал своеобразной школой джаза, где молодые исполнители перенимают опыт более опытных артистов.

    Один из наиболее популярных больших джазовых оркестров 60-х годов – ленинградский коллектив Иосифа Владимировича Вайнштейна (1918-2001 гг.). В него вошли ведущие джазовые инструменталисты Ленинграда.


    Сравнительный анализ

    Джазовая техника исполнения


    « Если Вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой,

    Вам никогда не понять, что такое Джаз.» © Луи Армстронг.

    Спасибо за внимание!

    Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США, в Новом Орлеане, в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Истоками джаза явились блюз и другая афроамериканская народная музыка. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приемов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. Поджарнами джаза являются: авангардный джаз, бибоп, классический джаз, кул, ладовый джаз, свинг, смус-джаз, соул-джаз, фри-джаз, фьюжн, хард-боп и ряд других.

    История развития джаза


    Джаз-коллектив колледжа Вилекс, штат Техас

    Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он появился из Африки. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр — регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.

    Блюз возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезенные рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьезные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании. Колыбелью джаза был американский Юг, и прежде всего Новый Орлеан.
    Залог вечной молодости джаза — импровизация
    Особенность стиля — неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза — импровизация. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остаётся легендой — Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе. Джаз — это не только определённый вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха.

    Новоорлеанский джаз

    Термином новоорлеанский обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами, а также новоорлеанских музыкантов, которые играли в Чикаго и записывали пластинки, начиная приблизительно с 1917-го и на протяжении 20-х годов. Этот период джазовой истории известен также как «Эпоха джаза». И это понятие также используется для описания музыки, исполняемой в различные исторические периоды представителями новоорлеанского возрождения, стремившимися исполнять джаз в том же самом стиле, что и музыканты новоорлеанской школы.

    Пути афроамериканского фольклора и джаза разделяются с момента открытия Сторивилла, района красных фонарей Нового Орлеана, прославившегося своими увеселительными заведениями. Желавших повеселиться и развлечься здесь ждала масса соблазнительных возможностей, которые предлагали танцплощадки, кабаре, варьете, цирк, бары и закусочные. И везде в этих заведениях звучала музыка и могли найти работу музыканты, освоившие новую синкопированную музыку. Постепенно, с ростом числа музыкантов, профессионально работающих в увеселительных заведениях Сторивилла, сократилось количество маршевых и уличных духовых оркестров, а вместо них возникли так называемые сторивилльские ансамбли, музыкальное проявление которых становится более индивидуальным, в сравнении с игрой духовых оркестров. Эти составы, называвшиеся часто «комбо-оркестрами» и стали основоположниками стиля классического новоорлеанского джаза. В 1910—1917 годы ночные клубы Сторивилла стали идеальной окружающей средой для джаза.
    В 1910—1917 годы ночные клубы Сторивилла стали идеальной окружающей средой для джаза
    Развитие джаза в США в первой четверти XX века

    После закрытия Сторивилла джаз из регионального фольклорного жанра начинает превращаться в общенациональное музыкальное направление, распространяясь на северные и северо-восточные провинции США. Но его широкому распространению конечно не могло способствовать только закрытие одного увеселительного квартала. Наряду с Новым Орлеаном, в развитии джаза большое значение с самого начала играли Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис. В Мемфисе в XIX веке зародился рэгтайм, откуда потом в период 1890—1903 он распространился по всему североамериканскому континенту.

    С другой стороны представления менестрелей, с их пестрой мозаикой всевозможных музыкальных течений афроамериканского фольклора от джиги до рэгтайма, быстро распространились повсюду и подготовили почву для прихода джаза. Многие будущие знаменитости джаза начинали свой путь именно в менстрель-шоу. Задолго до закрытия Сторивилла новоорлеанские музыканты отправлялись на гастроли с так называемыми «водевильными» труппами. Джелли Ролл Мортон с 1904 года регулярно гастролировал в Алабаме, Флориде, Техасе. С 1914 года он имел контракт на выступления в Чикаго. В 1915 году переезжает в Чикаго и белый диксилендовый оркестр Тома Брауна. Крупные водевильные турне в Чикаго совершал и знаменитый «Креол Бэнд», руководимый новоорлеанским корнетистом Фредди Кеппардом. Отделившись в своё время от «Олимпия Бэнда», артисты Фредди Кеппарда уже в 1914 году успешно выступали в самом лучшем театре Чикаго и получили предложение сделать звуковую запись своих выступлений даже прежде «Original Dixieland Jazz Band», которое, впрочем, Фредди Кеппард недальновидно отклонил. Значительно расширили территорию, охваченную воздействием джаза, оркестры, игравшие на прогулочных пароходах, ходивших вверх по Миссисипи.

