Фонд "Открытые Двери"

Чигрина Анна, президент Фонда "Открытые Двери"

Я потеряла зрение в 14 лет. Из обычной школы пришлось уйти на  домашнее обучение.  Потом был интернат для слепых и слабовидящих детей, затем -  учеба в  Нижегородском государственном университете на факультете социологии, в обычной группе. У меня была возможность сравнить разные варианты обучения, прочувствовать на собственном опыте  их достоинства и недостатки. Я все время  пыталась понять,  где человеку с ограничениями здоровья лучше находиться, среди здоровых людей или среди  себе подобных. И для себя решила, что человеку с инвалидностью интереснее и полезнее находиться в  инклюзивной среде, нужно только ее подготовить и правильно организовать!

В 2009 г. мы с единомышленниками мы создали фонд “Открытые двери”, задачи которого полностью соответствуют названию: мы пытаемся по мере сил сделать так, чтобы  взрослые и дети с инвалидностью получили равные возможности.

 В начале мы занимались только сферой  образования, но по мере работы фонда круг задач расширяется.

 

Программы и проекты фонда

Радуга возможностей

Цель проекта – продвижение идей инклюзивного образования (совместного обучения здоровых детей и детей с инвалидностью) на практике.

В рамках проекта был создан инклюзивный внеклассный кружок по журналистике на базе МОУ СОШ № 24 г. Нижнего Новгорода. Ученики общеобразовательной школы и дети из школы-интерната для незрячих и слабовидящих детей совместно выпускали ежемесячную стенгазету, которая выходила и в школе №24, и в школе-интернате для незрячих и слабовидящих (в укрупненном шрифте и шрифтом Брайля).

Вторым важнейшим направлением работы проекта стало повышение квалификации учителей школы в сфере коррекционной педагогики. На базе Нижегородского педагогического университета были организованы курсы повышения квалификации для 15 педагогов. Все они по окончанию курсов получили сертификат повышения квалификации в сфере коррекционной педагогики и могут работать с детьми с ограниченными возможностями.  Для учителей также прошли семинары по пониманию «инвалидности» и по формированию правильного отношения к детям и взрослым с инвалидностью.

Дом удивительных людей

Программа помогает семьям с детьми с одновременными нарушениями слуха и зрения.

В рамках программы в 2017 году прошел двухнедельный лагерь для особенных детей, их родителей, братьев и сестер, опытных педагогов и молодых специалистов. Осенью был организован лагерь выходного дня «Дом удивительных людей: осенние выходные 2017».

В 2018 году деятельность в рамках программы «Дом удивительных людей» будет продолжена: в июне и августе пройдут две смены летнего лагеря в загородном мини-отеле «Гнездо».

В лагерь приезжают ведущие российские педагоги  разных профилей. Они собираются вместе и направляют свое внимание и усилия на решении проблем конкретного ребенка с особенностями развития. В обычных условиях собрать всех нужных ребенку специалистов в одном месте не представляется возможным. В «Доме удивительных людей» специалисты обмениваются опытом и взглядами на  возможности развития конкретных детей и составляют для них  комплексную  программу занятий.

Благодаря тесному общению специалистов и родителей и возможности длительного наблюдения за детьми в естественных условиях, во время работы «Дома удивительных людей» рождаются новые подходы, методики и программы, которые затем получают широкое распространение и помогают большому количеству детей.

Важно, что помощь специалистов в лагере получают не только особые дети, но и их  родители, братья и сестры. Жизнь семьи, в которой растет ребенок-инвалид — это каждодневная борьба, без передышек и сна.  Взрослые в таких семьях нуждаются в помощи психологов, физической реабилитации и элементарном отдыхе. Реабилитацией занимаются психологи. Возможность отдохнуть дают волонтеры.

Сроки реализации проекта: 2017-2018 г.

Передышка

Программа дает родителям детей с инвалидностью и членов семей слепоглухих возможность воспользоваться помощью специально обученной профессиональной семьи, на время доверив ей заботу о ребенке или нуждающемся в уходе взрослом с одновременным нарушения слуха и зрения. Получая «Передышку», родители (супруги, дети) могут заняться неотложными делами, сходить к врачу или просто отдохнуть, а ребенок или взрослый с особыми потребностями учится общаться с новыми людьми, получает новые впечатления. Такой простой вид помощи позволяет сохранить для людей с сочетанными сенсорными нарушениями семью, снизить психологическую напряжённость в семье и повысить качество ее жизни, поскольку уход за человеком с особыми нуждами требует от родных больших усилий и занимает практически всё время.