    Еще с конца XIX века стали популярными речные поездки из Нового Орлеана в Сент-Пол сначала на уикэнд, а впоследствии и на целую неделю. С 1900 года на этих прогулочных пароходах (riverboat) начинают выступать новоорлеанские оркестры, музыка которых становится наиболее привлекательным развлечением для пассажиров во время речных туров. В одном из таких оркестров «Шугер Джонни» начинала будущая жена Луи Армстронга, первая джазовая пианистка Лил Хардин. В riverboat-оркестре другого пианиста Фэйтса Мэрейбла, выступало много будущих новоорлеанских джазовых звезд.

    Пароходы, совершавшие рейсы по реке, часто останавливались на попутных станциях, где оркестры устраивали концерты для местной публики. Именно такие концерты стали творческими дебютами для Бикса Бейдербека, Джесса Стейси и многих других. Еще один знаменитый маршрут пролегал по Миссури до Канзас-Сити. В этом городе, где благодаря крепким корням афроамериканского фольклора развился и окончательно дооформился блюз, виртуозная игра новоорлеанских джазменов нашла исключительно благодатную среду. Главным центром развития джазовой музыки к началу 1920-х становится Чикаго, в котором усилиями многих музыкантов, собравшихся из разных концов США, создается стиль, получивший прозвище чикагский джаз.

    Биг-бэнды

    Классическая, сложившаяся форма биг-бэндов известна в джазе с начала 1920-х годов. Эта форма сохранила свою актуальность вплоть до конца 1940-х годов. Музыканты, поступившие в большинство биг-бэндов как правило чуть ли не в подростковом возрасте, играли вполне определенные партии, или заученные на репетициях, или по нотам. Тщательные оркестровки вместе с крупными секциями медных и деревянных духовых инструментов выводили богатые джазовые гармонии и создавали сенсационно громкое звучание, ставшее известным как «звуки биг-бэнда» («the big band sound»).

    Биг-бэнд стал популярной музыкой своего времени, достигнув пика славы в середине 1930-х годов. Эта музыка стала источником повального увлечения свинговыми танцами. Руководители знаменитых джаз-оркестров Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Каунт Бэйси, Арти Шоу, Чик Уэбб, Гленн Миллер, Томми Дорси, Джимми Лансфорд, Чарли Барнет сочинили или аранжировали и записали на пластинки подлинный хит-парад мелодий, которые звучали не только по радио, но и повсюду в танцевальных залах. Многие биг-бэнды демонстрировали своих импровизаторов-солистов, которые доводили зрителей до состояния, близкого к истерии во время хорошо раскрученных «сражений оркестров».
    Многие биг-бэнды демонстрировали своих импровизаторов-солистов, которые доводили зрителей до состояния, близкого к истерии
    Хотя популярность биг-бэндов после Второй мировой войны значительно снизилась, оркестры во главе с Бэйси, Эллингтоном, Вуди Германом, Стэном Кентоном, Гарри Джеймсом и многими другими часто гастролировали и записывали пластинки в течение нескольких следующих десятилетий. Их музыка постепенно преображалась под влиянием новых течений. Такие группы, как ансамбли во главе с Бойдом Райберном, Сан Ра, Оливером Нельсоном, Чарльзом Мингусом, Тэдом Джонсом-Мэлом Льюисом исследовали новые понятия в гармонии, инструментовках и импровизационной свободе. Сегодня биг-бэнды являются стандартом в джазовом образовании. Репертуарные оркестры типа джазового оркестра Линкольн-Центра, Джазового оркестра Карнеги-Холл, Смитсоновский оркестр шедевров джаза и Чикагского джазового ансамбля регулярно играют оригинальные аранжировки биг-бэндовских композиций.

    Северо-восточный джаз

    Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане с наступлением XX века, но эта музыка пережила настоящий взлет в начале 1920-х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создать новую революционную музыку в Чикаго. Начавшаяся вскоре после этого миграция новоорлеанских джазовых мастеров в Нью-Йорк ознаменовала тенденцию постоянного движения джазовых музыкантов с Юга на Север.


    Луи Армстронг

    Чикаго воспринял музыку Нового Орлеана и сделал ее горячей, подняв ее накал не только усилием знаменитых ансамблей Армстронга Горячая Пятерка и Горячая Семерка, но также и других, включая таких мастеров, как Эдди Кондон и Джимми МакПартланд, чья бригада из Austin High School помогла возрождению Новоорлеанской школы. К числу других знаменитых чикагцев, раздвинувших горизонты классического джазового стиля Нового Орлеана, можно отнести пианиста Арта Ходеса, барабанщика Барретта Димса и кларнетиста Бенни Гудмена. Армстронг и Гудман, перебравшиеся в конечном счете в Нью-Йорк, создали там своеобразную критическую массу, которая помогла этому городу превратиться в настоящую джазовую столицу мира. И в то время как Чикаго оставался в первой четверти XX века в основном центром звуковой записи, Нью-Йорк наряду с этим превратился и в главную концертную площадку джаза, располагая такими легендарными клубами, как Минтон Плейхаус, Коттон Клаб, Савой и Вилидж Вэнджуард, а также такими аренами, как Карнеги Холл.

    Стиль Канзас-сити

    В эпоху Великой депрессии и сухого закона, джазовая сцена Канзас-Сити превратилась в своеобразную Мекку новомодных звуков конца 1920-х и 1930-х годов. Для стиля, процветавшего в Канзас-Сити, характерны проникновенные пьесы с блюзовой окраской, исполнявшиеся как биг-бендами, так и маленькими свинговыми ансамблями, демонстрировавшими очень энергичные соло, исполнявшиеся для посетителей кабачков с подпольно продававшимся спиртным. Именно в этих кабачках и выкристаллизовался стиль великого Каунта Бэйси, начинавшего в Канзас-сити в оркестре Уолтера Пэйджа и впоследствии у Бенни Моутена. Оба этих оркестра были типичными представителями стиля Канзас-сити, основой которого стала своеобразная форма блюза, получившая название «городской блюз» и сформировавшаяся в игре вышеназванных оркестров. Джазовая сцена Канзас-сити отличалась также целой плеядой выдающихся мастеров вокального блюза, признанным «королем» среди которых был многолетний солист оркестра Каунта Бэйси, знаменитый блюзовый певец Джимми Рашинг. Знаменитый альтсаксофонист Чарли Паркер, родившийся в Канзас-Сити, по приезде в Нью-Йорк широко использовал характерные блюзовые «фишки» разученные им в оркестрах Канзас-сити и составившие впоследствии один из отправных моментов в экспериментах бопперов в 1940-е.

    Джаз Западного побережья

    Исполнители, захваченные движением кул-джаза в 50-е годы, много работали в студиях звукозаписи Лос-Анджелеса. В значительной степени под влиянием нонета Майлза Дэвиса эти базировавшиеся в Лос-Анджелесе исполнители развивали то, что теперь известно как «West Coast Jazz», или джаз Западного побережья. Джаз Западного побережья был гораздо мягче, чем яростный бибоп, который ему предшествовал. Большинство произведений джаза Западного побережья было выписано в крупных деталях. Контрапунктные линии, часто использовавшиеся в этих композициях, казались частичками проникшего в джаз европейского влияния. Однако в этой музыке оставалось много пространства и для продолжительных линеарных сольных импровизаций. Хотя West Coast Jazz исполнялся главным образом в студиях звукозаписи, такие клубы, как «Маяк» на Эрмоза бич и «Хэйг» в Лос-Анджелесе часто представляли его главных мастеров, в числе которых были трубач Шорти Роджерс, саксофонисты Арт Пеппер и Бад Шенк, барабанщик Шелли Мэнн и кларнетист Джимми Джюффри.

    Распространение джаза

    Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему миру вне зависимости от их государственной принадлежности. Достаточно проследить ранние работы трубача Диззи Гиллеспи и его синтез джазовых традиций с музыкой темнокожих кубинцев в 1940-е или более позднее соединение джаза с японской, евроазиатской и ближневосточной музыкой, известные в творчестве пианиста Дейва Брубека, так же как и у блестящего композитора и лидера джаз-оркестра Дюка Эллингтона, комбинировавшего музыкальное наследие Африки, Латинской Америки и Дальнего Востока.

    Дэйв Брубек

    Джаз постоянно впитывал и не только западные музыкальные традиции. Например, когда разные художники стали пробовать работу с музыкальными элементами Индии. Пример этих усилий можно услышать в записях флейтиста Пола Хорна во дворце Тадж-Махал (Taj Mahal), или в потоке «всемировой музыки», представленной например в творчестве группы Орегон или проекта Джона Маклафлина Шакти. В музыке Маклафлина, раньше в основном базировавшейся на джазе, в период работы с Шакти стали применяться новые инструменты индийского происхождения, вроде хатама или таблы, зазвучали запутанные ритмы и широко использовалась форма индийской раги.
    Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций
    Художественный Ансамбль Чикаго (The Art Ensemble of Chicago) был ранним пионером в слиянии африканских и джазовых форм. Позднее мир узнал саксофониста/композитора Джона Зорна и его исследования еврейской музыкальной культуры, как в рамках оркестра Masada, так и вне его. Эти работы вдохновили целые группы других джазовых музыкантов, таких, как клавишник Джон Медески, сделавший записи с африканским музыкантом Салифом Кеита, гитарист Марк Рибо и басист Энтони Коулмен. Трубач Дейв Даглас с вдохновением внедряет в свою музыку балканские мотивы, в то время как Азиатско-Американский Джазовый Оркестр (Asian-American Jazz Orchestra) появился в качестве ведущего сторонника конвергенции джазовых и азиатских музыкальных форм. Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций, обеспечивающих зрелую пищу для будущих исследований и доказывающих, что джаз — это действительно мировая музыка.

    Джаз в СССР и России


    Первый в РСФСР джаз-бэнд Валентина Парнаха

    Джаз-сцена зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с ее расцветом в США. Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва).

    Ранние советские джаз-бэнды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон). В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30-е годы, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актера и певца Леонида Утесова и трубача Я. Б. Скоморовского. Популярная кинокомедия с его участием «Веселые Ребята» (1934) была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утесов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром, опереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления. Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза.
    В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в СССР 30-х годов
    Отношение советских властей к джазу было неоднозначным: отечественных джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жесткая критика джаза как такового, в контексте критики западной культуры в целом. В конце 40-х годов, во время борьбы с космополитизмом, джаз в СССР переживал особо сложный период, когда коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям. С началом «оттепели» репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась. Согласно исследованиям профессора истории и американской культуры Пенни Ван Эсчен, Госдепартамент США пытался использовать джаз в качестве идеологического оружия против СССР и против расширения советского влияния на страны третьего мира. В 50-е и 60-е гг. в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема, появились новые составы, среди которых выделялись оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва), а также Рижский эстрадный оркестр (РЭО).

    Биг-бэнды воспитали целую плеяду талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов, чье творчество вывело советский джаз на качественно новый уровень и приблизило к мировым образцам. Среди них Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Алексей Зубов, Виталий Долгов, Игорь Кантюков, Николай Капустин, Борис Матвеев, Константин Носов, Борис Рычков, Константин Бахолдин. Начинается развитие камерного и клубного джаза во всем многообразии его стилистики (Вячеслав Ганелин, Давид Голощёкин, Геннадий Гольштейн, Николай Громин, Владимир Данилин, Алексей Козлов, Роман Кунсман, Николай Левиновский, Герман Лукьянов, Александр Пищиков, Алексей Кузнецов, Виктор Фридман, Андрей Товмасян, Игорь Бриль, Леонид Чижик и др.)


    Джаз-клуб «Синяя птица»

    Многие из вышеперечисленных мэтров советского джаза начинали свой творческий путь на сцене легендарного московского джаз-клуба «Синяя Птица», который просуществовал с 1964 года по 2009 г, открыв новые имена представителей современного поколения звезд отечественного джаза (братья Александр и Дмитрий Бриль, Анна Бутурлина, Яков Окунь, Роман Мирошниченко и другие). В 70-х годах широкую известность получило джазовое трио «Ганелин-Тарасов-Чекасин» (ГТЧ) в составе пианиста Вячеслава Ганелина, барабанщика Владимира Тарасова и саксофониста Владимира Чекасина, просуществовавшее до 1986 года. В 70−80-х годах так же был известен джазовый квартет из Азербайджана «Гайя», грузинские вокально-инструментальные ансамбли «Орера» и «Джаз-Хорал».

    После спада интереса к джазу в 90-е годы, он снова стал набирать популярность в молодежной культуре. В Москве ежегодно проводятся фестивали джазовой музыки, такие как «Усадьба Джаз» и «Джаз в саду Эрмитаж». Самой популярной клубной площадкой джаза в Москве является джаз-клуб «Союз Композиторов», приглашающий всемирно известных джаз и блюз исполнителей.

    Джаз в современном мире

    Современный мир музыки столь же разнообразен, как климат и география, которые мы познаем благодаря путешествиям. И все же, сегодня мы наблюдаем смешение все большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music). Сегодняшний джаз уже не может не быть под влиянием звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как например Кен Вандермарк, фриджазовый авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам, более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт.

    Старая традиция звучания стремительно продолжается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, работающий с целой командой помощников, как в собственных маленьких группах, так и в Джаз-Оркестре Центра Линкольна, который он возглавляет. Под его покровительством выросли в больших музыкантов пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс «Warmdaddy» Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис. Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий такие художники, как саксофонист/М-басист Стив Коулмен, саксофонист Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон. К числу других великих наставников молодых талантов относятся также пианист Чик Кориа, и ныне покойные — барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития джаза в настоящее время достаточно велики, поскольку пути развития таланта и средства его выражения непредсказуемы, умножаясь поощряемым сегодня объединением усилий различных джазовых жанров.